Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аннотирование текста, правила оформления аннотаций, используемые речевые стандарты и клише.




Аннотация – «вид письменного сообщения; перечень главных мыслей сообщения,следующий за библиографическим описанием данного сочинения». Аннотации раскрывают тематику статьи, сообщают определенные сведения о ней, но не дают ее (статьи) критической оценки. Составление аннотации (аннотирование) предполагает ознакомление с содержанием текста, вырабатывает умения свертывать текстуальную информацию, выделять главную информацию в сжатой форме. Сущность аннотирования состоит в том, чтобы понять и обобщить содержание произведения и оформить полученные сведения в краткую справку. В связи с этим аннотирование имеет две стороны: 1) понимание прочитанного; 2) изложение содержания аннотируемого материала в форме краткой справки. Умение передать содержание текста в краткой и четкой форме не приходит само собой, его необходимо специально развивать. К жанру аннотации предъявляются такие требования, как:– простота и лаконичность изложения; – отсутствие пространных описаний и детализации. Она должна вскрыть основную идею, направленность произведения в «емких» словах, дать характеристику содержания. Способность отвлечься от второстепенной информации, увидеть главное, исходя часто только из подтекста, и в сжатой форме передать содержание, является одним из необходимых коммуникативных умений и, кстати, качеств инженерной мысли; она (способность) достигается формированием ряда умений: – умения расположить материал в логической последовательности; – умения обобщить информацию в четкой и лаконичной форме; – умения свертывать информацию. В зависимости от методов анализа первичного текста аннотации бывают справочными и рекомендательными. Справочная аннотация – краткая характеристика текста, дополняющая его заглавие,т.е. уточнение заглавия, второе заглавие, примечание о содержании документа вне стандартной структуры библиографического описания и т.п. Эти данные извлекаются в процессе изучения содержания текста. Цель справочной аннотации – наиболее точно идентифицировать источник. В справочной аннотации обычно указываются тип книги и ее назначение(монография, диссертация, справочник, очерк и т.д.); задачи, поставленные автором; метод,которым он пользовался (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников); принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;структура книги; предмет или тема произведения, его основные положения и выводы;характеристика вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений,справочного аппарата, включая указатели и библиографию. Рекомендательная аннотация характеризует текст с точки зрения рационального использования имеющейся в нем информации не вообще, а в сфере определенной деятельности, конкретной категорией потребителей. Это самый сложный вид аннотации, поскольку она требует предварительного учета, систематизации, анализа и синтеза всей информации, т.е. обобщенного представления о наличии, новизне и ценности аннотируемых документов. Существуют следующие основные виды рекомендательных аннотаций: — описательная рекомендательная аннотация, характеризующая условияэффективного усвоения и использования всей социальной информации, содержащейся в документе; — аналитическая рекомендательная аннотация, характеризующая условияэффективного использования определенной (новой, ценной и полезной) для данного потребителя информации, содержащейся в документе; — сводная рекомендательная аннотация (описательная или аналитическая),характеризующая не менее двух текстов.При составлении аннотации любого вида необходимо учитывать определенные требования: структура аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от структуры аннотируемого текста; аннотация должна быть краткой,написанной простым и ясным языком, исключающим длинные и сложные предложения, а также формальные штампы; средний объем аннотации не должен превышать 400-600печатных знаков. Существуют некоторые специфические особенности аннотирования разных видов изданий. При аннотировании изданий научного характера особенно важно отмечать наличие документальных материалов, статистических данных и справочно-вспомогательного аппарата книги, использовать сведения из вступительных статей и редакционных аннотаций, учитывать отрасль знания, к которой относится содержание книги. При аннотировании производственной литературы важно подчеркнуть формупроизведения (практическое пособие, производственная или методическая инструкция и др.),использовать принятую терминологию и точное наименование технологических процессов. При аннотировании справочных изданий следует охарактеризовать их тематику,полноту и новизну сообщаемых сведений, источники, на основе которых они составлены,читательское и целевое назначение, принцип расположения материала. Аннотация сборника статей или материалов может ограничиться общим указанием его тематики, перечислением авторств, а также заглавий статей, включенных в сборник, При необходимости можно дать развернутую характеристику наиболее важных статей,вошедших в сборник, или всех статей сборника. Структура аннотации:1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные).2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. Используются следующие выражения:Статья (книга, монография и т.п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме)…3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.Используются следующие выражения: В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются,раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы… в статье (книге) дается анализ (характеристика, описание)… в статье (книге) приводятся результаты … в статье (книге) излагается теория (история, методика, проблема, вопрос)… в статье (книге) исследуется вопрос о (проблеме, процессе, зависимости, свойствах)и т.д.4. Адресат. Указывается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:Статья (книга) предназначена для специалистов в области… Статья (книга) представляет интерес для … (широкого круга читателей) и т.п.Методические рекомендации – Прежде, чем составить аннотацию, нужно прочитать текст и разбить его на смысловые части, выделив в каждой основную мысль или сформулировав ее своими словами. – Перечислить основные мысли, проблемы затронутые автором, его выводы,предложения. Определить значимость текста.– Помнить, что в аннотации используются глаголы констатирующего характера (Автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает… и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный, актуальный вопрос(проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает...).

11. Понятия «реферат» и «реферирование». Виды рефератов. Признаки рефератов.
12. Методика написания рефератов. Структура реферата. Используемые речевые клише. Анализ содержания и структуры реферата.

Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или вформе публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме,являющийся результатом сложного вида речевой деятельности. Это самостоятельная научно- исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат более полно излагает содержание работы, чем конспект. В нем не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста, цитируются его фрагменты, приводится система аргументации с примерами, пояснениями, иллюстрациями. Если описывается какое-то исследование, то непременно освещаются методика его проведения, а также полученные результаты. Реферат – более объективированный документ, чем конспект.Содержание реферата должно быть абстрагировано от всего индивидуально-личностного,субъективно-оценочного. Цель данного жанра – дать полное объективное представление охарактере освещаемой работы (или работ) в компактной, экономной форме. Как следует из определения, реферат должен содержать основные сведения одокументе, наиболее ценную его информацию, давая возможность определять,необходимо ли обращение к первичному документу. В некоторых случаях рефератдолжен быть пригодным к использованию в различных изданиях вторичнойинформации. В инструкции, публикуемой для референтов в каждом номере реферативного журнала«Biological Abstract», говорится: «Реферат должен быть некритическим, информационнымрезюме существенного содержания и выводов статьи, а не простым ее описанием. Он должен быть понятным сам по себе, без обращения к оригиналу, но не предназначен его заменять.Реферат должен быть краток (желательно не более 3 % оригинала) и написан полнымипредложениями, а не телеграфными фразами» Реферат – это семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с темвозможно полное изложение основного содержания первичного документа, отличающеесяпостоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразныхинформационных функций при использовании его читателями различных категорий. Реферат в информационно-поисковой системе занимает промежуточное (связующее)место между первичным документом, которому он должен соответствовать, иинформационным запросом, с которым он должен совпадать. Некоторые исследователи (Гюнбер В., Зорина Н.Д., Лазаренко К.А.) считают, чтореферирование протекает в русле чтения и базируется на умении глубоко анализироватьисходный текст с целью выделения и последующего изложения его наиболее существенной информации. Они, правда, относят реферирование к разным видам речевой деятельности, но во взглядах на характер умений, лежащих в основе этого вида информационной деятельности, придерживаются фактически общих оценок. Они рассматривают реферирование как «совокупность операций, направленных на точное понимание содержания печатного произведения и вычленение основной информации с последующим сокращением при устном и письменном изложении» Представляя реферат как «вторичный» документ, информативную модель, которая строится на основе первичного документа (статьи, книги), сторонники этой точки зрения считают основной целью реферирования «достижение адекватного восприятия текста, его логическое иэмоционально-экспрессивное содержание, отражение глубокого понимания в собственномтолковании. Относя реферат (а также резюме) исключительно к области специальнойнаучной литературы и раскрывая на основе детального анализа компоненты этого материала,существенные только для определенного круга потребителей, они видят назначение реферата в быстрой, систематической подаче актуальной научно-технической информации в свернутом виде на основе ее смысловой переработки. Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М. В.Ломоносовым, писавшем, что цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое исущественное в сочинениях...» Структура реферата Как правило, реферат состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении приводятся краткие сведения об авторе, общая характеристикадокумента и характеристика используемых автором материалов, кратко излагаются темыисточника и мотивы выбора темы, аспекты, на которых автор акцентирует внимание, методы его работы и т.п. Основная часть реферата содержит информацию, которая подается: – либо в соответствии с композицией источника, т.е. его основными или даже болеемелкими рубриками; – либо конспективно, без указания названия рубрик; – либо фрагментарно, аналитически в соответствии с личным планом референта и т.д. Заключение может определять значимость работы, содержать обобщения, резюме,выводы, сведения о приложениях к источнику, составителях библиографических материалов и другие данные, которые, по мнению референта, являются необходимыми. При составлении рефератов часто придерживаются следующего плана: 1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные). 2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. Используются следующие выражения: Статья (книга, монография и др.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме)…. 3. Композиция. Указываются количество и наименования структурных частей источника (обычнокниги).Используются следующие выражения: Статья (книга) состоит из….(трех разделов и т.п.); Статья (книга) включает в себя…; Статья (книга) содержит ….и т.п. 4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структуройстатьи. Используются следующие выражения: Во введении указывается, что..; Во введении отмечается, что…; В первой главе освещается… Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…; Вторая глава посвящена (содержит)… По мнению автора…; В третьей главе…; В заключении указывается (отмечается), что… и т.п.5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов.Используются следующие выражения: Статья предназначена для специалистов в области…; статья представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п. Функции реферата различны. Основные из них: информативная (причем рефератобычно содержит информацию фактографическую); поисковая (в широком смысле реферат можно рассматривать как поисковый образ, в котором на естественном языке излагается основное содержание первичного документа); индикативная (реферат характеризует источник не только с точки зрения содержания, но и описывает его, например, называет его вид - книга, статья, указывает на наличие иллюстраций; перечисляет основные вопросы содержания и т. п.); справочная (информация, представленная в реферате, часто носит справочный характер); сигнальная (проявляющаяся при оперативном информировании о планах выпуска литературы (авторские рефераты), при депонировании рукописей, при оповещении о новых поступлениях литературы в библиотеки); адресная (что достигается точным библиографическим описанием первичного документа); коммуникативная (реферат выполняет научно-коммуникативную функцию в процессе международного и межведомственного обмена информацией). В какой степени реферат выполняет эти функции, зависит от содержательных иформальных качеств самих рефератов, а также от того, кто и для каких целей используетрефераты (от потребителей информации); от характера реферированного источника и егодоступности читателю; от того, где напечатаны рефераты (в реферативном журнале, накарточках, при статьях) и т. д. В основном рефераты различаются по следующим признакам: 1. Цель реферирования – информативный и индикативный рефераты. Информативный реферат содержит в обобщенном виде все основные положенияпервичного документа, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования,использовании оборудования и сфере применения. Поэтому его называют такжерасширенным, фактографическим или рефератом-конспектом. В индикативном реферате приводятся не все, а лишь основные положения, которыетесно связаны с темой реферируемого документа. Поэтому его называют такжеуказательным или рефератом-резюме. К этому же типу можно отнести специализированные рефераты, которыеориентированы на специалистов в определенной области или какого-либо рода деятельности. 2. Число отражаемых документов – монографический, обзорный и сводныйрефераты. Рефераты, составленные на основании одного источника, называютсямонографическими, а составленные на основании нескольких источников на одну тему –обзорными. Сводные рефераты – это комбинация монографических и обзорных рефератов. 3. Форма изложения – текстовый, иллюстративный, табличный и другие видырефератов. Текстовый реферат – это реферат, составленный в виде текста, т.е. в словеснойформе. Часто используются также табличная и иллюстративная формы.4. Исполнитель – авторский, референтский, учебный и машинный рефераты. Авторские рефераты составляются самими авторами текста, референтские –профессиональными референтами, эрудированными в широкой области, учебныесоставляются студентами (учащимися), машинные – с помощью ЭВМ. Кроме того, рефераты различаются по методу реферирования источника и по уровнюпереработки информации. Выбор того или иного вида реферата зависит от: – характера реферируемого источника (стиля и жанра текста); – предмета изложения (естественно-технические или гуманитарные дисциплины); – цели составления реферата; – функции, которую он призван решать. Каждый из перечисленных видов рефератов имеет свою специфику. Но при всемразнообразии видов рефераты обладают некоторыми общими особенностями, которыеобусловлены определенными требованиями к структуре и содержанию рефератов. Требования, предъявляемые к реферату: – в реферате, как правило, не отражаются субъективные мнения референта относительно излагаемого вопроса, так же, как и его оценка. В случае крайней необходимости (при наличии явных авторских ошибок или противоречивых положений) такая оценка выносится в примечание; – если в первоисточнике главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена. Исторические экскурсы в реферате обычно опускаются, а ссылки на опубликованные работы сохраняются лишь в тех случаях, когда это связано с установлением приоритета, когда документ является продолжением ранее опубликованных материалов или эти материалы обсуждаются в документе; – цифровые данные, содержащиеся в оригинале, при реферировании систематизируются и обобщаются. Таблицы, схемы, графики, формулы включаются в реферат лишь при необходимости уяснить основное содержание документа. Единицы измерения должны соответствовать принятым в нашей стране стандартам, географические названия должны быть написаны в русской транскрипции, а иностранные фамилии и названия фирм – в написании оригинала. Объем реферата – одна из остро дискутируемых до сих пор проблем. Иногда объемзависит от объема реферируемого источника или его конкретного содержания. Объем рефератов по естественно-техническим наукам в соответствии с ГОСТомсоставляет 1000-2500 печатных знаков. Объемы рефератов по гуманитарным наукамГОСТом не регламентируются – в среднем их объем равен 5000 – 6000 печатных знаков,иногда 12000 печатных знаков и более.Практически учебный рефератпредставляет собой 1/3 часть первоисточника, но возможна степень компрессии до 1/8 части первоисточника. Поскольку в реферате необходимо дать максимум информации при минимальномчисле печатных знаков, а термины несут в себе наибольшее количество информации, тореферат оказывается насыщенным терминами. В реферате не используется такой вид изложения, как рассуждение, так какрассуждение - это средство убеждения читателя, а назначение реферата – сообщить о чем-то. Что касается определений, которые встречаются в научных текстах любых видов, тоони используются и в рефератах, так как лаконичны по форме, могут заменять пространное описание и дают точную характеристику предмета или явления. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носитпроблемно-тематический характер. При оценке реферата учитываются: актуальность темы исследования, соответствиесодержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использованияисточников, соответствие оформления реферата стандартам.Методические рекомендации Для написания реферата студенты должны уметь: – составлять различные типы планов (простой, сложный, тезисный и т.д.); – собирать и систематизировать материал (реферируемый) по микротемам, абзацам; – определять темы, подтемы текста; – располагать подтемы в логической последовательности; – выделять связующие «звенья» между абзацами; – вычленять главную информацию из всей темы, подтем; – свертывать информацию, обобщать ее. В процессе учебы студентам приходится сталкиваться с рефератами чаще, чем саннотациями, практически по всем изучаемым предметам пишутся итоговые рефераты,поэтому обучению этому виду письменной коммуникации необходимо уделять большееколичество времени на занятиях русского языка. 13. Официально-деловой стиль. Характерные черты и сферы его функционирования.

Официально-деловой стиль - это функциональная разновидность русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. Деловая речь служит средством общения государств, государства с отдельным лицом и обществом в целом; средством общения предприятий, учреждений, организаций; средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.

Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок, удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений. Устная форма официально-деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.

К общим языковым чертам этого стиля следует отнести следующие:

1) точность, детальность изложения;

2) стандартизированность изложения;

3) долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность).

язык законов требует точности, не допускающей каких-либо разночтений; быстрота понимания не является важной, так как заинтересованный человек в случае необходимости прочитает статью закона и два, и три раза, стремясь к полному пониманию. Стандартизированность изложения проявляется в том, что разнородные явления жизни в деловом стиле укладываются в ограниченное количество стандартных форм (анкета, справка, инструкция, заявление, деловое письмо и т.д.).

Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало.

Специфическим свойством деловой речи является выражение воли. Волюнтативность в текстах выражается семантически (подбором слов) и грамматически. Так, в управленческой документации мы постоянно встречаемся с формами первого лица глагола (прошу, предлагаю, приказываю, поздравляю), с формами модальными, долженствования (надлежит, необходимо, следует, предлагается).

ПОДСТИЛИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри ОД три подстиля:

1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не применяются);

2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь);

3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение). Только в текстах управленческого подстиля употребляются формы глагола в 1-ом лице, иногда личные местоимения. Это связано с конкретизацией, с точным указанием на автора текста (приказываю, прошу командировать меня, сообщаю). В управленческом подстиле не употребляются глаголы в повелительном наклонении и сравнительно редко - конструкции со словами должен, обязан. Значение долженствования смягчено в текстах применением таких оборотов, как вменить в обязанность, обязать, возложить обязанность.

процесс стандартизации деловой речи охватывает все уровни языка - и лексику, и морфологию, и синтаксис. В итоге складывается устойчивый речевой стереотип, воспринимаемый говорящими как особый, функционально ориентированный тип языкового нормирования текстов, т.е. особый функциональный стиль.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных