Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка проблемы соотношения субъекта и объекта во «втором позитивизме» Э. Маха и Р. Авенариуса.




В своей известной работе "Анализ ощущений, отношения психического к физическому" (1907 г.) Мах закрепил основные аспекты своей философской концепции. Исходя из основного своего тезиса, что ощущения первичны, в основе всех явлений находятся ощущения, он пересмотрел основные понятия: вместо причинно–следственной связи он ввел функциональные зависимости. Ощущения у него — это глобальный факт и форма приспособлений организма к среде, все ощущения однородны, различны связи между ними. Нет резкой границы между физическим и психическим. Есть только однородные элементы, из которых слагается внутреннее и внешнее, физическое и психическое, которое зависит от нашей временной точки зрения. Допустим, возьмем цвет, если рассматривать цвет в связи с источником цвета, то это физический объект, если свет воспринимается глазом, то это психический объект. Чтобы освободиться от обвинений в солипсизме, Мах ввел нейтральные элементы. Тела — это комплексы ощущений. Ощущения — элементы. В чувственном мире нашего познания нет разделения ощущений, ощущения нейтральны. Процесс познания рассматривается как процесс прогрессивной адаптации. Наука — это процесс адаптации идей к различным сферам опыта. Разногласие между фактами и идеями и разногласие между самими идеями — двигатель науки. Роль гипотезы — расширение нашего опыта. Гипотеза позволяет подтвердить или опровергнуть наши идеи. "Распознанное заблуждение выступает в качестве корректива, как источник познания". Кроме этого, Мах, как и Авенариус считал, что суть науки составляет экономия описания и понимания, он выдвинул принцип экономии мышления. Материя, атом, молекула — экономичные символы физико–химического опыта. Из теоретических концепций, предпочтительней та, которая наиболее просто объясняет данный тип явлений. С точки зрения Маха, экономное взаимное приспособление суждений в одной сфере знаний возникает тогда, когда будет найдено наименьшей число независимых суждений, из которых другие суждения выводятся. Функцией науки становится описательная функция. Если у Конта7 нет только объяснительной функции науки, то Мах убрал и предсказательную функцию науки. У науки осталась только описательная функция. Физическое исследование: по Маху психология должна исследовать связи между явлениями, физика — между ощущениями. Цель: установление зависимости одних переживаний от других. При этом законы и теория в физике — это лишь средство для достижения целей. В этой связи, с точки зрения Маха, следует не только отстраниться от объяснительной функции физики. Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений.

Термин "эмпириокритицизм", введенный Р. Авенариусом, буквально означает критику опыта. Опыт — это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая "принципиальная координация": нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Элементы опыта как единства "Я" и "среды" нейтральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как "физические", и как "психические". Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта.

Наш опыт — это некий приспособительный комплекс. Чем более монолитен он будет, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, различные формы удвоения опыта, то есть чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил — основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта, деятельностью по очищению опыта. По мнению Авенариуса, новую философию можно будет построить именно по принципу наименьшей траты силы, когда будут устранены такие пустые понятия, как необходимость, причинность, вещь и свойства и субстанция.

Если устранить их из науки и философии, то это и будет наиболее экономное описание мира. Все сущее будет по содержанию — ощущение, а бытие — движение. Авенариус подверг критики интроекцию – неправомерное вкладывание в мозг человека каких–то понятий и ощущений. Ощущения и представления и так у нас есть. Но люди такие вложения вкалывают друг в друга и потом в себя. Поэтому появляется некое удвоение мира. Мир реальный и мир в мозгу. Вместо интроекции Авенариус выдвинул идею о принципиальной координации. Наше Я и среда его окружающая неразрывны, мы всегда вместе. Никакое полное описание данного или находимого нами невозможно без некоторого Я и среды, при этом Я — центральный член координации, а среда — это противочлен координации.

Исходный принцип учения Авенариуса – нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта").

 

 

6. Научные итоги поздней античности. Александрийская научная школа. Мусейон как способ организации научного сообщества и его деятельности.

(ИЗ ВИКИ)

Александрийская школа — ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III века до н. э. по IV век н. э. Наиболее известными среди них являются александрийская школа неоплатонизма и александрийская богословская школа.

История Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии Птоломеев город Александрия в Египте, бывший по своему положению центром тогдашних всемирных сообщений. Это было в то время, когда греческая культура распространилась по всему основанному Александром Великим и распавшемуся после его смерти на части государству. Период времени, в который греческая поэзия и наука были здесь развиваемы, называется по некоторым особым, отличающим его чертам Александрийским веком. Его можно подразделить на два главных периода: первый (Александрийский век в более тесном смысле) обнимает время царствования Птоломеев с 323—30 года до н. э.; второй продолжается от прекращения династии Птоломеев до покорения Александрии арабами — 30 год до н. э. — 640 год н. э. Первым греческим владетелем, стремившимся создать для греческой науки и греческого образования широкое основание и новое убежище, был Птолемей Сотер; он собрал туда многих ученых и положил основы Александрийской библиотеки и Александрийского музея. Значительно больше двинул эти занятия вперед создавший знаменитую Александрийскую библиотеку в больших размерах его наследник, Птолемей Филадельф. К Александрийской школе принадлежали греки, египтяне, иудеи, а впоследствии и римляне.

Философия Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам. Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами. Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и — в противоположность им — скептики. Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники. Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой, они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством, поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте. Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии. Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против арианства, при помощи Афанасия, принцип неприкосновенности правоверных положений религии.

Наука Наконец, александрийское направление отличалось еще и разработкою точных наук — медицины, географии, физики, математики и естествоведения; эти последние дошли здесь до самой высокой в древности степени развития. Уже в III-м столетии до н. э. Евклид написал здесь свое классическое сочинение по геометрии. Астрономы этой школы отличались с самого ее начала от своих предшественников тем, что они оставили в стороне всякие метафизические спекуляции и посвятили себя всецело наблюдениям. Как физики, математики и географы отличались: Аристилл и Тимохарис, Архимед в Сиракузах, Эратосфен, Аристарх Самосский, Птоломей и другие. Александрийская школа продержалась в своих различных направлениях в течение около восьми столетий на такой — правда, с течением времени несколько изменявшейся, — высоте, что она была постоянно главным центром учености и литературы тогдашнего мира.

Александрийский мусейон (греч. muséion — храм или святилище муз) был основан в 3 в. до н.э. по инициативе Деметрия Фалерского (ученика Аристотеля) и представлял собой один из главных научных и культурных центров античного мира. В нём жили и работали учёные многих областей знания (математики Архимед, Евклид, Эратосфен; астрономы Аристарх Самосский, К. Птолемей, философы Филон и Плотин, поэты Каллимах и Феокрит и др.). Работавшие в Александрийском мусейоне учёные находились на полном иждивении правителей. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались ученые, философы и поэты многих стран. Большие успехи были достигнуты в математике, астрономии, естествознании, географии, медицине, а также филологии и грамматике (например, проводился критический разбор текста гомеровских поэм). Успехи в литературе были значительно скромнее. В римский период (после 30 до н. э.) Александрийский мусейон постепенно теряет значение. В 272-273 Александрийский мусейон был разрушен.

 

7. Интернализм и экстернализм. Роль социокультурных факторов в развитии или стагнации науки на примере христианского и мусульманского Средневековья. Взаимодействие науки и религии в рамках современной картины мира, ваша оценка ситуации.

Интернализм -наука развивается только благодаря только своим внутренним закономерностям.

Экстернализм -получение знания зависит от внешних обстоятельств, и они должны учитываться.

 

В Средние века отсутствует научное сообщество. Оно погибло с вместе Александрийской библиотекой, вместе с гибелью античного мира. Научные сообщества начинаются возрождаться как церковные школы, постепенно перерастающие в университеты, но они выглядят очень скромно по сравнению с Античностью.

Главной книгой Средневековья была Библия. Последний аргумент в споре, в том числе и научном, это не наблюдение и не опыт, а цитата из священного писания. Но до этого необходимо было правильно, логично и красиво выстроить свое рассуждение. Это выстроило определенную культуру обращения с текстом - строго, непротиворечиво, логически грамотно, систематично. Это дошло и до наших времен, например, в виде построения научной работы - стандарт научности.

Идея Средневековья, обеспечившая переход к науке Нового времени: даже само существование Бога может быть рационально доказано (5 доказательств бытия Бога, Фома Аквинский). Становится ясно, что нельзя оставаться в жестких рамках теизмам, чтобы отвечать вызовам времени в виде внедрившейся мощной арабской культуры.

 

Философия Средних веков является по преимуществу — религиозной, по существу — христианской. Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:

1.креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего,

2.провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека,

3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее". Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.

Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование). Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).

 

Этапы Средневековья по отношению к развитию науки:

1) Патристика (5-8 в.) - учение отцов церкви. Больших достижений в науке не было.

2) Схоластика (10-13 в.) - формируются новые формы трансляции научного знания (Средневековые университеты). 7 свободных искусств закрепились системой высшего образования именно в Средневековье: первые 3 - тривиум (грамматика, диалектика, риторика), следующие 4 - квадрилиум (арифметика, геометрия, астрономия (точнее, астрология), музыка). Все это составляет часть образование на низшем (философском) факультете Средневекового университета. К ним также присоединяется философия. Выше шли богословский, медицинский или юридический факультеты.

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизниобщества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил. Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения[5].

Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную империю, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова. Развитие исламской государственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на общемировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные культурные центры Арабского мира: Багдад и Кордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, существовала мода и на личные библиотеки.

Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организатором науки. Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) — выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201—1274) — философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые.

Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию — прибор для определения положения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет шарообразную форму, и значительно уточнил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве.

Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.

 

 

8. Изменение представлений о субъекте, объекте и принципах научного познания в пантеизме эпохи Возрождения. Проблема отделения науки от паранауки.

14-16 век - эпоха возрождения и гуманизма. Возрождение сначала возникает как феномен культуры. Гуманисты,получив светское образование отделяясь от церкви критиковали схоластику. Вдохновителем возрождения является Данте. Петрарка - первый оформитель идеи гуманизма. Возрождение это возрастание интересов к человеку и античному наследию. Социально психологическими предпосылками возрождения явились:развитие в сфере экономики и техники (появление новых орудий труда и типов производств - ткацкая, военное дело, металлургия, книгопечатание). Рост выпускаемой продукции. Развитие торговли. Контакты с новыми людьми, культурами, обмен знаниями. Появление новой прослойки буржуа. В Италии буржуа приходит к власти, появляется республиканская форма правления. Эпоха географических открытий. Изменение идеологического характера, внутри церкви. Ослабевает идейная, экономическая и политическая власть церкви.

Этапы эпохи возрождения:

1. гуманистический (середина 14 - середина 15 вв.). Основная проблема человек, в его отношение к миру.

2. неоплатонический (середина 15 - 1 треть 16). Основная проблема - устройство бытия.

3. натурфилософский. Основная проблема - природа, попытка исследования с помощью научных методов. Основные темы эпохи возрождения, общественное и гос. устройство. Происхождение. Возврат к античной утопии. Появление 1 политических исследований.

Переход к эпохе Возражения ознаменовался новым, более свободным, стилем мышления. Формируются новые субъекты науки - не только монахи и каноники, но и светские люди. Формируется сама природа в качестве объекта науки. Для этого требовалась "культурная революция": теизм ((теос - бог) - Бог трансцендентен (внеприроден) и представляет собой высшую ценность. Природные события - малоценны) сменился пантеизмом (Бог везде, ценность природы растет, поскольку в ней присутствует актуальное божество ("природа - это Бог в вещах")); увидев в природе присутствие Богу, люди увидели санкцию для ее изучения. Статус научного знания оказался резко повышен, благодаря пантеизму. Но проблема была в том, что не было никаких стандартов и критериев новой научной рациональности. И в этот период пантеизм существовал во многих версиях и течениях.

Направления пантеизма:

1. Нетрадиционная теология. Представитель - Николай Кузанский (15 в.). Написал сочинение "Об ученом незнании", где говорится о том, что в мире, созданном Богом, каждый его параметр и каждое явление доопределяется всей остальной Вселенной, всеми остальными параметрами и объектами. Ни одно событие не существует само по себе, а доопределяется всей массой остальных событий. Т.е. возникает идея фундаментальных связей внутри самой Вселенной. Бог - абсолютный минимум и абсолютный максимум, радиус мира бесконечен.

2. Герметическая традиция. От имени Гермеса - ему приписывается магическое знание о силах Земли, используя которое можно манипулировать природой. Велась практика алхимии и астрологии. В тот момент никто не знал, что правильно, а что неправильно. Соединение магии и экспериментальных практик оказывается широко распространенным. Формируется первый принцип научной рациональности. Принципы построения модели мира:

- Все есть мысль, т.е. бытие устроено разумно, что позволяет извлечь божественную искру из любого предмета. Что наверху, то внизу. Микрокосм отражает макрокосм (одни и те же действующие законы). Мир является разумным, и существует корреляция между разными планами бытия.

- Ничто не находится в покое. Все движется. Мысль - тоже есть движение.

- Все двойственно (идея поиска философского камня). Принцип ритма, маятникового колебания проявляется во всем. Мысль может нейтрализовать ненужные колебания.

- Существует много планов причинности. Нет разделения идеальной и материальной сущности.

- Все имеет пол - мужской и женский.

3. Зарождающееся естествознание (в более или менее "современном" стандарте). Происходит воскрешение из небытия гелиоцентрической системы (Н. Коперник). Кеплер - неоплатоник, мистик, неопифагореец, крупнейший астроном своего времени. Он составлял астрологические прогнозы. Дж. Бруно - вводит идею о множественности миров, бесконечности и одушевленности Вселенной. Возникли личные этические установки ученого (внутренняя мотивация), независимые от давления общества.

 

Паранаука (от греческого «около») -- учение, притязающее на научный статус, но требованиям научности не отвечающее. По Холтону:

В качестве примера к паранауке относят различные устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки, народную медицину и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционые современной науке учения, cпортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т. п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой, также к паранауке относят теологию.

Понятие паранауки выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К. Э. Циолковского в нач. XX в. или гелиобиология А. Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки». Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней. Наряду с блестящими теоретическими гипотезами в подобной теории присутствуют опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений.

Отношения между наукой и паранаукой должны быть более терпимы. Границы со временем претерпевают изменения.

 

 

9. Формирование норм и принципов научной деятельности в Новое время. Наука между рационализмом Декарта и эмпиризмом Бэкона. Роль механики Галилея и Ньютона в формировании классического типа рациональности. Принцип относительности Галилея, принцип гравитационного дальнодействия и принцип причинности.

Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. Рационализм является теоретической основой рационалистических концепций права. Суть этих концепций в том, что право – это совокупность норм, даваемых разумом и призванных обеспечить разумный способ жизнедеятельности в обществе (свобода, справедливость, равенство и т.д.).

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию Знания.

Рационализм (от лат.ratio – разум) – совокупность философских направлений, Признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Для рационализма разум - критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум.

Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.

Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе, например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схоластической контемпляции (духовному созерцанию). Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени (Бэкон, Декарт).

Главной задачей Декарта становится обоснование объективности разума и независимости науки от религии. Этой проблеме он посвящает свой труд "Рассуждение о методе" (1637). Декарт за создание строгой науки, базирующейся на бесспорных истинах. Ее основой должно стать естествознание.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности.

 

В XVII - первой половине XIX в.в. зарождается классическая наука, у истоков которой стоят Галилео Галилей и Исаак Ньютон.

Осн. идея:

- объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

Идеал:

- построение абсолютно истинной картины природы.

Классическая стадия имеет своей парадигмой механику. Механическая картина мира приобретает статус универсальной научной онтологии.

Становление и развитие механики в значительной степени зависели от математических описаний физических закономерностей, и в этом направлении огромный вклад в создание механистической картины мира внесли Г. Галилей и И. Ньютон. Созданная ими и их последователями механистическая картина мира основывалась на следующих четырех принципах:

Мир строится на едином фундаменте, на законах механики Ньютона. Все наблюдаемые в природе превращения, а также тепловые явления на уровне микроявлений сводились к механике атомов и молекул, их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Открытие в середине XIX в. закона сохранения и превращения энергии также вписывалось в представления о механическом единстве мира.

В механистической картине мира все причинно-следственные связи однозначные, здесь господствует лапласовский детерминизм. В соответствии с этой картиной Вселенная представляла собой хорошо отлаженный механизм, действующий по законам строгой необходимости, в котором все предметы и явления связаны между собой жесткими причинно-следственными отношениями.

В механистической картине мире отсутствует развитие – мир в целом таков, каким он был всегда. Такой взгляд фактически отвергал качественные перемены, сводя все к чисто количественным изменениям.

Механистическая картина мира исходила из представления, что микромир аналогичен макромиру. Считалось, что механика макромира может объяснить закономерности поведения атомов и молекул.

Известно, что Ньютону принадлежат знаменитые слова, определившие суть науки: «Физика, бойся метафизики!» Отказ от метафизики позволил науке свести Божественный космос к природе, натуре

Галилей ввел теоретически спроектированный эксперимент вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы. Мыслительным инструментом теоретических вопросов, управляющих таким экспериментом, стала математика. Идея математизации природы, осуществленная родоначальником науки Г. Галилеем, способствовала тому, что бесконечная природа превратилась в прикладную математику. Научным признавалось то, что могло быть конструировано и выражено на языке математики. При этом первые ученые не занимались обоснованием правомочности математизации природы, а также выяснением предпосылок математической объективации. Если в античности математика имела духовно-мистический смысл в контексте космического Разума, то Галилей начинает использовать ее как просто технику счета. Наука отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику.

Принцип относительности Галилея, принцип гравитационного дальнодействия и принцип причинности.

Принцип относительности Галилея – это принцип физического равноправия инерциальных систем отсчёта в классической механике, проявляющегося в том, что законы механики во всех таких системах одинаковы.

Никакими механическими опытами, проводящимися в какой-либо инерциальной системе, нельзя определить, покоится ли данная система или движется равномерно и прямолинейно. Это положение было впервые установлено Г. Галилеем в 1636 г.

Движение материальной точки относительно: её положение, скорость, вид траектории зависят от того, по отношению к какой системе отсчёта (телу отсчёта) это движение рассматривается.

Принцип гравитационного дальнодействия как передача действия тяготения через пустоту и мгновенно, т.е. с бесконечной скоростью. Принцип дальнодействия гласит, что если тело «А», находящееся в точке «а», действует на другое тело «В», то тело В, находящееся в точке «b», испытывает это воздействие в тот же момент.Ньютон же считал необходимым наличие некоего передатчика этого действия, «агента», правда, допуская его, быть может, нематериальную природу. В модели конструктивного мышления было принято, что взаимодействие передается мгновенно, и промежуточная среда в передаче взаимодействия участия не принимает. Это положение и было названо принципом дальнодействия.

Принцип причинности (ПП), один из наиболее общих принципов, устанавливающий допустимые пределы влияния физических событий друг на друга: ПП исключает влияние данного события на все уже прошедшие события ("будущее не влияет на прошлое", "событие-причина предшествует по времени событию-следствию"). ПП требует также отсутствия взаимного влияния таких событий, применительно к которым понятия "раньше", "позже" не имеют смысла: более раннее для одного наблюдателя событие представляется другому наблюдателю более поздним; именно такая ситуация возникает, когда пространственное расстояние между событиями столь велико, а временной интервал между ними столь мал, что эти события могли бы быть связаны лишь сигналом, распространяющимся быстрее света.ПП безусловно подтверждается экспериментом в макроскопической области и общечеловеческой практикой. Однако его справедливость в области субъядерных масштабов, изучаемой физикой элементарных частиц, не очевидна.

 

 

10. Определение возможностей и границ научного познания в философии Канта. Феномены и ноумены. Проблема активности познающего субъекта в «Критике чистого разума» И. Канта.

Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Он стремился обосновать деятельностный подход к пониманию познания. Исходным пунктом деятельностного подхода в познании является понимание познания как конструктивной работы по воспроизведению объекта в мысли, обусловленный определенной позицией субъекта познания, используемыми им средствами, предпосылками и установками.

Таким образом, Кант, обосновав тезис о том, что познающий субъект определяет способ познания и конструирует предмет знания, совершает переворот в философии, который часто называют «коперниканским переворотом».

Сущность научного познания состоит не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.

Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.

Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.

Теоретические истоки кантовой философии

Кант признавал, что основные идеи его философии инициированы скептицизмом Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое знание, то, очевидно, что опыт не может дать нам такое знание. Поэтому, утверждал Юм, Локк с его концепцией чувственного знания, был не прав. Следовательно, критерии всеобщности и необходимости содержатся в разуме и присущи ему априорно, то есть до всякого опыта. Знание должно быть ограничено возможностями разума и рассудка, а для этого разум и рассудок нужно изучить, подвергнуть критике.

Сущность теории познания Канта

Кант утверждал, что наш ум может познавать предметы окружающего мира лишь потому, что все познаваемое в этих предметах, создается этим же самым умом по присущим ему априорным принципам и схемам. Мы познаем не вещи сами по себе, а их явления сознанию.

Кант делит окружающую действительность на ту, что доступна познанию, и ту, что не может быть познана человеком. Познаваемая реальность называется сферой явлений, "вещей-для-нас", "феноменов". Непознаваемые объекты называются "вещами - в - себе", "ноуменами". Мир делится не по онтологическому, а по гносеологическому принципу. Такая позиция получила название "теоретико - познавательного дуализма".

Учение Канта об априорных принципах познания

Предмет познания создается операцией априорного синтеза материала чувственного восприятия с помощью коренящихся в разуме и рассудке правил и принципов. С помощью категорий пространства и времени, априорно данных рассудку, создается мир чувственных явлений. Затем, этот мир чувственных явлений, с помощью априорных правил рассудка, преобразуется в мир опыта, подлежащий научному рассмотрению.

Основоположения чистого рассудка Кант делит на четыре рода: категории количества; категории качества; категории отношения; категории модальности. Помимо условий и основоположений рассудка необходимо еще само действие, с помощью которого данные чувств могли бы преобразовываться в истинное знание. Это действие Кант назвал "трансцендентальной апперцепцией".

Учение об априорных принципах чувственного познания названо "трансцендентальной эстетикой". Учение об основоположениях чистого рассудка есть область трансцендентальной аналитики. Трансцендентальная диалектика исследует идеи и принципы и разума и показывает невозможность философии как науки.

Кант об антиномиях чистого разума

Разум как способность Кант подразделяет на чистый (спекулятивный) разум и практический разум. Чистый разум ограничивается пределами мира явлений, практический разум нацелен на "вещи-в-себе". Пределы чистого или спекулятивного разума Кант демонстрирует на примере доказательства космологической идеи. В попытке осуществить такое доказательство, разум запутывается во внутренних противоречиях, которые названы Кантом антиномиями чистого рассудка". Всего таких антиномий четыре:

Первая антиномия. Тезис: Мир имеет начало во времени и пространстве. Антитезис: Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

Вторая антиномия. Тезис: В мире все состоит из простого и неделимого. Антитезис: В мире нет ничего простого, а есть только сложные тела.

Третья антиномия. Тезис: В мире есть свобода. Антитезис: В мире нет свободы, а все необходимо и причинно обусловлено.

Четвертая антиномия. Тезис: Бог есть. Антитезис: Бога нет.

И тезис, и антитезис могут быть одинаково истинными, следовательно, объекты их не могут служить предметом научного познания. Но они могут быть предметом практического разума

Сущность практического разума

Практический разум у Канта регулирует сферу человеческой свободы. Он означает право на свободу выбора. Часто практический разум отождествляется с нравственностью. Говоря об отношениях чистого и практического разума, Кант отдает предпочтение последнему. Это означает, что в затруднительных ситуациях человек в первую очередь должен прислушиваться к голосу сердца, совести, даже если это идет вразрез с требованиями логики.

Сердцевина теории практического разума - учение Канта об автономии человеческой воли.

***

Кант в “Критике чистого разума” сформулировал свой знаменитый вопрос “Что я могу знать?” и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания.

В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. Кант делает предположение о том, что существует какая-то соразмерность между сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытием человека.

Прежде, чем познавать что-то, нужно выявить условия познания. В качестве условий познания у Канта выступают априорные формы познания, т. е. не зависящие ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.

Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. “Эти две способности, — пишет Кант, — не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание”

Учение Канта о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в способность решить любую проблему научными методами. “Поэтому, — пишет Кант, — мне пришлось ограничить знания, чтобы освободить место вере” [4. C. 95]. Критическая философия требовала осознания ограниченности человеческого знания, которое ограничено научно достоверным знанием, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, а “моральный закон внутри нас” служат у Канта основанием нравственности.

 

“Критика практического разума” отвечала на второй фундаментальный вопрос Канта: “Что я должен делать?” Кант вводит различия между теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический разум “определяет” предмет мысли, то практический разум призван “осуществлять”, т. е. производить нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в виду, что у Канта термин “практический” имеет особый смысл и означает не какую-то производящую деятельность, а просто поступок). Сфера деятельности практического разума — сфера морали.

Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали.

Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, т. е. независимый от знания, от развития общества, характер морали. Мораль, по Канту, — самая бытийственная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая к определенным поступкам, хоты нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести. То же самое можно сказать и о долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила.

В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности. Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали: “категорический императив, — пишет он, — есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы” [5. C. 273].

Кант хочет найти высший принцип моральности, т. е. принцип выявления самого морального содержания и дает формулировку того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом” [5. C. 260].

Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. Учение Канта как раз было направлено на выявление в ней исторических и вневременных характеристик морали и было адресовано всему человечеству.

 

 

11. Априорные предпосылки познания по Канту. Модификации представлений об априорных предпосылках познания в ХХ веке (К. Лоренц и Ж Пиаже).

Кант: априорные - пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку. Доопытные формы чувственности — пространство и время — создают предпосылки достоверности знания. Субъект, начиная познание, заранее обладает априорными формами познания, которые придают его знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентальные формы чувственности, априорные формы созерцания) и априорные формы рассудка (трансцендентальные формы рассудка), которые придают связность и упорядоченность хаотическому многообразию чувственного опыта. априорные суждения – связь предиката и субъекта не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него.

Лоренц: наша центральная нервная система, формы нашей интуиции и категории мышления адаптированы к реально существующему наподобие того, как ступни наших ног адаптированы к полу, или рыбий плавник — к воде. Априорные знания возникают в ходе эволюции как результат постоянных конфронтации с реальностями внешнего мира, они становятся наследуемыми элементами мышления. «априорность» разума будет состоять просто из «врожденных рабочих гипотез»

Пиаже: знания не являются результатом простой регистрации наблюдений. Процесс познания невозможен без структурации, осуществляемой благодаря активности субъекта. Не существует также (у человека) априорных или врожденных когнитивных структур; наследственным является лишь функционирование интеллекта, которое порождает структуры только через организацию последовательных действий, осуществляемых над объектами. Отсюда следует, что эпистемология, или теория познания, в соответствии с данными психогенеза, не может быть ни эмпирической, ни «преформистской», а может лишь основываться на «конструктивизме» т.е. на длительной выработке новых операций и структур. Основная проблема, следовательно, заключается в том, чтобы понять, как осуществляются такие действия и каким образом они, не будучи результатом предопределенных заранее конструкций, становятся в процессе развития логически необходимыми.

 

12. Неокантианство о методах естественнонаучного и гуманитарного познания. Проблема соотношения предмета и методов научного исследования. «Номотетическая» и «идеографическая» составляющая современной геологии.

Марбургская школа.

Н/к возникло в 60-х г.г. XIX в. Пик популярности – конец XIX начало XX в.в. Н/к стало чуть ли не официальной университетской философией в Германии. Предпосылки: Успехи в математике, ее внедрение в естествознание, главным образом в физику. Естествознание приобрело теоретический характер в противовес позитивистской интерпретации эмпирической природы научного знания. Создание неевклидовой геометрии (Лобачевский, Бойяи, Риман). Гаусс, Гамильтон. Успех неевклидовой геометрии и математики вообще – следствие сомнения в традиционных теориях. Отход от созерцательного характера философии к деятельности (еще Кант, Гегель). Глава марбургской школы Герман Коген: «Теория опыта Канта», «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Эстетика чистого чувства». Пауль Наторп: «Логические основания точных наук», «Социальная педагогика», «Кант и марбургская школа », Кассирер: «Познание и действенность», «Проблема познания в философии и науке нового времени». Познание мира есть дело частных наук. Задача философии – исследовать сам процесс научного познания, быть наукой о науке или наукоучением.

Вопросы: как возможно естествознание в его современном виде (еще Кант), какова логическая структура научного знания? Более общая задача – исследовать деятельности:

1. Познавательная теоретическая деятельность и мышление как способность человеческого духа;

2. Практическая деятельность и воля как способность человеческого духа;

3. Художественная деятельность и чувство как способность человеческого духа.

Коген в своей трилогии аналогично Канту ищет трансцендентальные условия видов духовной деятельности, ее априорные логические основания, ее законы, которые могут быть обнаружены независимо от эмпирических проявлений.

Философия – логика науки (математика, физика). Математика из вспомогательного средства превратилась в основной метод теоретического мышления. Раньше: сначала явление, потом математическая характеристика, теперь: наоборот. Физика стала утрачивать наглядность. Эмпирическая чувственная реальность отошла на второй план.

1. Ф-я как ф-я науки.

2. Познание = логический процесс.

3. Критика кантовской «вещи в себе». Конструирование предметов познания («данное» и «заданное»). Предмет познания не дан познающему а задан(коген)

4. Сглаживаются различия между чувственностью и рассудком в пользу рассудка (появление неевклидовой геометрии показало, что пространство нельзя трактовать как априорную форму чувственности).

5. Идеал науки – математика и мат. физика

6. Символические формы опосредствуют человеческое восприятие мира. Человек = «животное, создающее символы» (animal simbolicum).

Мышление первооснова всего Мышление порождает бытие. Неизвестное Х определяется серией актов категориального синтеза, который идет по априорным законам мышления. Категории не изначально данные правила мышления а никогда не завершаемый ряд (категории зашевелились. Мышление не нуждается в опыте (ланге).

Толкование науки:

1. Познание – целиком логический процесс. Отбрасывают чувственный элемент познания. Ничто чувственное не входит в состав научной теории;

2. Логическое конструирование объектов науки. Реализация кантовского трансцедентального метода. Творчество культурной жизни человека. Предметы – «вещи в себе», познать нельзя. Познаются явления, которые даются мыслению – по Канту.

Баденская школа.

Основатель – Вильгельм Виндельбанд. Основное произведение: “Прелюдии”. Систематизатором идей является Генрих Риккерт. Основные его работы: “Предмет познания”, “Границы естественнонаучного образования понятий”, “Науки о природе и науки о культуре”, “Два пути теории познания”, “О системе ценностей”.

Характерные черты баденского направления:

1) направленность против марксизма (против материалистического понимания истории);

2) попытка создания методологии для истории науки;

3) разработка теории ценностей и понимания философии как учения о ценностях, по преимуществу.

Согласно учению баденцев, мир состоит из двух сфер: 1) действительности; 2) ценностей Для них ценности не существуют. Ценности значат. Ценности имеют значение абсолютных норм, которым подчиняется наше мышление, воля, эстетическое чувство. Для мышления ценностью является истина; для воли ценность – это добро; для эстетики – красота. Ценности стоят выше действительности, поскольку действительность подчинена им и зависит от них.

Аксиология – учение о ценностях. Ценности – это нечто изначально, наперед данное, возвышающееся над миром действительности. Человеческий мир и деятельность невозможны без ценностей. Ценности выступают для нас как нормы. В своей деятельности мы должны стремиться реализовать эти ценности. Мир ценностей – это мир долженствования. Поэтому “предмет познания есть долженствование”. Реализуясь в действительности ценности, создают культурные блага. Культурные блага – это ценные части действительности; в отличие от ценностей, которые действительностью не обладают. Т. о. философия оказывается учением о ценностях.

Мир действительности – мир имманентный (сознанию). Мир ценностей – мир трансцендентный (вне сознания). Два мира связываются через смысл суждения. Смысл имманентен суждению, потому что это его смысл. В суждении констатируется действительность. В то же время, смысл трансцендентен, поскольку не зависит от акта суждения и имеет самостоятельное значение.

Остаются проблемы: 1) связи трансцендентного и имманентного; 2) проблема обоснования самих ценностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных