Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА




 

1. Графика. История русской графики.

2. Русский алфавит.

3. Графическое обозначение гласных и согласных звуков на письме. Значение букв.

4. Принципы графики.

5. Сущность слогового принципа русской графики и отклонение от него.

6. Графический анализ слова.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Графика устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, изучает звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами и звуками. Буква – это графический знак для обозначения на письме звука речи. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. Совокупность букв, расположенных в принятом для данного языка порядке, называется алфавитом.

В русском алфавите букв меньше, чем звуков: не для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. Вследствие этого буквы оказываются однозначными и многозначными. Однозначными являются буквы, которые имеют одно значение: «Ж», «Ш», «Ч», «Щ», «Ц», «Й», а также «А», «О», «У», «Э», «Ы». Многозначными являются буквы, которые имеют два или более значений. Так, буква «С» может обозначать звуки: 1) [с] (суда); 2) [с'] (сюда); 3) [з] (сдать); 4) [з'] (сделать); 5) [ш ] (сшить); 6) [ж] (сжечь). Буква «И» может обозначать звуки: 1) [и] (игра, поиск); 2) [' и] (сила, вилы); 3) [j и] (чьи). Буквы «Я», «Ю», «Е», «Ё» обозначают звуки [jа], [jу], [jэ], [jо] в начале слова, после гласной буквы и после Ь, Ъ: яд, стоят, сыновья, объятия. Буквы «Я», «Ю», «Ё» после согласной обозначают гласные звуки и мягкость предшествующего согласного звука: няня – «Я» обозначает ['а], нюхать – «Ю» обозначает ['у], нёс – «Ё» - ['о]. Кроме того, «Ё» после шипящих обозначает только [о]: шёл, чёрный. Буква «Е» после согласной обозначает [э]: жертва, щепка.

Буква «Ь» имеет несколько значений: 1) обозначает мягкость предшествующего согласного звука: брать, редька; 2) выступает как разделительный знак: судья, полью, чьей, нальёт, семьи; «Ь» здесь указывает на то, что Я, Ю, Е, Ё, И обозначают [j а], [j у], [j э], [j о], [j и]; разделительный знак отграничивает согласную от следующей гласной буквы, при этом Я, Ю, Е, Ё, имеют то же значение, что и в начале слова; отсутствие «Ь» привело бы к иному значению гласных букв (ср.: судя, полю, чей, налёт, семи); 3) сочетание букв «ЬО» обозначает [j о] в заимствованных словах бульон, медальон, лосьон и др.

Буква «Ь» после шипящих на конце слова и перед согласными имеет морфологическое значение – указывает на

1) женский род существительного: рожь, тушь;

2) 2-е лицо единственное число глагола: идёшь, говоришь, бегаешь;

3) инфинитив: беречь, печь;

4) наречие: сплошь, вскачь;

5) частицу: лишь, ишь.

Буква «Ъ» употребляется только в функции разделительного знака: объехать, съёжиться, межъярусный, двухъязычный, субъект.

Также следует отличать основное значение букв и их второстепенное значение. Основное значение букв – буква соответствует звуку. Второстепенное значение букв – буква не соответствует звуку: могущество [м Λ г у́˙ ш' ь с т в ъ]- буквы «о» в первом предударном слоге, «е», «о» в заударном слоге имеют второстепенное значение. Остальные буквы – основное значение.

Особенностью русской графики является её слоговой принцип: в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог (сочетание согласной и гласной букв). Такой буквосочетательный принцип применяется в обозначении парных по твердости – мягкости согласных. Так, в словах быть и бить буква «б» употребляется для обозначения и твердого, и мягкого звука, что выявляется только в сочетании со следующим за ним гласным звуком.

Отступления от слогового принципа русской графики:

1) обусловленные историческими изменениями в фонетической системе: шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ в древнерусском языке были мягкими, поэтому после них закономерно писалась гласная переднего ряда [И], но в современном русском языке Ж и Ш отвердели, а написание сохраняется по традиции: ж и ть, ш и ть. Что же касается Ч и Щ, то они – мягкие, а после них пишем гласные непереднего ряда [а] [у]: ч а ща, щ у ка. Здесь нет никаких противоречий! Современное написание для непарных по твердости/мягкости шипящих согласных целиком подчиняются фонемному принципу: после них пишется буква, которая обозначает звук в сильной позиции;

2) обусловленные действием современных фонетических процессов, в частности, ассимиляцией по мягкости, когда подвергшийся ассимиляции согласный звук, смягченный в произношении, на письме обозначается как твердый согласный: бле сти т [б л' иэ с' т' и́ т], сте пь [ с' т' э п'].

Мягкость согласных на письме обозначается разными способами:

1) с помощью буквы «Ь»: вес ь, кров ь, угол ь, бан ь ка;

2) с помощью букв «Е», «Ё», «И», «Ю», «Я», стоящих после согласных: м е ра, м ё л, б и ть, б ю ро, в я лый.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Графика».

2. Пользуясь знаками русской транскрипции, установите соотношение между звуками и буквами в следующих словах.

Бумажка, голубь, жизнь, моё, мягкий, окрестность, расширить, сдоба, сердиться, сердце, твоё, юла, юркий.

3. Выпишите слова, в которых одинаковые буквы обозначают разные звуки, подчеркните эти буквы.

О б р а з е ц. Сне г – утю г и.

Дуга, игрок, книга, коллектив, ноги, обеспечить, обучить, память, пединститут, пение, перемена, пирог, пропеллер, профессор, самокат, семестр, семя, стипендия, ходьба.

4. Данные слова запишите в три столбика: в первый – слова, в которых количество букв соответствует количеству звуков; во второй – слова, в которых количество букв превышает количество звуков; в третий – слова, в которых количество звуков превышает количество букв.

Въехать, пень, станция, готовить, адъютант, вьюга, ходьба, писать, веять, упражнение, дядя, веселье, принуждение, необъятный, счастливый, яблоко, появление, письмо, бурьян, картечь, объединение, сердце, изъян, тряска, ювелир, теплая, паяльник, каюта, ярмарка, грязь, ягненок, недоедать, поющая, тишь, мяч, рожь, поезд, сарай, яркий, съесть, объездчик, предъюбилейный, объявление, здание, беречься.

5. Выпишите слова, в которых имеются буквы, обозначающие по два звука. Подчеркните эти буквы.

Сядь, юг, белый, пьеса, елка, вьет, смотрю, пятью, юность, бьет, рьяный, гвозди, брюква, тюльпан, ручьи, знают, ель, яма, люди, любовь, век, выезжать, йод, люстра, ясный, плясать, сыновья, пояс, моя, пою, пояснение, пряжа, полёт, польёт, краевой, великий, сеет, предъюбилейный, рябина, нюхать, вьюга, ящик, занятие, объём, бельё, двухъярусный, курьёзный.

6. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, входящие в разные морфемы. Произведите морфемный анализ этих слов на основе их транскрипции.

История, яркость, края, разъезд, юбка, поём, зеленое, еж, свое, юркий, таю, объехать, армия, здание, съёмка, барсучья, объятый, терпение, яблоко, съесть, соревнование, колея, бьешь, льешь, статья, объявить, батарея, твоя.

7. Составьте из слов такие парные сочетания, в которых разные буквы обозначали бы одинаковые звуки. Подчеркните эти буквы.

О б р а з е ц. Ла в ка – ми ф.

Вел, говорлив, вол, дюж, жужжать, красноречие, лавка, ложь, миф, объездчик, объезжать, перебежчик, разносчик, рассказчик, риф, туш, тушь, чиж, чушь.

8. Укажите, какие слова соответствуют по буквенному составу слоговому принципу русской графике, а какие представляют отступления от него.

Желтый - черный, щавель – щи, цель – щель, скачок - прыжок, Синицын - медицина, цыпленок – цирк, цилиндр – цыганить, шуруп – парашют, моржом – пляжем, горячо – свежо, шерсть – честь.

9. Выпишите слова, в написании которых допущены отступления от слогового принципа русской графики.

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут прорвой (Паустовский).

10. С помощью «Орфографического словаря русского языка» определите, в каких иноязычных словах в буквосочетаниях бе, ге, де, не, ре, те и др. написание буквы Е соответствует слоговому принципу русской графики.

Абонемент, абонент, адекватный, адресат, акмеизм, анекдот, аннексия, апеллировать, аппендицит, арендовать, аспект, аттестат, бежевый, беллетрист, бенефис, бензин, бетон, бешмет, велосипед, велюровый, генезис, генерал, героизм, дебютировать, дегустировать, дедукция, дезертировать, дезинтеграция, дезинформация, дезорганизация, декадент, деканат, декламировать, декларация, декольте, дельта, демонстрация, демонтаж, демпинг, десант, деспот, дефект, реализм, регресс, редукция, резервировать, рейд, рейс, реквием, ректор, ренессанс, рецензент.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой.- Ростов-на-Дону. 1997. С.71-76.

2. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 – Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и литература». Стерлитамак, 2003.

3 Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

4. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М., 2000. С.157-159.

5. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. М., 1982. С. 96-122.

6. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С.176-179

7. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. С. 115-120.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных