Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Февральская революция и ее последствия




Революционные процессы 1917 г. коренным образом изменили отношения между центром и регионами в России. Ликвидация самодержавного монархического строя одновременно означала переустройство на новых основаниях всей системы "центр — ре­гионы", формирование нового баланса в этих отношениях при создании новых власт­ных органов. После прихода к власти Временного правительства нестабильность в стране продолжала нарастать, сказываясь в том числе и на ситуации в региональ­ной политике.

Политика Временного правительства отличалась лояльностью по отношению к тем политическим институтам, которые, сформировавшись при царе, символи­зировали демократические процессы и развитие самоуправления на региональном уровне. Это неудивительно, поскольку политические силы и партии, пришедшие к власти после Февральской революции, были тесно связаны с земским движением и активно выступали за его права. Как результат, при Временном правительстве при­нимается закон, который расширяет права земств, усиливая, таким образом, само­управленческие начала в провинции. Впервые был создан новый уровень земств — в волостях (ранее земства существовали только в губерниях и уездах).

Таким образом, земская система регионального самоуправления должна была начать функционировать уже на трех уровнях. Однако говорить о реальных изме­нениях в отношениях между центром и регионами в данном случае нельзя, посколь­ку новая система едва успела заработать. После прихода к власти большевиков зем­ства были ликвидированы.

4.3 Отношения "центррегионы "в советский период

В целом созданная Временным правительством территориально-политиче­ская система носила неустойчивый и переходный характер. Падение самодержавия стимулировало расслоение имперского пространства на "естественные" ареалы со своими этнокультурными особенностями. Становится очевидным, что новая власть не в состоянии удержать под своим контролем все территории бывшей Российской империи. В свою очередь на этих территориях идет формирование органов само­управления (обычно при участии левых30 и националистических партий), требова­ния которых различались от автономии в составе России до полной независимости (как правило, внутри национального движения не было единства, и шла своя поли­тическая борьба). Как сторонники централизации, так и автономисты рассчитывали на созыв Учредительного собрания и определение нового территориально-полити­ческого формата Российского государства.

Пока же Временное правительство стремится удержать единство страны, ис­пользуя тактику уступок наиболее активным местным движениям и требуя лишь, чтобы они признали над собой центральную власть. Под определенным контролем Временного правительства действуют, например, такие структуры управления крупными этническими перифериями, как Особый Закавказский комитет, Тур­кестанский комитет и др., созданные местными элитами. Еще одной разновидно­стью региональных властных структур, лояльных Временному правительству, явля­ются на том этапе казачьи войсковые правительства (Дон, Кубань, Оренбург и др.). Реформируя структуру АТД, Временное правительство увеличивает террито­рию Эстляндской губернии за счет присоединения эстонских этнических террито­рий, создает Степную область калмыцкого народа и т.п. Временное правительство соглашается на восстановление автономии и на возможное в будущем предостав­ление независимости для Финляндии и Польши, наименее стабильных и сепара­тистски настроенных автономных регионов прежней Российской империи. В Фин­ляндии были восстановлены конституция и самоуправление в полном объеме. В от­ношении Польши Временное правительство признало ее право на отделение и воз­можность создания в будущем независимого государства. Фактически Польша и так выходит из-под российского контроля, в ней идет формирование собственной государственности.

Национальные и автономистские движения достаточно активно развиваются в других частях бывшей империи с наиболее развитой или активно формирующей­ся национально-региональной идентичностью — в Прибалтике, на Украине, в За­кавказье, Центральной Азии.

Февральская революция стала мощным стимулом для развития украинского автономистского движения (тем более, что самодержавная власть не признавала ук-

Но не большевиков, а эсеров, меньшевиков и пр.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы "

раинскую идентичность). В Киеве уже в марте 1917 г. была сформирована Цент­ральная Рада, выступившая за автономию. Фактически на Украине возникла новая система власти. Ее структуры в виде губернских, уездных и городских рад были сформированы по всей Украине. Отношения Центральной Рады с Временным пра­вительством оказались неустойчивыми, компромисс так и не был найден.

После Февральской революции активизируется политическая активность мусульманских элит (часть которых находится под турецким влиянием). В Азер­байджане к тому времени уже несколько лет действует партия "Мусават". Еще до революции сложились Тюркская партия федералистов и др. В мае 1917 г. в Казани прошел I съезд мусульман. Летом 1917 г. в Оренбурге состоялся I всекиргизский (т.е. в нынешних терминах — казахский) съезд. В Туркестане развиваются конку­рирующие движения джадидов и улемистов (в автономных Бухаре и Хиве появля­ются движения младобухарцев и младохивинцев, повторяющие аналогичное дви­жение младотурков). В марте 1917 г. в Ташкенте возникла властная структура под названием Шура-и-Ислам, руководство которой выступало за автономию региона. Прошедший в апреле 1917 г. съезд поддержал Временное правительство и в то же время выступил за самоуправление Туркестана. Был избран краевой совет турке­станских мусульман. В июне—сентябре 1917 г. в процессе внутриполитической борьбы в регионе возникло более радикальное движение Шура-и-Улема, выступав­шее за отделение от России и союз с Турцией.

Требования автономии появляются на других территориях страны. Напри­мер, в Сибири за территориальную автономию выступили представители бурят.

Таким образом, уровень централизованного политического контроля на этом этапе был резко ослаблен. Новая власть носила очевидно временный характер. Она слабо контролировала территорию и шла на уступки регионалистским и национа­листическим тенденциям, которые все оказались на поверхности после революции. Баланс отношений был резко смещен в пользу регионов, многие из которых пре­тендовали на создание независимых государств или, как минимум, на автономию в составе России. После Октябрьской революции борьба за территорию и ее статус стала одним из важнейших аспектов политической борьбы и последовавшей граж­данской войны.

4.3.2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных