Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Платон и Аристотель-систематизаторы древнегреч ф-ии




Аристотель (384—322 до н. э.), будучи величайшим, из учеников Платона, в то же время был не согласен с философ­ской концепцией платонизма.

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Как вещи могут существовать отдельно от идеи? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил друг другу мир идей и мир вещей, между ними в его учении — пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма», ко­торый обозначает идеальную сущность, вечную и неизменную. «Форма» Аристотеля — это почти то же самое, что «идея» Платона. Помимо форм существует также материя, которая, будучи лишенной, свойств, качеств или признаков, явля­ется никакой, представляет собой ничто. Во взгляде на материю как на Небытие Аристотель вполне сходится с Платоном. И вот какая-либо высшая сущность — форма вселяется в бессмысленный кусок материи, и получается нормальная, чувственно воспринимаемая вещь физического мира, которая обла­дает размером, цветом, запахом и прочими качествами.

Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание, упражнение и майевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности.

. В любой вещи есть и материя и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью.

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричи­нах всего существующего:

• Первая причина — формальная. Формальная причина, обусловливает «суть бытия» или ее первую сущ­ность, то, без чего вещи нет.

• Вторую, материальную причину

•Третья причина — движущая, является столь же необхо­димой для полного определения вещи, как материальная и фор­мальная причины.

 

15. Средневековая ф-я и ее особенности (теоцентризм)6-15

Философии Средневековья присущи свои особенности. Прежде всего, это общие исторические условия, в которых ока­залась философия. В течение многих столетий она вынуждена была существовать в условиях всевластия церкви. Конечно, цер­ковь, религия — естественные проявления социальной жизни, но их абсолютное господство не всегда способствует успешному развитию философии, культуры в целом. Так случилось и в Средние века. Понижение социального статуса философии, ее полная зави­симость от религии отразились и на ее содержании, круге обсу­ждавшихся ею основных проблем, ее онтологии, антропологии, гносеологии.

 

Патристика (христианское богословие II—VIII вв.).

Представителями: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Ав­густин и др. Эти философы и богословы, или, как их иначе на­зывают, Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовме­стимость античной мудрости с христианской верой. Основны­ми темами средневековой патристики являются проблема сущ­ности и бытия Бога, происхождения зла в мире), свобода воли человека и возможность спа­сения души.

Схоластика (IX—XIV вв.). Первоначальный смысл слова «схоластика» не имеет негативных оттенков, термин обозна­чает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализиру­ет христианское мировоззрение.

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

ранняя (IX—XI вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

зрелая или классическая (XII—XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;

поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дуне Скот, Мейстер Экхарт и др.

Основными вопросами схоластической философии явля­ются проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Цен­тральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к об­щему и о реальности существования общего.

 

16. Особ-ти философ. Эпохи возрождения. 15-17

К XV веку Средние века себя исторически исчерпа­ли. Одной из главных особенностей рассматриваемой эпохи было то, что человек, в короткий срок совер­шив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувст­вовал себя более свободным и уверенным.

Главной проблемой философии Возрождения, также как и средневековой философии, являлась проблема Человека и Бога, проблема соотношения Природы и божественного первоначала. Однако философы Возрождения искали и находили новые, неожиданные решения традиционных проблем.

Эпоха гигантов философии.

-Леонардо да Винчи

-Микеланджело

-Томас Нор

-Мирандая

Основной чертой нового философского сознания был антропоцентризм — постановка человека в центр рассмот­рения, взгляд на него как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изу­чении человека, в постижении его природы. В Средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом — представлением о Боге как о высшей, предельно совершенной и един­ственно достойной внимания реальности. Как видим, в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а предста­вителей философии, искусства и науки, исповедовавших идеи антропоцентризма стали называть гуманистами. Именно они впервые предложили деле­ние истории на древнюю, средневековую и новую.

1. спос. секуляризации пантеизм — представле­ние о тождественности природы и Бога. Весь окружающий мир и есть безличное, то есть везде и во всем находящееся бо­жество. Важно, что в таком воззрении автоматически исключа­ется акт творения: если Бог и природа — одно и то же, значит он никак не мог ее сотворить и ни в коем случае не является первичным по отношению к ней.

2. спос. секуляризации был деизм — представление, по ко­торому Бог создал мир, наделил его законами и самоустра­нился.

3. спос. секуляризации является атеизм — утверждение о том, что Бога вообще нет и не может быть — нигде, никак и ни­когда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных