Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика преподавания ИЗО.




Урок изобразительного искусства должен затрагивать эмоции учащихся и развивать творческие способности каждого ребенка. Любая тема по искусству должна быть не только изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно-значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и учитель искусства как никто другой может создать эти условия. Он способен ввести ребенка в мир творчества и приобщить к сокровищам художественной культуры.

Для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо соблюдение педагогических условий, влияющих на развитие художественного творчества: выбор содержания, методов, приемов, эффективных для применения на данном уроке, сочетание разнообразных форм организации урока, применение различных художественных материалов и техники работ с ними, отбор произведений изобразительного искусства для изучения, использование наглядных пособий.

Приступая к подготовке урока, необходимо, в первую очередь, проанализировать программу по изобразительному искусству, изучить учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя) и познакомиться с документацией учителя (календарно-тематический план, планы урока).

Тема урока определяется с учетом программы и календарно-тематического плана.

Приступая к изучению темы, важно установить ее связь с ранее изученным материалом. Для этого следует предварительно выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по данной теме (анализ продуктов деятельности младших школьников, беседа с учителем).

Специфика занятий изобразительным искусством требует творческой активности, постоянной работы мысли. Кроме того, содержание уроков изобразительного искусства позволяет решать нравственные, эстетические, трудовые воспитательные задачи. Поэтому целесообразно к каждому уроку изобразительного искусства формулировать образовательные, развивающие и воспитательные цели.

Следующий шаг при подготовке к уроку – разработка плана урока (продумывание хода урока, установление временных рамок каждого этапа урока).

В методике выделяют ряд этапов урока изобразительного искусства.

1. Организация готовности к деятельности (2-3 мин.).

2. Организация восприятия, мотивирование и побуждение интереса к восприятию темы урока.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Организация углубленного восприятия основного художественного содержания урока (10-20 мин.).

5. Освоение практических методов выполнения творческой работы (8-10 мин).

6. Самостоятельное, индивидуальное выполнение учащимися творческого задания. Контроль и стимулирование выполнения задания (20-30 мин.).

7. Анализ результатов творческой деятельности, поощрение учащихся.

8. Подведение итогов (3-5 мин.).

Данная структура урока строится с учетом особенностей психолого-диагностического процесса усвоения художественного содержания урока учащимися.

1. Первичные ощущения приятного звука, цвета, формы как начало положительного восприятия материала в первые минуты урока.

2. Активное, углубленное восприятие художественного содержания темы урока на основе эмоционального сопереживания, созерцания учащимися художественных образов.

3. Восполнение эмоциональной отзывчивости на основе зародившихся новых представлений художественных образов учащихся.

4. Возникновение потребности учащихся в самореализации своих представлений в практической деятельности на основе предложенной учителе методики.

5. Самореализация учащимися своих образных представлений в практической деятельности и получение удовлетворения от процесса создания нового в рисунках, поделках.

6. Ожидание поощрения за творческую работу как стимула к самоутверждению, что послужит результатом к дальнейшей деятельности.

7. Диагностика изобразительных способностей, интересов учащихся при планировании последующей деятельности.

На первом этапе урока рисования с натуры учитель называет материалы, которыми будут пользоваться учащиеся во время урока и обозначает время на выполнение учебного задания (один или два урока).

На втором этапе учитель использует комплекс средств активизации для повышения мотивации и побуждения интереса к восприятию темы урока. Это может быть игровой элемент (дидактические игры, игры-соревнования и т. д.), литературное произведение (загадки, стихи, сказка, притча и т.д.), наглядный материал (репродукции, фотографии и т.д.), музыкальное произведение.

После того, как дети познакомились с темой, целью урока, происходит организация углубленного восприятия основного художественного содержания урока. Для повышения интереса учащихся следует провести беседу, раскрывающую содержание темы, различные ее сюжеты, возможные варианты решения композиции. Во время беседы анализируются специально подобранные материалы (репродукции, фотографии, открытки, предметы и другие наглядные пособия).

На следующем этапе учитель разъясняет ход работы над рисунком, последовательность выполнения рисунка, демонстрирует различные модели, таблицы. Количество демонстрируемых этапов выполнения рисунков с натуры зависит от сложности формы, конструкции изображаемого предмета и характера поставленных задач. Обычно процесс построения рисунка в карандаше содержит четыре этапа, рисунка в цвете - шесть этапов.

Большое внимание необходимо уделять на уроках изобразительного искусства вопросам техники рисунка: правильной штриховке, работе кистью. С этой целью дети систематически должны выполнять различные графические и живописные упражнения как в альбоме, так и в рабочих тетрадях.

Для анализа творческих работ учащихся может использоваться ряд критериев:

- правила использования инструментов и материалов;

- техника исполнения творческого задания;

- последовательность выполнения методики творческого задания;

- степень разработанности выполненного задании;

- композиционное решение творческой работы: цвет, фактура, форма, перспектива, равновесие, ритм;

- художественная выразительность работы;

- качество и оценка выполненной работы.

На последнем этапе учитель подводит итоги работы.

Примерные вопросы учащимся при подведении итога.

1. Что особенно интересного было на уроке?

2. Что нового мы открыли, узнали, пережили на уроке?

3. Чему новому научились?

4. Какие трудности возникли? Что не получилось?

6. О чем вы бы хотели рассказать родителям, друзьям?

Выстраивая структуру урока, следует учитывать вид занятий по изобразительной деятельности. Программой по изобразительному искусству в начальной школе предусмотрены четыре вида работ: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на тему, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.

Ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения объектов окружающей действительности. Во время уроков рисования с натуры у школьников формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления.

Содержание рисования на тему составляет изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений. Этот вид учебной работы играет большую роль как в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании учащихся, так и в развитии их творческого воображения и зрительных представлений.

Декоративная работа развивает эстетический вкус, творческое воображение детей, знакомит их с ролью декоративно-прикладного искусства, творчества народных мастеров в быту. В содержание декоративной работы входит не только знакомство с росписями, но и выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, праздничных открыток, стенгазет, элементов книжной графики, дизайна одежды, мебели.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства призвано содействовать разностороннему развитию личности школьника, обогащению его внутреннего мира. В начальных классах ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства проводится на уроках рисования с натуры, рисования на тему, декоративной работы в течении 10 минут-20 минут. В 3 и 4 классах беседам об искусстве можно посвятить целый урок.

После разработки плана урока необходимо составить конспект урока (выявить наиболее приемлемые методы обучения; отобрать теоретический материал;продумать вопросы для актуализации знаний, умений и навыков по теме; последовательность выполнения практической работы; критерии оценки деятельности учащихся; указать используемые источники методической литературы).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных