Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общераспространенные формы регионального влияния




Региональное влияние совсем не обязательно обеспечивается с помощью специа­лизированных институтов, предусмотренных национальной конституцией. Суще­ствуют другие формы регионального влияния, характерные для практически лю­бых государств, в том числе имеющие неформальный, лоббистский характер.

Очевидно, что региональные интересы, выраженные в той или иной степени, существуют во всех государствах. Федерации склонны к созданию специальных ор­ганов власти для представительства этих интересов. Но, как показывает анализ, неформальные способы регионального влияния можно встретить в самых разных странах мира. Даже в отсутствие специальных структур региональные интересы на­ходят те или иные пути "выхода на поверхность".

1. Представительство региональных интересов в "обычном" парламенте.

В любом государстве значительную часть депутатов национального парла­мента составляют представители регионов. Данная ситуация особенно характерна для тех парламентов, которые избираются по мажоритарной или хотя бы по сме­шанной системе. В результате совершенно объективно возникает феномен регио­нального лоббизма.

Избранные непосредственно на территории депутаты стремятся защищать интересы регионов и входящих в их состав округов, от которых они избраны в пар-

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

ламент. В американской практике такая ситуация называется "pork barrel" ("бочка солонины"). В соответствии с политико-географической интерпретацией теории систем политика "pork barrel" описывается как пример обратной связи, когда "вы­ходом" из "черного ящика" территориально-политической системы становится ре­зультат произошедших там выборов, и избранное лицо отлаживает свои отношения с избравшей его территорией, чтобы быть впоследствии избранным на новый срок [Taylor, 1989].

Такая же ситуация возникает в "нерегиональных" палатах двухпалатных парламентов в федеративных государствах. Как показывает практика, полномочия "нерегиональной" палаты чаще всего оказываются более конкретными и связан­ными с насущными проблемами регионов. Модель региональной палаты имеет свои изъяны. Она выглядит логичной конструкцией федеративного государства, ее смысл заключается в том, что регионы получают участие в решении некоторых важных общегосударственных вопросов, но это участие ограничено. Поэтому ре­гиональные элиты обычно проявляют особый интерес к "нерегиональной" палате, которая на практике оказывается более эффективным инструментом регионально­го лоббизма.

Общей ситуацией для регионального лоббизма в "нерегиональных" палатах и "обычных" однопалатных парламентах является доминирование крупных, наибо­лее населенных регионов, которые в силу своего демографического преимущества и, соответственно, большего числа депутатов получают возможности для более эф­фективного лоббирования своих интересов.

2. Региональный лоббизм в структурах национальной исполнительной власти.

Аналогичным образом реализация региональных интересов на националь­ном уровне в значительной степени зависит от того, представители каких регионов занимают ключевые государственные посты. Каналом регионального лоббизма может быть центральное правительство. Институт президента тоже может играть лоббистскую роль, если президент действует в интересах "своего" региона, в кото­ром он родился и т.п.

Возможна ситуация, когда на национальном уровне формируются мощные региональные группы влияния (кланы). Это может быть один конкретный региональ­ный клан, фактически правящий страной. Например, в Ираке при президенте С. Ху­сейне преимущества имели выходцы из города Тикрит, уроженцем которого являл­ся сам бывший президент страны. Либо в территориально неоднородном государ­стве возникает острая конкуренция между несколькими региональными клана­ми, которая может оказывать определяющее влияние на формат партийной сис­темы и всей политической борьбы.

3. Региональные партии.

Одним из важных институтов регионального влияния на общенациональ­ном уровне являются региональные партии. К разряду региональных можно отнести

3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне

те партии, которые имеют территориально ограниченный ареал поддержки и пред­ставляют политические интересы этого ареала15.Через региональные партии может происходить артикуляция региональных интересов, а сама партийная система в та­ком государстве отличается ярко выраженной регионализацией.

Региональные партии можно классифицировать следующим образом.

• Монорегиональные или ареальные. Первые жестко привязаны к одному региону, вторые имеют поддержку на территории нескольких соседних регионов.

• Доминирующие или аутсайдерские. Первые пользуются действительно высокой популярностью в своем регионе и выигрывают там выборы, вторые просто обозначают тенденцию к регионализации партийной системы, но уступая общена­циональным партиям даже на своей территории.

• Монопольные или конкурирующие. В первом случае региональные ин­тересы защищает только одна партия, или же одна из региональных партий явно опережает остальные. В другом случае несколько региональных партий ведут борь­бу между собой.

• Представленные или не представленные в общенациональных органах власти.

• Этнорегиональные или "территориальные". В первом случае региональ­ные партии одновременно имеют этническую специфику и объединяют защиту ин­тересов региона и доминирующей там этнической группы. Во втором случае речь идет о региональных партиях в "чистом" виде.

Наиболее распространенными и влиятельными являются этнорегиональные партии. Например, в канадской провинции Квебек действует Квебекский блок, который является одной из двух наиболее популярных в этой провинции партий, наряду с общенациональной Либеральной партией.

Доминирование этнорегиональных партий характерно для политической сцены Эфиопии, которая является самым ярким примером этнической федерации. Крупнейшими парламентскими партиями в Эфиопии являются Национальное де­мократическое движение амхара, Народный фронт освобождения Тыграи и Народ­ная демократическая организация оромо. Каждая из этих партий представляет оп­ределенную этническую группу, которая одновременно является титульной в од­ном из эфиопских штатов.

Этнорегиональные партии достаточно распространены в Индии, хотя они ха­рактерны далеко не для всех штатов. В индийском парламенте, избранном в 2004 г., отмечается представительство тамильских партий, которые пользуются поддерж­кой в южном штате Тамилнад (Дравидская прогрессивная федерация, Дравидская прогрессивная федерация Марумаларчи). В другом южном штате Андхра-Прадеш

15 Практически любая партия имеет свою более или менее выраженную географию поддержки. Но это еще не означает, что ее можно назвать региональной партией.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

(этническая группа телугу) достаточно активно голосуют за представителей партии Телугу Десам. Расположенный на Востоке Индии штат Орисса (этническая группа ория) оказал значительную поддержку партии Биджу Джанта Дал. В Западной Бен-галии неплохо выступила партия Всеиндийский конгресс Тринамул. В южном штате Керала поддержкой пользовались Конгресс Керала и Мусульманская лига Керала. На северо-западе, в штате Джамму и Кашмир голосовали за Национальный конгресс Джамму и Кашмира и Народную демократическую партию Джамму и Кашмира, Кроме того, в парламент прошли представители таких региональных партий, как На­родный совет Ассама, Фронт освобождения Джарханда, Народный фронт Нагален­да, Национальный фронт мизо, Сиккимский демократический фронт.

В европейских федерациях примером небольшой этнорегиональной партии можно назвать Лигу тичинцев, действующую в италоязычном кантоне Тичино. Не­крупными, но все же представленными в национальном парламенте являются этно-региональные партии Великобритании — Шотландская народная партия и Плайд Кимри (Уэльс). Однако даже в своих регионах они сильно уступают ведущим обще­национальным партиям, в данном случае — лейбористам.

Характерная ситуация сложилась в двухсубъектных федерациях, где во "вто­ром" (т.е. меньшем, но автономном) субъекте обычно складывается своя партий­ная система. Простейшим примером можно считать Сент-Киттс и Невис. На острове Невис население голосует за свои партии — Движение заинтересованных граждан и Партию реформ Невиса. В Танзании на Занзибаре действует оппозиционная пар­тия — Объединенный гражданский фронт, который оппонирует правящей Рево­люционной партии16.

"Островные" партии характерны и для других карибеких государств. На­пример, из двух островов состоит государство Антигуа и Барбуда. Это государство не стало федерацией, но регионализация его партийной системы привела к тому, что на Барбуде наибольшей поддержкой пользуется своя партия — Народное дви­жение Барбуды.

Антильские острова (владение Нидерландов) ярко характеризуются дробле­нием партийной системы на островные подсистемы. Ведущие партии островов реально действуют и собирают голоса на главном острове — Кюрасао. Второй по величине остров Бонайре располагает своими партиями — Патриотическим сою­зом и Демократической партией Бонайре. Избиратели маленького и удаленного Сен-Мартена создали сразу три собственные партии — Демократическую партию Сен-Мартена, Патриотический альянс Сен-Мартена и Народную партию серьезной альтернативы. За собственные партии голосуют даже на самых крохотных остро­вах — Сабе (Народное движение Наветренных островов) и Синт-Эстатиусе (Альянс Синт-Эстатиуса).

16 Важно отметить, что Революционная партия возникла в результате объединения в 1977 г. двух ведущих партий — ТАНУ (Африканский национальный союз Танганьики) и Партии Афро-Ширази (Занзибар).

3.2 Институты регионального влияния на общегосударственном уровне

Страной с развитой системой региональных партий является Испания. Важ­ным стимулом к развитию региональных партий, безусловно, стало введение в Ис­пании автономных сообществ. Это значит, что региональные партии в децентрали­зованных, хотя и унитарных, государствах имеют шансы стать правящими в процессе создания региональных ассамблей и правительств. При этом наиболее развитые и достаточно автономные региональные партийные системы сложились в регионах с этнической спецификой. Например, в Каталонии возник правящий блок "Конвер­генция и союз". Наряду с ним в региональных и общенациональных выборах более или менее успешно участвовали такие партии и блоки, как "Республиканские левые Каталонии" и "Инициатива за Каталонию — Зеленые". В Стране Басков сильные позиции имеет Баскская националистическая партия (также представлены партии '"Баскская солидарность" и др.). В Галисии довольно популярен Галисийский на­ционалистический блок.

Пример Испании интересен и тем, что в регионах, не имеющих этнической специфики, также формируются региональные партии, которым удается проходить в национальный парламент. Характерная ситуация возникла на Канарских островах, где действует Канарская коалиция (любопытно, что на одном из островов — не­сколько обособленном Лансароте на восточной окраине островной группы — была создана своя Партия независимых Лансароте). Примерами региональных партий в Испании также служат Андалусийская партия и Арагонская хунта.

Феномен региональных партий прослеживается в Италии. Наиболее яркой и крупной партийной структурой стала Лига Севера (изначально — Ломбардская лига), выступающая от имени северных итальянских регионов. Менее крупным, но тоже характерным примером может считаться возникшая на сравнительно удален­ном крупном острове — Сардинии собственная Партия действия Сардинии. Под­держки в своих регионах добились этнорегиональные партии — Южнотироль­ская народная партия и Коллегия Валле-д'Аоста.

Регионализация партийной системы оказалась характерной и для Хорва­тии. Наибольший регионализм оказался характерен для полуострова Истрия на северо-западе страны, где значительной поддержкой пользуется партия Истрин­ский демократический собор. В парламенте Хорватии также представлены При-морско-Горанский союз и Славонско-Бараньинская хорватская партия, имею­щие корни в отдельных регионах страны, в ее центральной приморской и северо­восточной частях соответственно.

Даже маленькая Андорра оказалась в группе стран, где активно действуют и добиваются успеха на национальных выборах региональные партии. Одним из при­меров служит Союз народа Ордино. На парламентских выборах 2001 г. одну из тер­риторий Андорры успешно представляла Независимая группа Санта-Джулия.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

"Территориальные" партии довольно характерны для Аргентины, но там они сильно уступают общенациональным, в том числе в "своих" провинциях. Единич­ное представительство в национальном парламенте удается обеспечивать таким региональным партиям, как Республиканская сила (Тукуман), Демократическая партия (Мендоса), Партия обновления Сальты, Народное движение Неукена, Ли­беральная партия Корриентеса.

Впрочем, далеко не во всех федерациях, децентрализованных или географи­чески фрагментированных государствах феномен региональных партий можно счи­тать развитым. Проблема практически любой региональной партии заключается в том, что она не в состоянии играть заметную роль на общенациональном уровне. Лишь очень немногие региональные партии в состоянии создать значимую фракцию в национальном парламенте, гораздо чаще речь идет в лучшем случае об обозначе­нии присутствия. Региональные сообщества могут признать тактику создания соб­ственной партии неэффективной. Поэтому в таких крупных странах, как США, Бра­зилия и Мексика, региональные партии практически отсутствуют и не развиваются в связи с отсутствием серьезных перспектив (в Аргентине они возникли, но имеют очень ограниченное влияние).

Интересы определенных региональных сообществ нередко стремятся арти­кулировать те или иные общенациональные партии. Там, где этот процесс идет ус­пешно, политическая ниша для собственно региональных партий остается неза­полненной.

Возможна промежуточная ситуация, когда региональные партии все-таки соз­даются, но находят свое место на общенациональной политической сцене, создав блок с более крупной партией. Хорошим примером следует считать блок ХДС/ХСС в Германии, в котором ХСС является региональной баварской партией, притом очень сильной, правящей на протяжении многих лет в своем регионе. Альянс с ХДС дает ХСС возможность играть важную роль на общенациональном уровне. Упомянутая выше Лига Севера вошла в правящую итальянскую коалицию "Дом свобод" вместе с движением С. Берлускони "Форца Италия" и др.

Похожие тенденции прослеживаются в Малайзии, где собственные пар­тийные системы сложились в двух удаленных штатах, расположенных на острове Калимантан и имеющих собственную историю (Саравак и Сабах). На Сараваке особенно заметны Объединенная традиционная партия Бумипутера, Объединен­ная народная партия Саравака, Партия аборигенов Саравака, Национальная пар­тия Саравака. В Сабахе активно действуют Прогрессивная партия Сабаха, Дви­жение народной справедливости, Либеральная демократическая партия и Объе­диненная партия Сабаха. Но при этом практически все перечисленные партии вхо­дят в правящий в стране Национальный фронт.

3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти

3.3

Разграничение полномочий между уровнями власти

Ключевой характеристикой федеративного государства является баланс отношений между двумя основными уровнями власти — общенациональным и региональным. Этот баланс определяет степень автономии субъектов, их политико-ресурсную базу и, одновременно, уровень децентрализации государства. Изменения баланса по­зволяют говорить о динамике развития ситуации, о том, в какую сторону меняется баланс. Важнейшей характеристикой баланса отношений "центр — регионы" явля­ется разграничение компетенции (полномочий) между уровнями власти (см., на­пример: [Ковачев, Дымов, 1995]).

В федеративных государствах речь идет о разграничении полномочий между тремя основными уровнями — общенациональным, региональным и местным (му­ниципальным). Полномочия местного самоуправления являются отдельной темой. Пока ограничимся рассмотрением разграничения полномочий между центром и субъектами федерации.

3.3.1

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных