Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОГРЕСС (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.




ПРОТИВОРЕЧИЕ—категория, вы ражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает диалектику от метафизики.

РАЗВИТИЕ — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений;они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

РЕАЛИЗМ (лат. realis—действительный, вещественный) — художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Р. характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством •индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Р. предполагает “помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей,господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus — относительный) — философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

САМОСОЗНАНИЕ—выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ— философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью люден и объективными законами природы и об-ва. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н. как взаимоисключающие понятия и понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, к-рое не детерминировано внешними условиями.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

СИНТЕЗ (от греч. σύνβεσις – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположенанализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан.

СИСТЕМА (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

СКАЧОК — коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений (Переход количественных изменений в качественные). По сравнению с предшествующей, эволюционной стадией развития С. представляет собой более или менее открытые, относительно быстрые изменения. Всякое качественное изменение возможно только через С.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. 1 Фило-софские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т. е. С., и способа существования и выражения этого С., его различных модификаций, т. е. Ф. Понятие Ф. употребляется также в значении внутренней организации С., и в этом значении проблематика Ф. получает дальнейшее развитие в категории структуры.

СОЗНАНИЕ—высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus – единственный и ipse – сам) – философская позиция, согласно которой несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта.

СОСЛОВИЯ — одна из форм классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. С. представляли собой общественные группы, различающиеся не только по своему фактическому положению в об-ве, но и по занимаемому юридическому месту в государстве; принадлежность к тому или иному С. считалась наследственной.

СТРУКТУРА (лат. structura — строение) — строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С.— неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность) —объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из к-рого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ (лат. subjec turn — подлежащее и objectum — предмет) — философские категории. Понятие “С.” первоначально (напр., у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состоянии и действий и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. Начиная с 17 в. понятие “О.”, как и соотносительное с ним — “С.”, стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под С. ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; О.— то, на что направлена познавательная и иная деятельность С.

СУЖДЕНИЕ — мысль, выраженная в форме предложения, в к-ром нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной.

СУЩНОСТЬ — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

СХОЛАСТИКА (греч. scholasticos — школьный) — средневековая “школьная философия”, представители к-рой— схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. teleos—цель, logos — учение) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos — бог и logos — учение, слово),или богословие— систематизация вероучения данной религии.

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — “богооправдание”; название мн. религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом.

ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных