Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психоаналитическая философия З.Фрейда. 1. Неклассическая философия: сущность, причины появления




 

1. Неклассическая философия: сущность, причины появления

Неклассическая философия появляется во второй половине 19 – начале 20 вв., что было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры, утратой веры в возможность усовершенствования общества и человека. В Европе шли бесконечные войны, восстания и революции, свирепствовали голод и эпидемии, происходили экономические кризисы. Складывалось впечатление, что человек бессилен решать свои проблемы разумно.

Классическая философия Неклассическая философия
1.Главный признак –рационализм. Рационализм – это философское учение, основанное на вере в разумное и закономерное устройство мира, разумность человека, возможность человеческого разума познать мир и усовершенствовать его. 2. Цель классической философии – создать всеобъемлющие, объясняющие весь мир учения, открыть наиболее общие закономерности природы, общества, познания. 1.Главный признак – иррационализм. Иррационализм – это философское учение, утратившее веру в логичное устройство мира, разумность человека, возможность познания и усовершенствования им мира.   2. Цель неклассической философии – изучение сущности человека, проблем его существования в неразумно устроенном мире.  

 

2. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра

Учение немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860) называют волюнтаризмом, так как, по его мнению, первоначалом и правящей миром силой является воля. Это некая бессознательная мировая, вселенская сила, не имеющая никаких разумных целей, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Говоря современным языком, воля – это энергия. В человеке, как и в других живых существах, она проявляется как воля к жизни. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле воля заставляет человека стремиться к неразумным целям. Прежде всего, она заставляет желать материальных ценностей: богатства, власти, славы и т.п. Но если даже человеку удается чего-то достичь, счастья ему это не приносит, он испытывает разочарование, ощущая неважность достигнутого, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется короткая человеческая жизнь. В обществе царит борьба и жёсткая конкуренция. Мир наполнен злом, бессмысленностью и несчастьем, он наихудший из возможных. Свое учение Шопенгауэр называетпессимизмом. Пессимизм (от лат. «pessimus» - наихудшее) – это склонность во всём видеть только плохое, неверие в лучшее будущее. Шопенгауэра считают самым пессимистичным из всех пессимистичных философов.

Человек должен выйти из-под власти бессознательной воли к жизни, научиться жить действительно разумно, контролировать свои желания, воспитать равнодушие к страданиям, сострадание к другим. Для этого он должен возвыситься над уровнем обыденного существования, понять общее устройство мира. Средствами постижения мира и самосовершенствования являются занятия философией и искусством.

 

3. «Переоценка ценностей» Ф.Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) получил известность благодаря произведённой им переоценке ценностей, лежащих в основании западной цивилизации. Он воспринял идею Шопенгауэра о Мировой воле как всеобщей движущей силе. Проявление Мировой воли в живых существах Шопенгауэр называл «волей к жизни», а Ницше – «волей к власти». Воля к власти- это стремление к самоутверждению, господству. Жизнь – это борьба воль к власти. Ценно всё то, что укрепляет волю к власти, способствует выживанию, биологическому процветанию.

С позиции такого подхода Ницше подверг критике ценности демократии и христианства. Он убедительно показал, как демократический принцип равенства и христианские этические нормы любви и милосердия постепенно ведут западную цивилизацию к застою, деградации, падению культурного уровня и, в конечном счёте, вырождению. Принципы и ценности демократии и христианской морали соответствуют интересам слабых, бездарных людей, серых и посредственных, не способных к созданию культурных ценностей, занятых только их потреблением. Именно для такого типа людей на Западе созданы благоприятные условия жизни, в то время как всё яркое и талантливое обречено на гибель из-за зависти и непонимания агрессивным серым большинством.

Ницше считал, что истинное устройство общества должно основываться на признании неравенства людей по личным качествам и достоинствам. Более правильным и прогрессивным является не демократическое (власть народа), а аристократическое (власть лучших) устройство общества, в котором власть принадлежит харизматичным людям, умным, энергичным, волевым, деятельным.

Философия Ницше проникнута отвращением к человеку. По его мнению, современный человек в массе своей является супершимпанзе, то есть, по сути, всего лишь хитроумным животным, так как живёт в основном животными потребностями и удовольствиями. Человечество вырождается. На его месте со временем возникнет новый биологический вид – сверхчеловек. Между ним и человеком будет такая же разница, как сейчас между человеком и обезьяной. Сверхчеловек – это возвышенная натура, стремящаяся к культурному прогрессу, совершенствованию личности и общества. Материальные ценности, благосостояние не являются целью его жизни. По мнению Ницше, только в появлении сверхчеловека заключается оправдание существования, смысл жизни человечества. Человек – не «венец творения», а всего лишь промежуточное звено в биологической эволюции, которая будет продолжаться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных