Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задания для контрольной работы №1




Самарский государственный университет путей сообщения


Кафедра высшей математики

 

 
 

 

 


Контрольные задания

Для студентов заочной формы обучения

инженерно-технических специальностей

Часть 1


 

 

Cамара

 
2009

УДК 519.7

 

Высшая математика: контрольные задания для студентов заочной формы обучения инженерно-технических специальностей. Часть 1 / Ю.В. Гуменникова, Л.В. Кайдалова, О.Е. Лаврусь. – Самара: СамГУПС, 2009. – 32 с.

 

Утверждены на заседании кафедры протокол № 9 от 11.06.09.

 

Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.

 

 

Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, с действующей программой по высшей математике для технических специальностей и охватывают разделы линейная алгебра, аналитическая геометрия, комплексные числа, введение в математический анализ, численные методы решения нелинейных уравнений.

В методических указаниях приведены индивидуальные задания, а также примеры решения задач.

Предназначены для студентов первого курса инженерно-технических специальностей заочной формы обучения.

 

Ил. 6. Табл. 5. Библиогр.: 9 назв.

 

Составители: Ю.В. Гуменникова, к. т. н., доцент,

Л.В. Кайдалова, к. ф.-м. н., доцент,

О.Е. Лаврусь, к. т. н., доцент

 

Рецензенты: к. ф.-м. н., доц. СамГУ Воскресенская Л.А.,

доцентСамГУПС Паняев В.А.

 

 

Ó Гуменникова Ю.В., Кайдалова Л.В., Лаврусь О.Е., 2009

Ó Самарский государственный университет путей сообщения, 2009

 
 
 


Задания для контрольной работы №1

Задание № 1

Решить систему линейных уравнений

методом Крамера и матричным методом. Сделать проверку.

Коэффициенты системы приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ варианта Коэффициенты системы линейных уравнений
а 11 а 12 а 13 а 21 а 22 а 23 а 31 а 32 а 33 b 1 b 2 b 3
1.1.   –1     –5 –3     –1   –17  
1.2.         –1 –6   –2     –1  
1.3.   –1 –3     –5         –8  
1.4.         –1     –1        
1.5.     –3         –1       –1
1.6.           –4         –4  
1.7.   –1   –2       –1        
1.8.   –1     –3 –5     –7     –4
1.9.     –9     –5     –7      
1.10.                        
1.11.   –2       –4   –2 –5 –7    
1.12.   –3       –3     –2 –7    
1.13.         –1              
1.14.   –1 –1     –2   –2     –5 –5
1.15.         –1 –3            
1.16.     –1     –6 –4 –1   –2   –3
1.17.   –4 –2       –3       –9  
1.18.   –5       –1           –3
1.19.               –1        
1.20.       –1     –2     –1    
1.21. –1       –10 –5   –7 –6   –2 –8
1.22.   –1 –3   –1 –2 –1         –5
1.23. –1       –3 –7   –3 –5 –9    
1.24.   –1     –5   –1   –1 –2 –2  
1.25.       –1       –3     –4  
1.26.     –2   –3       –1 –9   –22
1.27.                     –4  
1.28.                        
1.29. –1     –3                
1.30.                        

 

Задание № 2

Решить систему линейных уравнений АХ = В, заданной расширенной матрицей, методом последовательного исключения неизвестных. В случае неопределенности системы найти ее общее, базисное и любое частное решения. Сделать проверку.

2.1. . 2.2. .

2.3. . 2.4. .

2.5. . 2.6. .

2.7. . 2.8. .

2.9. . 2.10. .

2.11. . 2.12. .

2.13. . 2.14. .

2.15. . 2.16. .

2.17. . 2.18. .

2.19. . 2.20. .

2.21. . 2.22. .

2.23. . 2.24. .

2.25. . 2.26. .

2.27. . 2.28. .

2.29. . 2.30. .

Задание № 3

По трем заданным точкам построить треугольник и средствами векторной алгебры найти: 1) длину стороны ВС; 2) уравнение линии ВС; 3) уравнение высоты, проведенной из точки А; 4) длину высоты, проведенной из точки А; 5) площадь треугольника АВС; 6) угол между сторонами ВА и ВС; 7) координаты точки N – середины стороны АС; 8) координаты точки М, делящей сторону АВ в отношении 2: 3, считая от точки А.

Координаты вершин треугольника даны в таблице 2.

Таблица 2

№ варианта А В С № варианта А В С
3.1. (–2, 5) (4, 5) (1, 1) 3.16. (6, 9) (5, –4) (4, 6)
3.2. (–3, 1) (4, –5) (7, 2) 3.17. (2, 3) (4, 0) (5, 3)
3.3. (4, –1) (4, 4) (6, 4) 3.18. (8, 7) (3, 0) (5, 6)
3.4. (–5, 3) (4, 6) (8, 4) 3.19. (8, 1) (3, 0) (3, 5)
3.5. (0, –6) (3, 5) (–2, 4) 3.20. (1, 3) (7, 10) (3, 2)
3.6. (–2, –3) (1, 6) (5, 2) 3.21. (4, 0) (6, 9) (–2, 1)
3.7. (–6, 2) (1, 8) (4, 5) 3.22. (–2, 1) (–2, 5) (4, 0)
3.8. (1, 5) (6, 5) (5, 7) 3.23. (–2, 1) (–3, 1) (4, 10)
3.9. (5, –2) (7, 2) (5, 5) 3.24. (1, –2) (4, –1) (6, 9)
3.10. (5, –2) (8, 4) (6, 5) 3.25. (3, 1) (3, 2) (1, 2)
3.11. (9, 6) (2, 3) (4, 0) 3.26. (–1, –1) (0, 4) (1, –1)
3.12. (7, 5) (4, 0) (1, 2) 3.27. (1, –1) (–2, –3) (4, 5)
3.13. (4, 7) (–3, 2) (3, –2) 3.28. (–2, 0) (–1, 2) (3, 4)
3.14. (7, 3) (0, 6) (6, 8) 3.29. (3, 2) (1, 2,) (6, 6)
3.15. (4, 9) (2, 4) (5, 7) 3.30. (0, 4) (–2, –4) (6, 6)

 

Задание № 4

По четырем заданным точкам построить пирамиду и средствами векторной алгебры найти: 1) длину ребра А 1 А 2; 2) угол между ребрами А 1 А 2 и А 1 А 4; 3) площадь грани А 1 А 2 А 3; 4) объем пирамиды А 1 А 2 А 3 А 4; 5) составить уравнение прямой А 1 А 2; 6) уравнение плоскости А 1 А 2 А 3.

Координаты вершин пирамиды даны в таблице 3.

Таблица 3

№ варианта А 1 А 2 А 3 А 4
4.1. (1, 1, 1) (–1, 2, 4) (2, 0, 6) (–2, 5, –1)
4.2. (0, 5, 0) (2, 3, –4) (0, 0, –6) (–3, 1, –1)
4.3. (0, 0, 6) (4, 0, –4) (1, 3, –1) (4, –1, –3)
4.4. (2, –5, 3) (3, 2, –5) (5, 3, 2) (–5, 3, 2)
4.5. (6, 0, 4) (0, 6, 4) (4, 6, 0) (0, –6, 4)
4.6. (3, 2, 4) (2, 4, 3) (4, 3, –2) (–2, –4,–3)
4.7. (6, 3, 5) (5, –4, 3) (3, 5, 6) (–6, –1, 2)
4.8. (5, –2, –1) (4, 0, 0) (2, 5, 1) (1, 2, 5)
4.9. (4, 2, 5) (3, 0, 4) (0, 0, 3) (5, –2, –4)
4.10. (4, 2, –5) (3, 0, 4) (0, 2, 3) (5, –2, –4)
4.11. (4, 4, 10) (7, 10, 2) (2, 8, 4) (9, 6, 9)
4.12. (4, 6, 5) (6, 9, 4) (2, 10, 10) (7, 5, 9)
4.13. (3, 5, 4) (8, 7, 4) (5, 10, 4) (4, 7, 8)
4.14. (10, 6, 6) (–2, 8, 4) (6, 8, 9) (7, 10, 3)
4.15. (1, 8, 2) (5, 2, 6) (5, 7, 4) (4, 10, 9)
4.16. (6, 6, 5) (4, 9, 5) (4, 6, 11) (6, 9, 3)
4.17. (7, 2, 2) (5, 7, 7) (5, 3, 1) (2, 3, 7)
4.18. (8, 6, 4) (10, 5, 5) (5, 6, 8) (8, 10, 7)
4.19. (7, 7, 3) (6, 5, 8) (3, 5, 8) (8, 4, 1)
4.20. (–2, 1, 2) (4, 0, 0) (3, 2, 7) (1, 3, 2)
4.21. (3, 2, 7) (1, 3, 2) (–2, 1, 2) (4, 0, 0)
4.22. (1, 3, 2) (3, 2, 7) (4, 0, 0) (–2, 1, 2)
4.23. (3, 1, –2) (1, –2, 1) (2, 2, 5) (–2, 1, 0)
4.24. (–2, 1, 0) (2, 2, 5) (3, 1, 2) (1, –2, 1)
4.25. (2, 2, 5) (–2, 1, 0) (1, –2, 1) (3, 1, 2)
4.26. (1, –1, 6) (4, 5, –2) (–1, 3, 0) (1, –1, 5)
4.27. (6, 1, 5) (–1, 3, 0) (4, 5, –2) (1, –1, 6)
4.28. (1, –2, 1) (3, 1, –2) (2, 2, 5) (–2, 1, 0)
4.29. (4, 0, 0) (–2, 1, 2) (1, 3, 2) (3, 2, 7)
4.30. (–5, 6, –1) (6, –5, 2) (6, 5, 1) (0, 0, 2)

 

Задание № 5

Даны уравнения линии r = r (j) в полярной системе координат. Требуется: 1) построить линию по точкам на промежутке от j = 0 до j = 2p с шагом, равным p / 8; 2) найти уравнение линии в прямоугольной декартовой системе координат, у которой начало совпадает с полюсом, а положительная полуось абсцисс – с полярной осью; 3) назвать линию, найти координаты центра и полуоси.

5.1. . 5.2. . 5.3. .
5.4. . 5.5. . 5.6. .
5.7. . 5.8. . 5.9. .
5.10. . 5.11. . 5.12. .
5.13. . 5.14. . 5.15. .
5.16. . 5.17. . 5.18. .
5.19. . 5.20. . 5.21. .
5.22. . 5.23. . 5.24. .
5.25. . 5.26. 5.27. .
5.28. 5.29. . 5.30. .

Решение типового варианта КР № 1

2Задание 1. Решить СЛУ методом Крамера и матричным методом. Сделать проверку найденного решения.

Решение. Метод Крамера. Составим и вычислим определитель системы D и вспомогательные определители (полученные из D заменой столбца коэффициентов при соответствующей неизвестной столбцом свободных членов) разложением по элементам первой строки

D=

;

; ; ;

тогда

.

Сделаем проверку

Þ Х = (4, 2, 1).

Матричный метод. Обозначим

, .

Найдем

1) определитель

.

Следовательно, матрица невырожденная и существует .

2) транспонированную матрицу .

3) союзную матрицу .

4) обратную матрицу .

Находим решение системы X = А –1 В:

.

Ответ: Х = (4, 2, 1). v

2Задание 2. Решить систему линейных уравнений АХ = В, заданной расширенной матрицей, методом последовательного исключения неизвестных. В случае неопределенности системы найти ее общее, базисное и любое частное решения. Сделать проверку.

.

Решение. Возьмем переменную х 3 в первом уравнении за базисную и исключим ее из второго и третьего уравнений системы. Для этого умножим первое уравнение на (+2) и сложим со вторым. Для исключения х 3 из третьего уравнения умножим первое уравнения на (+1) и сложим с третьим:

.

Возьмем в другой строке новую базисную переменную х 4 и исключим ее из первого и третьего уравнений. Вычеркнем строку, содержащую одни нули.

 

 

Þ .

Итак, базисными переменными будут х 3, х 4.

Разрешим полученные уравнения относительно базисных переменных. Остальные (небазисные) переменные называются свободными (х 1 и х 2).

Выражение базисных переменных через свободные называется общим решением СЛУ.

В нашем случае общее решение имеет вид

Если в общем решении приравнять свободные переменные нулю, то получим базисное решение

.

Если в общем решении свободным переменным давать произвольные значения, то получим множество частных решений.

Пусть х 1 = 1, х 2 = –1 Þ ;

х 1 = 0, х 2 = 2 Þ .

Сделаем проверку, подставив, например, базисное решение в СЛУ:

Ответ: Общее решение Базисное решение , частное решение . v

2 Задание 3. По трем заданным точкам А (3, 1), В (–13, –11), С (–6, 13) построить треугольник и средствами векторной алгебры найти: 1) длину стороны ВС; 2) уравнение линии ВС; 3) уравнение высоты, проведенной из точки А; 4) длину высоты, проведенной из точки А; 5) площадь треугольника АВС; 6) угол между сторонами ВА и ВС; 7) координаты точки N – середины стороны АС; 8) координаты точки М, делящей сторону АВ в отношении 2: 3, считая от точки А.

Решение. Чертеж треугольника приведен на рисунке 1.

1. Вычислим координаты вектора , где В (х 1, у 1, z 1), С (х 2, у 2, z 2), по формуле

= (–6 – (–13); 13 – (–11)) = (7, 24).


Вычислим длину вектора по формуле

= .

2. Запишем уравнение прямой ВС в виде :

Þ Þ Þ .

Уравнение прямой ВС: .

3. Уравнение высоты АD может быть получено различными способами.

1 способ. Заметим, что вектор является нормальным вектором для прямой АD и точка А (3, 1) принадлежит прямой АD, следовательно,

Þ .

Итак, АD: .

2 способ. Запишем уравнение высоты, проведенной из точки А в форме уравнения прямой с угловым коэффициентом k, при этом воспользуемся свойствами угловых коэффициентов взаимно перпендикулярных прямых.

Определим угловой коэффициент прямой ВС. Для этого разрешим уравнение прямой относительно у, имеем

Þ Þ .

Подставим полученные данные в уравнение прямой, проходящей через точку М (х 0, у 0), перпендикулярно данной прямой y = k 1 x + b, которое имеет вид , и получим .

Запишем полученное уравнение в форме общего уравнения плоскости:

.

Заметим, что результаты в первом и втором слyчаях совпадают.

Итак, прямая АD задается уравнением .

4. Длину высоты АD также можно определить различными способами.

1 способ. Поскольку координаты точки А известны, найдем координаты точки D. Заметим, что точка D лежит на пересечении прямых ВС и АD, следовательно, ее координаты удовлетворяют уравнениям обеих прямых. Составляем систему из уравнений, задающих прямые ВС и АD:

Решим систему по формулам Крамера:

Þ ,

, ,

; Þ D (–8,52; 4,36).

Теперь воспользуемся формулой для вычисления длины отрезка

.

2 способ. Длину отрезка АD можно рассматривать как расстояние от точки А (3, 1) до прямой ВС (), поэтому воспользуемся формулой , где (x 0, y 0) – координаты точки А, Ах + Ву + С = 0 – уравнение прямой:

.

5. Найти площадь треугольника АВС. В предыдущих пунктах были определены величина основания и длина высоты . Поэтому целесообразно применить формулу . Имеем (кв. ед.).

6. Для вычисления величины угла между сторонами ВА и ВС (угол a) воспользуемся формулой :

, ,

.

.

a= аrcсos 0,8 = 36°50¢ (если воспользоваться калькулятором или компьютером, то результат может быть записан в виде 36,87°).

7. Для нахождения координат середины отрезка АС воспользуемся формулами ; ; , где l = 1.Имеем

Þ .

8. Координаты точки М, найдем по формулам ; ; , где l = 2 / 3:

; .

Окончательно .

Ответ: = 25; уравнение прямой ВС: ; уравнение прямой АD: ; ; (кв. ед.); a= 36°50¢; ; . v

 

2 Задание 4. По четырем заданным точкам А 1(4, 2, 5), А 2(0, 7, 2), А 3(0, 2, 7), А 4(1, 5, 0) построить пирамиду и средствами векторной алгебры найти: 1) длину ребра А 1 А 2; 2) угол между ребрами А 1 А 2 и А 1 А 4; 3) площадь грани А 1 А 2 А 3; 4) объем пирамиды А 1 А 2 А 3 А 4; 5) уравнение прямой А 1 А 2; 6) уравнение плоскости А 1 А 2 А 3.

Чертеж пирамиды приведен на рисунке 2.

1. Найдем координаты и длину вектора :

= ,

.

2. Для определения угла j, вычислим координаты и модули векторов, направленных по сторонам этого угла:

, ;

.

Угол определим по формуле

.

По таблицам находим .

3. Для вычисления площади грани А 1 А 2 А 3 воспользуемся свойствами векторного произведения двух векторов, на которых построен треугольник А 1 А 2 А 3, и формулой :

, = (–4, 5,–3), ,

= ,

 

Þ (кв. ед.).

4. Для вычисления объема воспользуемся формулой смешанного произведения:

, (куб. ед.).

5. Для определения уравнения прямой А 1 А 2 воспользуемся уравнением . Имеем

,

окончательно получаем уравнение прямой А 1 А 2

.

6. Уравнение плоскости А 1 А 2 А 3 запишем в форме уравнения плоскости, проходящей через три точки по формуле :

.

Разделим обе части уравнения на 10, окончательно уравнение плоскости А 1 А 2 А 3 примет вид x + 2 y + 2 z – 18 = 0.

Ответ: ; ; (кв. ед.);

(куб. ед.); уравнение прямой А 1 А 2: ;

уравнение плоскости А 1 А 2 А 3: x + 2 y + 2 z – 18 = 0. v

2 Задание 5 Даны уравнения линии в полярной системе координат. Требуется: 1) построить линию по точкам на промежутке от j = 0 до j = 2p с шагом, равным p / 8; 2) найти уравнение линии в прямоугольной декартовой системе координат, у которой начало совпадает с полюсом, а положительная полуось абсцисс – с полярной осью; 3) назвать линию, найти координаты центра и длины полуосей.

Решение. Составим таблицу 4 для вычисления значений r.

Таблица 4

j   p / 8 p / 4 3p / 8 p / 2 5p / 8 3p / 4 7p / 8 p
cos j   0,92 0,71 0,38   –0,38 –0,71 –0,92 –1
r   1,04 1,15 1,38 1,80 2,59 4,14 6,90  

 
 

Построим линию, учитывая, что (рисунок 3).

Для перехода в декартовую систему координат воспользуемся формулами

, .

Получим уравнение

,

которое после преобразований примет вид

Þ Þ

Þ Þ ,

Þ Þ .

Получили уравнение эллипса с центром в точке О ¢(–4; 0) и полуосями а = 5, b = 3 (рисунок 4).

Ответ: уравнение эллипса с центром в точке

О (–4; 0) и полуосями а = 5, b = 3. v






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных