ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Научные и философская картины мира. Научные революции и смена типов рациональностиКартина мира – это «образ мира», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлений о объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов. Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира. Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом. Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на положения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе. История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира, сменой парадигм. Парадигма – определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Научные революции сопровождались сменой парадигм. Научные революции – это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира. Научные революции – не кратковременные события, а представляют собой более или менее длительный исторический период, поскольку коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции. Первая научная революция произошла в период XV–XVI в., в эпоху перехода от средневековья к Новому времени, получившей название Эпохи Возрождения. Первая научная революция характеризуется сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля – центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Вторая научная революция: (XVII в.) – рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности: 1. применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; 2. заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии {Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» – учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон); 3. законы, установленные для механической сферы явлений, переносили на самые различные явления природы; 4. метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей. Третья научная революция (с конца XVII в. – до конца XIX в.) характеризуется диалектизацией естествознания: Основные открытия и положения: 1. попытки рассмотреть развитие Солнечной системы – космогоническая гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; 2. учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна; 3. открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг); 4. вся природа – это непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую; 5. открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева: свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) – законы химии едины для неорганического и органического мира; 6. принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили естественнонаучное обоснование; 7. разоблачение ошибочности натурфилософских механистических гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (горючей субстанции, «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира; 8. формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс); 9. виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); развитие науки к концу XIX в. заставило отказаться от естественнонаучных подходов в толковании материи (отождествляли материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию; 10. переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию движения (движение как способ существования материи: основные формы движения материи: механическое движение, физическое движение, химическое, биологическое, социальное движение); 11. переход к диалектическому пониманию пространства и времени как форм бытия движущейся материи; 12. диалектический принцип материального единства мира (открыты законы закономерного превращения одних видов материи в другие, одних форм движения в другие). Четвертая научная революция (XX в.) – формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения: 1. открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; 2. создание квантовой теории строения атомов (Резенфорда-Бора); 3. создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии – взаимопревращение видов материи и форм движения; 4. открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются как волны, излучаются и поглощаются как частицы; 5. движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц; 6. открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами обладают внутренней структурой, состоят из кварков; создание кварковой гипотезы; 7. развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК; 8. развитие диалектико-материалистической картины мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|