Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правотворческая инициатива граждан




 

В Федеральном законе N 154-ФЗ говорилось о "народной правотворческой инициативе". Учитывая, что участником местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании является не народ, а население, Федеральный закон изменил название данного института непосредственной демократии на "правотворческую инициативу граждан". Этот демократический институт реализует одну из главных задач муниципальной реформы - приближение населения к власти. Субъектом правотворческой инициативы становятся сами жители муниципальных образований - они могут вносить на рассмотрение органов местного самоуправления свои проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Это может случиться, когда органы местного самоуправления занимают не ту позицию, которую отстаивает определенная часть местного сообщества, или играют пассивную роль по назревшей проблеме местной жизни.

Если по смыслу прежнего Федерального закона правом на правотворческую инициативу обладало неопределенное число граждан, то согласно новому Федеральному закону с такой инициативой вправе выступать группы граждан, минимальная численность которых не может превышать 3% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Согласно прежнему закону население имело право на правотворческую инициативу "в соответствии с уставом муниципального образования". Иными словами, если Устав не предусматривал такого права и не устанавливал порядка его осуществления, то население этим правом не обладало. На практике в уставах право граждан на правотворческую инициативу, тем более процедура его осуществления, определялись редко, и это право почти не использовалось.

В случае необходимости избиратели обращались с инициативой принятия представительным органом нормативного акта к своему депутату, обычно не формулируя сам текст этого документа. Поскольку мандат депутата лишен императивности, т.е. депутат не обязан принимать "к производству" предложения избирателей относительно конкретных правовых актов, немало инициатив граждан оставались нереализованными, несмотря на депутатские обещания.

Большую определенность данному институту прямой демократии придает норма Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с которой проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации нормотворческой инициативы граждан, должен быть обязательно рассмотрен органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего правового акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Прежний закон никаких сроков рассмотрения проекта не устанавливал. Кроме того, определяя обязательность рассмотрения инициированного документа, закон не определял точно - каким органом он должен быть рассмотрен. Вместо формулы о том, что проект подлежит рассмотрению с участием представителей населения, содержавшейся в Федеральном законе N 154-ФЗ, Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает, что представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного ею проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группой.

В принятых в последнее время нормативных актах представительных органов ряда муниципальных образований о порядке реализации нормотворческой инициативы граждан нормы Федерального закона N 131-ФЗ о данной форме прямой муниципальной демократии конкретизируются и развиваются. Наиболее существенные моменты процедуры связаны, во-первых, с порядком формирования правотворческой инициативы. Проект нормативного акта может составить группа из нескольких человек, но чтобы представить его в органы местного самоуправления в качестве официальной инициативы, необходимо собрать подписи ее сторонников в количестве, определяемом представительным органом местного самоуправления, как того требует Федеральный закон (как указывалось выше, не более 3% от числа местных жителей, обладающих избирательным правом).

Во-вторых, важен порядок рассмотрения документа. Здесь в определенных случаях необходима правовая и финансовая экспертиза проекта - соответствует ли он законодательству, каковы могут быть расходы в связи с реализацией решения, принятого в соответствии с внесенным проектом.

В-третьих, к процессу рассмотрения инициативы важно привлечь внимание населения. Для этого могут быть проведены публичные обсуждения проекта, на которых заслушиваются как его сторонники, так и противники, организованы пресс-конференции, выступления в средствах массовой информации, истребованы заключения от независимых компетентных, в том числе научных, организаций и др.

По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта возможны четыре варианта решения органа или должностного лица местного самоуправления: принять муниципальный правовой акт в предложенной редакции; принять этот акт с учетом необходимых изменений и дополнений; доработать проект; отклонить его. Если проект принимается, одновременно может приниматься решение о принятии, изменении, дополнении либо отмене (признании утратившими силу) иных муниципальных правовых актов, регулирующих связанные с рассмотренным и принятым проектом общественные отношения.

Сильной правовой федеральной гарантией осуществления права граждан на правотворческую инициативу является правило, закрепленное в Федеральном законе N 131-ФЗ, о том, что в случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, делается в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае сами граждане конкретизируют установленную Федеральным законом процедуру прохождения проекта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных