Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 11
Лабораторно-диагностические исследования
Авторы: Качаровская Е. В.
Канарская Э. В., Лютикова О. К.
Московская областная предметная комиссия
Преподавателей педиатрии
Г.
Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при лабораторно-диагностических исследованиях детей (сборник 4)
Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера. 3
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш... 5
Взятие соскоба с перианальных складок на энтеробиоз. 7
Взятие кала на яйца глистов. 9
Взятие материала для бактериологического исследования на патогенную кишечную флору 10
Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 11
Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера (BL)
Цель: установить характер бактериальной флоры и чувствительность её к антибиотикам.
Показания: обследование с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL:
- пациенты с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?»;
- реконвалесценты дифтерии;
- бактерионосители токсигенного штамма после их санации;
- больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов;
- дети, общавшиеся с источником инфекции (контактные);
- дети, поступающие в стационары, дошкольные и школьные образовательные учреждения, детские дома, интернаты, санатории и т.п.;
- дети, подлежащие оперативному вмешательству по поводу ЛОР-патологии
Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
— резиновые перчатки, маска;
— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.);
— штатив для пробирок;
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию;
— стеклограф.
Обязательное условие: — забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла;
— в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приёма пищи.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к манипуляции
| 1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
| 2.Подготовить необходимое оснащение
Выписать направление в лабораторию
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
| 3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| 4.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку)
Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«З» (нос, зев)
| Создание удобства при проведении процедуры
| 5.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку
| Необходимое условие для проведения процедуры
| Выполнение манипуляции
| 1. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован
| Маркировка «Н» означает - нос
| 2.Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка
| Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов
| 3.Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам
| Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры
| 4.Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев
| Обеспечение достоверности результата исследования
| 5.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него
| Обеспечение доступа к зеву
| 6.Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован
| Маркировка «З» означает - зев
| Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта
|
| 7.Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - миндалина - язычок - дужка - миндалина Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию - материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани
| Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках
| 8.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев
| Обеспечение достоверности результата
| Завершение манипуляции
| 1.Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках
Снять маску, перчатки
Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| 2.Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике)
| Обеспечение достоверности исследования
|
Примечания: материал для исследования берут из ротоглотки и носа двумя стерильными тампонами на деревянных палочках. В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5-2 см от нижнего конца под углом 135о).
Бактериологическое обследование больных желательно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пораженного участка и видимо здоровой ткани.
Мазок из ротоглотки берут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисептическими растворами или не ранее 2 часов после этих процедур.
Доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 3 часов после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применяют среды обогащения или тампоны, смоченные в 5% растворе глицерина с изотоническим раствором натрия хлорида. Предварительный результат бактериологического исследования получают на 2-е сутки, окончательный – на 4-е.
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания: — обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш;
— обследование контактных в период карантина;
— выявление бактерионосителей.
Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
— резиновые перчатки, маска;
— стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку);
— штатив для пробирок;
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие: — пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);
— забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к манипуляции
| 1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие
| Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
| 2.Подготовить необходимое оснащение
Выписать направление в бактериологическую лабораторию
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
| Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| 3.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку)
| Создание удобства при проведении процедуры
| 4.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необ-ходимости зафиксировать его с помощью помощника:
а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;
б) руки и туловище фиксирует одной рукой;
в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку
| Необходимое условие для проведения процедуры
| Выполнение манипуляции
| 1.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.
Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него
| Обеспечение доступа для проведения исследования
| 2.Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован
| Обеспечение достоверности результата
| 3.Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю
- изогнутым концом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк
- изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш
| Место максимальной локализации данных бактерий
| Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки
| Условие, обеспечивающее эффективность
| 4.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев
| Обеспечение достоверности результата
| Завершение манипуляции
| 1.Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках.
Снять маску, перчатки
Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| 2.На менингококк - немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками)
На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала
| Обеспечение достоверности исследования
Менингококк и палочка Борде-Жангу неустойчивы во внешней среде
| Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и в первые 2 недели - при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37оС. Результат посева получают через 72 часа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|