Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Осн. категории и свойства текста. Типы текстов




Текст – очень сложный объект исслед-я. Это языковое выражение замысла его создателя. Это проявление законов реальности. Осн. средство вербальной коммуникации. Текст – идеальная высшая коммуникативная ед-ца, характ-ся смыс-ловой замкнутостью и законченностью. Текст – это произ-ведение речетворческого процесса, обладающее завершён-ностью, оформленное в виде письм-го док-а, произведение, сост. из названия и ряда особых единиц, объединённых разными типами лексической, грам-кой, логической, стилист. связи, имеющее опред. целенапраленность и прагматическую установку. Среда, в кот. функц-ет текст – это культура и социум. О тексте нельзя говорить, не назвав его категорий. Условно выделяются содержательные, формальные и функциональные категории. Но осн. категории – это целостность (план содержания) и связность (план выражения), дополняющие др. друга.

Цельность текста ориентирована на содержание, смысл, обусловлена законами восприятия текста, стремлением читателя соединить все компоненты текст в целое. Ц. текста обеспечивается конкретной ситуацией его восприятия. Это говорит о ситуативной цельности текста. Однако текст не всегда целен, непрерывен. И читатель осмысляет (обрабатывает) текст не всегда нераздельно. Ц. текста обеспечивается категориями информативности, интегративности, завершённости, хронотипа (текстового времени и пространства), категориями образа автора и персонажа, модальности, эмотивности и экспрессивности.

Связность наоборот обусловлена линейностью компонентов текста. Эта категория выражается в складности слов, предложений, текстовых фрагментом. Интенсивность связности может быть различной. Автор текста может намеренно разбивать смысл на компоненты (чтобы упростить понимание). Ц. текста предполагает его завершённость. З. текста связана с его материальной оболочкой. Однако для целостности текста важнее его смысловая З.

 

Свойства текстов:

Абсолютная антропоцентричность. Текст создаётся чел-ом, предметом его изображения чаще всего явл. чел., и создаётся текст для людей.

Социологичность озн., что текст связан с опр. временем, соц. устройством общества, и сам выполн. соц. функции. В нём объединяются живые соц. силы, на содержание накладывает отпечаток соц. обстановка.

Диалогичность текста связана с его открытостью, бесконечностью, многослойностью. Не допускает однозначной его интерпретации. В диалогах проявл-ся реакция на др. тексты.

Единство внеш. и внутр. формы текста – 1 из осн. свойств. Внеш. форма – все языковые средства текста, реализующие замысел автора, то, что представлено восприятию, открыто, понятно. То, что понимается, подразумевается, форм-ся в интеллекте явл внутр. формой.

Развёрнутость – отношения главного предмета с др. предметами в тексте. Логичность (послед-ть) – связана с продолжением содержания; это схема расположения элементов содержания.

Статичность и динамичность – зависят от аспекта его рассмотрения, т.к. текст всегда нах-ся и в статическом состоянии (продукт речемыслит. деят-ти), и в динамическом (текст в процессе его создания, восприятия).

Напряжённость. Худ. текст должен заинтересовать читателя с первых строк.

Эстетичность – способность вызывать эстетич. эффект от прочитанного.

Образность – способность вызывать систему предствлений.

Интерпретируемость. Худ. текст допускает множ-во его пониманий.

 

Типология текстов строится на разных основаниях, учитывая разные параметры его организации.

Параметр структуры. По структуре тексты делятся на простые (лозунги, заголовки, вывески, рекламные тексты), сложные (пьесы, романы, повести, поэмы; научные произв.) и комплексные (вставки одного текста в др.).

Функционально-стилевой параметр. Здесь учитываются цели и сферы общения. Так, выделяются офиц.-дел. тексты, научные, публицистические, разговорные, художественные.

Параметр подготовленности. По этому параметру тексты делятся на спонтанные (разговорная речь), ситуативные и подготовленные (тексты всех функционально-стилист. разновидностей).

П. Цельности/связности. Подразд. на нормативные тексты (цельные и связные), дефектные: деграмматикализованные несвязые (Ночь, улица, фонарь…), деграм. связные (Ребят два – мальчик, девочка…), распад текста (речь больных, иностранцев).

П. алгоритмизации: фиксированные (документы), полуфиксированные (живое человеч. общение) и нефиксированные (худ. тексты).

П. степени экспликации замысла: жёсткие (тексты гос. договоров, указов, заголовки…), мягкие тексты (худ. тексты).

Функционально-прагматический П.: предписание (офиц.-дел. текст, правила, акты, договоры, уставы, инструкции), описание (дескриптивный текст, описывающий ситуацию в мире), оценка (такие тексты форм-ют систему ценностей, отражают эмоции, дают свою оценку событиям).

 

8. Экстралингв. параметры текста. Текст и культура.?

Любой текст явл. объектом матер. культуры, и связан с его создателем, со временем и местом его написания, с конкр. ситуацией, послужившее основой дан. текста. Это его экстралингв. параметры, кот. необх. учитывать в лингв. анализе текста. Одним из таких параметров явл. обусловленность содержания текста действит-тью (реальностью), текст отражает время написания, нац.-культ. представления автора, особен. его психологии, религ. и философс. представления. Этот параметр опр-ет такие существ. св-ва текста, как его денотативность, референтность, ситуативность. Литер-ное произв. распространяется за пределы текста и восприн-ся на фоне реальности и в связи с ней.

С этим параметром связаны понятия вертикальный контекст и фоновые знания, важные для целостного понимания текста. ВК – это весь соц-ный уклад, все понятия, представления, воззрения соц. слоя, кот. нужно знать читателям разных эпох стран для самого полного понимания текста и замысла автора. ФЗ – внетекстовое понятие, обозн-щее «совокупность сведений, коими располагает каждый (и тот, кто создаёт текст, и тот, для кого он создаётся). Синонимом ФЗ явл. пресуппозиция – условия, при кот. достигается адекватное понимание смысла предложения.

При изучении худ. текста важным явл. также учёт его текстовых свойств, кот. отн-ся к категории интертекстуальности, языковой текстовой личности, прецедентных текстов. Эти категории отражают динамичность текста, его взаимосвязь с др. текстами (временнАя связь и связь в общем социокульт. пространстве). Ещё 1 существ. параметр любого текста – его принадл-ть к опр. стилю и жанровая оформленность. Жанр - истор-ки сложившийся тип литер-го произв-ва, имеет набор существ. признаков, эстетич. качеств. Жанров сущ. огромное кол-во, и все они разнородны. К речевым Ж. отн-ся и короткие реплики бытового диалога, и бытовой рассказ, и письмо, и коротка воен. команда…

Рассмотрение текста с учётом его экстралингв. параметров обязательно должно передавать его структурно-смысловой анализ как эстетической целостности, характ-щейся и такими св-вами, как денотативность, ситуативность, референтность, интертекстуальность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных