Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ошибки по отношению к аргументам




Нарушение требование достоверности, истинности и доказанности аргументов приводит к двум ошибкам.

Основное заблуждение – принятие за истину ложного аргумента. Причины - использование несуществующего факта; ссылка на событие, которого не было в действительности; указание на несуществующих очевидцев и т.п.

Предвосхищение основания - в качестве аргументов используются недоказанные, произвольно взятые положения, опираются на слухи, мнения, предположения. Такие доводы лишь предвосхищают, но не устанавливают истину.

Нарушение правила автономности истинности аргументов (независимости аргумента от тезиса) приводит к ошибке круг в обосновании («порочный круг»), доказательство в этом случае не выполняет своей функции, ибо при обосновании истинности тезиса косвенно используется сам тезис.

Отклонения от требований достаточности аргументов неуместны ни в ту, ни в другую сторону, и приводят к ошибке

слишком широкое или поспешное обобщение, когда пытаются обосновать отдельными фактами широкий тезис. Причина неубедительных обобщений в недостаточном анализе фактического материала, отбирают лишь достоверно установленные, наиболее убедительные факты. Принцип «чем больше аргументов, тем лучше» не всегда дает положительные результаты. Наилучший принцип убедительного рассуждения: «лучше меньше, да лучше » - факты и положения тщательно взвешивать и отбирать. Достаточность аргументов расценивают не в смысле их количества, а с учетом их весомости.

Кроме этих ошибок можно выделить: «ложный аргумент», «ложное основание», «слишком широкое доказательство», «слишком узкое доказательство» «не следует, не вытекает», «довод к человеку», «довод к силе», «довод к публике», «кто доказывает чересчур, тот ничего не доказывает» и т. п.

Ошибки в способе доказательства

Ошибки в демонстрации заключаются в отсутствии логической связи между аргументами и тезисом. В тех случаях, когда для обоснования своей мысли оратор цитирует источники, приводит факты - создается впечатление, что речь его достаточно аргументирована, но на самом деле, исходные положения – аргументы - логически не связаны с тезисом. Отсутствие связи между ними называют ошибкой «мнимого следования», которая возникает при несоответствии между логическим статусом посылок, в которых представлены аргументы, и логическим статусом суждения, содержащего тезис.

Логический переход от узкой области к более широкой области, когда в аргументах, описывают свойства вида явлений, а в тезисе неосновательно говорится о свойствах всего рода, хотя не все признаки вида являются родовыми.

Переход от сказанного с условием к сказанному, безусловно. Аргументы, которые считаются истинными при известных условиях, оратор выражает в форме условных суждений. «В» признается истинным, при условии истинности «А», но в процессе аргументации об этом условии забывают и приходят к выводу, что принятые аргументы с необходимостью обосновывают тезис, который формулируется в безусловной форме.

Переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было. Мнимым будет следование, если, опираясь на проблематичные, пусть даже вероятные доводы, пытаются обосновать достоверный тезис.

В общем виде несоответствие между аргументами и тезисом в случае мнимого следования проявляется в том, что логически слабыми аргументами (узкими, условными, относительными или проблематичными) пытаются обосновать логически более сильный тезис (широкий, безусловный, безотносительный или достоверный).

Ошибка мнимого следования имеет место в уловках, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с тезисом аргументы:

а) аргумент к силе - вместо логического обоснования тезиса прибегают к принуждению - физическому, экономическому, морально-политическому и другим видам воздействия;

б) аргумент к невежеству - использование неосведомленности слушателей и навязывание им мнений, не находящих объективного подтверждения, противоречащих науке;

в) аргумент к выгоде - агитируют за принятие тезиса, так как это выгодно в политическом или экономическом отношении;

г) аргумент к здравому смыслу - апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования, понятие здравого смысла относительное, нередко оно оказывается обманчивым;

д) аргумент к состраданию - когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию;

е) аргумент к верности - вместо обоснования тезиса, склоняют к его принятию в силу верности, привязанности;

ж) аргумент к авторитету - ссылка на авторитетную личность или коллективный авторитет;

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам, обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения.

 

3.2. ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ СИТУАЦИИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных