ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Билет 7. Русская философия.На выбор либо Соловьев либо Бердяев. Основные этапы: 1)принятие христианства(988). При князе Владимире, и это совпадает с обретением письменности. Поэтому все наши памятники – христианские. Поэтому все язычество ток по христианским памятникам моно восстановить. Идет развитие письменности, усвоение христианского наследия из Византии(а она наследница Рима и Греции) к нам идет и античные знания(минимальные).
Но в этот период появляются и самостоятельные мыслители. 1)«слово о законе и благодати» - митрополит Илларион 2)татаромонгольское нашествие. Русь под золотой ордой. Там не до философии. 3) московский период. Там Иван Колита объединяет земли под Москвой. Как таковой философии не было, но: доктрина «Москва – третий Рим» (первый Рим – пал. Второй Рим – Константинополь – пал от Турков. Мол отошли от подлинного православия – наказал бог. И вот Москва – последняя.) Проникновение исихазма на Русь. Исихия – уединенная молитва. Сие православно-мистическое учение из Византии(святой Григорий Палома разработал. Учение об неких божественных энергиях, с которыми Христианин молитвами может соединится с божественными концами) Спор меж нестяжатилями и иосифлянами. Иосифляне – считали, что церковь должна быть богатой, чтоб помогать. А другие – что церковь должна не вмешиваться, а только молится. Победили иосифляне. 4)Петербургский период. Век русского просвещения. Тут и ломоносов, и Татищев, Радищев, Новиков и пр. Идет усвоение и накопление западных образцов. 5)В 19в моно уже говорить о философии в норм смысле. Тут важно: спор меж славянофилами и западниками. (внесла ли что-то Россия в мировую историю? И ответил – ничего не внесла. Мол все самое важное в европе случилось.). и эта спровоцировала этот спор. Славянофилы – хомяков и пр, мол у нас своя судьба, ресурсов дохера и пр. Западники: мол путь развития один, и запад просто ушел вперед. Наша задача – догнать, а никакого самобытного пути нет. Сюда – Белинский, Грамовсвкий и пр. Этот спор идет вплоть до сегодня. След. Важный этап – Добролюбов, Писарев. Учение о Русском освободительного движении. След: 70ы годы – народники След: становление русского марксизма: Ленин и пр. Потом революция и становления советской власти. Но в начале еще движение – по возврату к религии, мистики и пр. Оно было всего лет 40. – русское философское возрождение.
Ключевая фигура – Соловьев. Основные произведения: оправдание добра», «3 разговора», «Россия и будущность теократии» Ключевое понятие – понятие всеединства. Говоря о истине он дает определение: истина – это сущее, всеединое. Сие означает: вот мы смотрим на мир, видим кучу вещей, процессов разнообразных. Мир в многообразии. Но мир одновременно и нечто, значит все это многообразие дано нам одновременно в неком единстве. Т.е. тут сразу и многообразие, и единство в многообразии. Символом всеединства – святая София(премудрость божья). Одновременно соловьев пытался реализовать теорию всеединства в религии. Мол как так Иисус то 1, а почему есть всякие католики и пр. Он говорил что все эти односторонности должны соединены. Но не прокатило. Его из-за этого недолюбливали и те и другие. К концу жизни «три разговора» -он жутко разочаровался в будущем и разработал теорию Панмонголизма. Мол европейская раса будет уничтожена расой жёлтой(а тут как раз в Китае боксерское восстание случилось.) и он решил что вот оно! И умер с осознанием этой мысли.
Бердяев: основные произведения: «судьба России», истоки и смысл русского коммунизма, философия неравенств. Он начинал как марксист, но затем заинтересовался религиозной философией, и стал даже не православным философом. В основе было понятие мионической философии(?) меон – по гр. нечто. Мол чел – одновременно дитя божье, но учувствовал в создании не тока бог, но и меон. Мол еще до бога существовала некая меоническая свобода, это нечто. А значит в челе есть нечто до божественной реальности, посему чел воспринимает и ведет себя иногда как соперник бога. Тут на него повлияли немцы: Майстер Экхард и Якоб Бюэ, они тоже учили что до бога существовала некая безосновная бедна. Вообще Бердяев прославился размышлениями о религиозной основе комунизма, пусть они там атеисты все равно она оттуда. Ну и положительно о коммунизме отзывался, мол энергия от религии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|