Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обойдя Бейтуллу, богомолец, согласно ритуалу, должен идти пить воду из источника Зем-Зем.

НИКОЛЬСКИЙ М. Э.

ПАЛОМНИЧЕСТВО МУСУЛЬМАН В МЕККУ

(См. “Исторический Вестник”, т. СХХIV, стр. 256.)

V.

Кабба. — Легенды о ней и об ее черном камне. — Вид Каабы и ее двора. — Могилы Авраама и имамов. — Бейтулла и проникновение в нее с риском для жизни.

Кто не слышал о находящемся в Мекке в Каабе священном для мусульман черном камне. Благодаря ему, Кааба является святилищем в глазах всего мусульманского мира и окружена массой легенд.

Основание первого меккского храма (Каабы) относят к незапамятным временам.

Изгнанные из рая Адам и Ева разошлись и долго блуждали отдельно, пока, наконец, не встретились в долине Арафата (На месте их встречи теперь поставлен мраморный столб.), вблизи которой впоследствии была основана Мекка. Они-то и основали первый храм. Но эта Кааба была взята на небо архангелом Гавриилом, и Измаилу при помощи посланного ему на помощь чудесным образом отца его Авраама пришлось потрудиться над устройством второго храма.

Конечно, дьяволу не могла нравиться эта душеспасительная затея, и он всячески мешал работе, почему разгневанный Авраам побил его каменьями. Как дьявол мог попасть на окруженную ангелами священную территорию, о чем было упомянуто уже в приведенной раньше легенде, сказать трудно, но, конечно, козни нечистого неистощимы. [604]

Теперешняя Кааба была построена в 1074 году гиджры (теперь 1327 г.).

Чудотворный черный камень, получающий ежегодно миллиарды лобзаний, по преданию, принесен с неба архангелом Гавриилом. Раньше он сиял белизной лилии, но совершенно почернел от лживых уст прекрасного пола. Коварные ученые говорят, впрочем, что камень этот простой аэролит, сделавшийся черным от частых пожаров Каабы. В день Страшного суда у камня образуются два глаза, и он увидит тех, кто целовал его, и будет предстательствовать за них перед Аллахом.

Но эти чудесные свойства камня не избавили его от бед в минувшие времена.

Пока вера мусульман была слаба, Каабе нее черному камню пришлось немало вытерпеть от междоусобных раздоров отдельных мусульманских сект или от смены той или иной правящей династии.

В 692 г. при калифе Абдемалике Кааба сильно пострадала при взятии города. В 930 г. сын Абу-Саида Абу-Тагир хотел окончательно прекратить хадж и, разграбив Мекку, похитил ее черный камень, который был возвращен на прежнее место лишь 9 лет спустя за огромный выкуп.

Мусульманские предания говорят, что при увозе нечестивцами священного камня его с трудом везли 40 крепких верблюдов, тогда как обратно его привез один тощий верблюд.

Случалось черному камню подвергаться еще большим неприятностям.

Так, в XI веке египетский юродивый мулла Хакем приблизился к камню и сказал:

“Сколько еще времени должно воздаваться поклонение этому камню. Никто не разрушил тебя, так я хочу это сделать”.

При этом он ударил камень железной дубиной.

Мулла тут же был растерзан толпой богомольцев, а камень, разбившийся на 15 кусков, соединили серебряными обручами.

Кааба расположена в самой центральной части Мекки.

Кааба занимает своим двором около четырех десятин земли. Двор имеет правильную четырехугольную форму и окружен со всех сторон довольно высокой крытой галереей, поддерживаемой двумястами сорока колоннами из бронзы и мрамора; девяносто два небольших купола возвышаются над этой галереей.

Часть галереи вымощена простыми гладкими камнями, а часть мрамором. По углам ее возвышаются четыре небольших павильона в виде индийских пагод, открытых со всех сторон; павильоны эти называются “такам” — почетное место — и каждый [605] из них принадлежит одной из четырех правоверных мусульманских сект — ханифитам, малихитам, хембалитам и шафитам.

Двор Каабы находится сажени на полторы ниже спускающихся к нему улиц. Во внутренность двора ведут двадцать девять больших ворот и много других меньших входов.

Посередине двора Каабы находится здание, занимающее около 9 квадратных сажен при 5 саженях вышины. Здание это называется Бейтулла, и здесь-то и находится знаменитый черный камень.

Бейтулла сложена из больших, плохо отесанных четырехугольных плит бурого горного камня. Снаружи Бейтулла покрыта покрывалом (кесвой) из черной толстой шелковой материи с вытканными на ней словами:

“Нет Бога кроме Бога и Магомета пророк Его”.

Слова эти вышиты золотыми буквами величиной в один аршин.

Старое покрывало ежегодно, после замены его пожертвованным новым, отдается служителям Каабы, которые разрезают его на куски и продают желающим за большие деньги. Золото с покрывала идет в пользу шерифа. Кольца, выкованные из золотых букв кесвы, имеют, по мнению мусульман, целебную силу от многих недугов.

Кесва, не твердо прикрепленная к зданию, колеблется от ветра.

“Это колебания от взмахов крыльев десяти тысяч ангелов, охраняющих Каабу”, говорят верующие.

Со стороны двора на высоте человеческой груди в Бейтуллу вделан под прямым углом камень черно-бурого цвета. Это и есть знаменитый черный камень. Он обделан серебром, но посредине его оставлено широкое отверстие, к которому богомольцы и прикладываются губами, опираясь руками о серебряные бока.

Входом в Бейтуллу служит деревянная дверь, покрытая листовым узорчатым серебром и завешенная вышитой золотом материей. Дверь отстоит от земли почти на вышину человеческого роста. В торжественных случаях к двери подкатывается чугунная лестница изящной работы с резными перильцами. В обыкновенных же случаях приставляется простая деревянная лестница. Стены Бейтуллы внутри на высоту человеческого роста выложены мраморными плитками, испещренными священными письменами. Остальная часть стен до потолка и самый потолок покрыты золотой парчей. Здесь же стоят три высоких доходящих до потолка столба, называемых ангелами “Ханань”, “Манань” и “Дьянь”. На протянутых между столбами веревках висит масса [606] пожертвованных золотых и серебряных кувшинов и кружек разной величины. Мусульманам не полагается смотреть на потолок, что считается неприличным.

Внутри Бейтуллы на маленьком столике лежит серебряный ключ, прикладываемый верующим на язык и на грудь.

Конечно, тем верующим, которые в состоянии хорошо заплатить за это.

На крыше здания имеется золотой желоб для стока дождевой воды — аршина в два длины, в четверть аршина ширины и толщины в полдюйма. На наружном конце желоба висят побрякушки величиной с кисть руки.

Кругом Бейтуллы на пятисаженном расстоянии поставлены чугунные столбы, соединенные в верхнем конце железным прутом в палец толщины. Площадь этого круга выстлана маленькими неправильными кусочками серого мрамора.

Перед дверьми Бейтуллы находится мраморная кафедра, с которой говорят проповеди. За кафедрой находятся bab-el-salam! — “ворота спасения”, большая триумфальная арка в три слишком сажени высоты.

На дворе Каабы находятся гробницы Авраама (Несомненно, что это лишь предание мусульман, очень чтущих Авраама.), имамов Ханифи и Хембали и пустые мавзолеи имамов Шахи и Мальхи.

В самое здание Бейтуллы вход допускается лишь в течение трех дней в году, отчего паломники, стремящиеся во что бы то ни стало побывать там, порой рискуют своей жизнью.

В эти дни, едва только начнет рассветать, как огромная толпа собирается на дворе Каабы. При открытии дверей многотысячная нетерпеливая масса богомольцев, желая поскорее попасть в здание, напирает со всех сторон, несмотря на крики служителей и даже раздаваемые ими удары палок.

Нередко у двери здания происходит ожесточенная борьба между богомольцами, желающими поскорее попасть в святилище. Некоторые наиболее ловкие вскакивают на волнующееся море голов и, ступая босыми ногами по ним и по плечам их владельцев, добираются таким образом до дверей Бейтуллы, если не терпят по дороге жестокое крушение от возмущенных единоверцев.

По ритуалу в Бейтулле необходимо сделать коленопреклонение, не это решительно невозможно вследствие массы народа.

Свет во внутренность Бейтуллы проходить лишь через дверь.

Посещение внутренности здания обязывает правоверного никогда в своей жизни больше не лгать, почему многие мусульмане преднамеренно воздерживаются от исполнения этого обряда. [607]

Во дворе Каабы постоянное движение. Толпы богомольцев совершают бесчисленные, обхождение и целование черного камня. Группы паломников, расположившись у стен, молятся, читают Коран или слушают его чтение, созерцают в немом благоговении дорогие им святыни, разговаривают, даже занимаются покупкой у снующих и здесь торговцев.

Иные богомольцы просто расхаживают по огромному двору, где бегают и резвятся детишки меккских жителей. Лишь во время намаза (молитвы) все затихает и весь двор покрывается стройными рядами коленопреклоненных фигур.

В некоторых местах лежат слабые, почти умирающие богомольцы. Чувствуя приближение кончины, они велят отнести себя в Каабу и, созерцая святыню, умирают с блаженной улыбкой на устах.

Мусульмане говорят, что болезни в Мекке надо радоваться. Однодневная болезнь по силе равняется 70 годам молитвы, а смерть в Мекке, — прямой ключ от рая.

Ночью зажигаются сотни ламп, при ярком свете которых продолжаются обхождения Бейтуллы. Впрочем, в начале съезда богомольцев, когда число их еще не велико, поклонение прекращается часам к 9 — 10 вечера, и в мечети в религиозном экстазе остаются лишь немногие богомольцы.

И день и ночь, начиная месяца за полтора до хаджа, в Каабе беспрестанно жгутся амбра и алоэ, наполняя своими благовониями и двор здания и прилегающие к нему улицы.

Служители Каабы и разные предприимчивые люди на каждом шагу продают богомольцам амулеты и всевозможные священные реликвии, без зазрения совести обманывая их и эксплуатируя их религиозное чувство, доходящее до энтузиазма и экстаза от поклонения святыням и совершения различных обрядностей.

А обрядностей этих не мало...

VI.

Религиозные обряды в Мекке — товаф и шаи. — Молитвы, читаемые в Каабе. — Источнике Зем-Зем и легенды о нем. — Посещение священных мест в окрестностях Мекки. — Могила первой жены Магомета Хадиджы. — Празднике Курбан-Байрама и причина его установления.

По приезде в Мекку богомольцы, оставив вещи в указанных им далилями помещениях, спешат со своими руководителями в Каабу на поклонение черному камню. Обряд поклонения называется товаф и состоит в том, что паломники семь раз обходят вокруг Бейтуллы, имея здание с левой стороны и стараясь во время этого обхождения хоть раз поцеловать черный камень или дотронуться до него рукой. [608]

Товаф предписан один раз, но многие паломники из-за религиозного усердия, поддерживаемого и раздуваемого ханжествующими арабами, извлекающими из всех этих церемонии большие доходы, совершают товаф каждый день по несколько раз. Впрочем, это неудивительно еще и потому, что все равно большинство дня не знающий чем заняться паломник проводит на дворе Каабы или на прилегающих к ней базарах.

При обхождении кругом Бейтуллы и в особо священных местах Каабы произносятся различные молитвы, некоторые из которых очень трогательны.

Проходя угол Бейтуллы, называемый Иеменским, читают:

“О Господи! Я прибегаю к Тебе. Охрани меня от неверия, от всего недостойного, от наказания в этой и в будущей жизни, от печали временной и вечной”.

Проходя угол Сирии:

“О Господи! Сделай мое богомолье достойным Тебя и Тебе приятным. Прости мне мои грехи, окажи мне Твою помощь в делах, благослови все мои начинания. О Бог святой, Бог милостивый”.

Касаясь занавеси храма:

“О, Владыка этого старинного святилища, спаси меня от огня и от проклятого дьявола. Сделай, чтобы я доволен был милостями, которые Ты мне посылаешь. Сделай меня достойным чести поклоняться Тебе, как Ты этого заслуживаешь”.

Перед черным камнем:

“Во имя Бога, Бога великого! О Господи! Я верю в Тебя, верю в Твою книгу, в Твое слово и в Твои обещания. Я соблюдаю все предписания и заветы пророка. О Боже! Этот храм — Твое жилище, Твое святилище. Это место спасения. Я прибегаю к Тебе, спаси меня от огня и вечных мучений”.

Таких специальных молитв в общем более десяти, и рядовые богомольцы могут повторять их лишь за имамами.

Обойдя Бейтуллу, богомолец, согласно ритуалу, должен идти пить воду из источника Зем-Зем.

Зем-Зем находится в закрытом помещении саженях в пяти от Каабы. Это подземный тихо выбивающийся ключ. В отверстие его вставлена решетка во избежание несчастий с верующими, которые из самопожертвования бросались в воду.

Конечно, Зем-Зем, как почти все святыни в Мекке, имеет свою легенду. Появился он еще во времена Авраама.

Изгнанная со своим сыном Измаилом Агарь блуждала на месте теперешней Мекки, изнемогая от жажды.

Все было пустынно и дико. Нигде не было капли воды. “Великий Боже! — взмолилась она: — не дай погибнуть мне и моему малютке”. [610]

И едва окончила она свою молитву, как у ног ее заструился чистый прозрачный ручей.

“Зем, зем (поди, поди)”, — закричала она Измаила, откуда ручей и получил свое настоящее название.

В настоящее время Зем-Зем представляет собою питающийся подземным ручьем колодезь. Вода его прозрачна на вид, но имеет легкий отвкус, порой слегка солоноватый; в воде никогда нет недостатка, хотя массы богомольцев толпятся здесь целый день. Стены колодца из мрамора с красиво вылеченными арабскими надписями.

Вода этого источника считается мусульманами лучшим средством против всех болезней. Каждый благочестивый мусульманин старается обмакнуть в воду Зем-Зем свой саван; погребенный в этом саване, он, несмотря на все свои грехи, будет после смерти избавлен от наказания до воскрешения.

Воду должны давать даром, но служителя, получающие свои места за хорошую плату хранителю колодца, продают воду за деньги.

Хранителями колодца являются потомки Аль-Аббаса, дяди Магомета. Когда пророк мусульман вступил в Мекку по ее покорении со своими победоносными войсками, то, совершив в одежде богомольца товаф, он направился к священному источнику. Здесь Аль-Аббас подал своему племяннику первый ковш воды и получил за это звание хранителя чаши при колодце, перешедшее к его потомкам.

После посещения колодца Зем-Зем необходимо выполнить обряд, называемый шаи.

Шаи состоит в хождении и бегании между холмами Сафа и Мерва, расположенными внутри города недалеко от Каабы. В этих местах блуждала Агарь с Измаилом в поисках воды; а так как обряд шаи выполняется в воспоминание их скитаний, то богомольцы стараются подражать Агари: они то идут медленно, точно что-то отыскивая, то побегут, то остановятся и тоскливо посмотрят назад.

Улица Аль-Месса, по которой должны пробегать паломники, начинается от ворот Каабы, называемых Баб-Эль-Сафа, имеет до 600 шагов длины и обставлена лавками, что придает ей сходство с базаром.

Совершая шаи, паломник произносит следующую молитву:

“Нет Бога кроме Бога! Опт, Един! В Нем нет никаких (Эти слова направлены против непонятной мусульманам христианской догмы об едином Боге троичном в лицах.) совмещений. Весь мир принадлежит Ему. Его одного надлежит восхвалять. Это Он дает жизнь и смерть. Он Бог сущий и [611] бессмертный. От Него зависит вся судьба и всемогущество Его на всем. Нет Бога кроме Бога! Не воздавайте почитания никому, кроме Него. Будьте хранителями Его законов и Его учения и не поддавайтесь никогда нечестивым уговорам неверных”.

Затем посещением часовни Омара, находящейся верстах в 6 от Мекки, и заканчивается курс обязательных религиозных обрядов по прибытии в Мекку. Совершив все это, паломник может обрить голову, которой ему запрещено было касаться с самого отъезда из дому, снять ихрам и одеться в свое обыденное платье, вновь облекаясь в священные одежды лишь при самом начале религиозных праздников хаджа. Более фанатичные остаются в ихрамах до самого конца религиозных церемоний, хотя бы так приходилось проходить два-три месяца.

Но, кроме этих религиозных обрядностей, которые обязан исполнить не только всякий паломник, но и всякий житель Мекки, если только он был в отсутствии более полугода, богомольцы совершают поклонения различным местам, священным для них по тем или иным воспоминаниям. К числу таких мест следует отнести: Mouled-el-Nebi — место рождения Магомета, Mouled Settna Fatma — место рождения Фатьмы, Mouled Ali — место poждения Али. Мечеть на горе Абуль-Кубаис, где кричал первый муэдзин пророка; могилу (Хадиджа, как известно, имела большое влияние на жизнь Магомета. Бедный приказчик в ее караванах, благодаря женитьбе на ней, хотя она была вдвое старше его, получил возможность отдаться исканию истинного Бога, т. к. язычество его не удовлетворяло. Хадиджа же первая уверовала в его божественное призвание, хотя и не дожила до триумфа его веры.) Хадиджи, — большую мечеть, сильно разрушающуюся; Djeble Tsour — место, где Магомет спасался в пещере при бегстве в Медину; Djeble Nour — гора света, где Магомет получил откровение от ангела Гавриила (Коран).

Во всех этих посещаемых религиозными богомольцами местах находятся свои шейхи и служители, которым всем необходимо давать подарки. С паломниками, которые дают мало, обходятся, как и везде в Мекке, грубо и пренебрежительно.

Описанные религиозные обряды повторяются в день начала религиозных празднеств хаджа. Празднества эти начинаются в первый день праздника Курбан-Байрама.

Праздник Курбан-Байрама есть праздник жертвования и установлен в память послушания Богу Авраама, готового заколоть, повинуясь воле Всевышнего, своего единственного сына.

Но по учению Магомета не Исаак, а Измаил должен был быть принесен в жертву на горе Джебель-Тзебир в окрестностях Мекки.

Когда Авраам резал ножом шею Измаила, железо притупилось. [612]

“Господи, почему же я не могу выполнить Твоей воли?” взмолился он.

“Потому, что это лишь испытание твоей веры, — раздался голос с неба: — проведи теперь ножом по скале”.

Авраам исполнил это, и на скале образовалась глубокая борозда.

— Я видел эту борозду сам, — говорит доктор Субхи, интеллигентный мусульманин, занимающий в Египте важное положение.

В праздник Курбан-Байрама трепетно бьются сердца всех мусульман, а в особенности тех, которые принимают участие в торжественных обрядах и церемониях хаджа.

VII.

Начало религиозных празднеств хаджа. — Выступление каравана из Мекки. — Богомольцы на Арафате. — Молитва кадия. — Муздаляфя и Мина. — Побивание дьявола камнями. — Жертвоприношения и санитарные условия Мины. — Возвращение в Мекку. — Поездки в Медину на поклонение гробу Магомета и первых калифов.

Торжество по случаю праздника Курбан-Байрама начинается накануне этого дня 9 зюль-хаджа.

В 3 часа дня выстрелы из пушек возвещают о начале религиозных церемоний, но задолго еще до этого времени бесчисленные толпы народа заполняют двор Каабы, конечно, не могущий вместить большинства богомольцев.

Толпа окружает Бейтуллу со всех сторон. Единственно здесь мусульмане, обращавшееся при молитве лицом к Мекке, молясь стоят лицом друг к другу.

После молитвы и совершения грандиозной толпой товафа и шаи все стремятся к верблюдам, и торжественный караван богомольцев выступает из Мекки на Арафат.

Арафат находится верстах в 20 от Мекки. Границы его обозначены кругом каменными столбами. В общем Арафат голая песчаная степь величиной около 10 квадратных верст. Растительности никакой, кроме колючек. На Арафате имеется мечеть Ибрагима — громадное, но неуклюжее здание. Мечеть находится у горы Арафат, от имени которой получила название и вся равнина.

На Арафате надо провести ночь, которую наиболее благочестивые проводят в молитве.

На рассвете два выстрела из пушки и крики муэдзинов собирают богомольцев на молитву. После полудня совершается полное омовение, причем паломники купаются в бассейнах, из которых потом вода идет но всем водопроводам Мекки. Санитарная администрация всеми силами старается воспротивиться этому, но порой не может ничего поделать. [614]

Можно представить, насколько чистую и здоровую воду пьют после этого не ушедшие в хадж жители (Три четверти меккского населения обыкновенно тоже отправляется на Арафат.) Мекки!..

Около трех часов дня снова грохочут пушки, призывая всех на торжественное моление. Кадий Мекки по примеру Магомета говорит проповедь, и все присутствующие на ней богомольцы с этой минуты имеют право на почетное звание “хаджи”.

Кадий Мекки для произнесения проповеди выезжает на белом, украшенном блестящей сбруей верблюде; сам кадий в белом одеянии богомольца с жезлом в правой руке. Позади его помещается шериф Мекки со своей свитой.

Молитва, произносимая кадием, очень трогательна: “Великий Боже! Владыка неба и земли! Покорные Твоей святой воле, мы прибыли в эти священные места, повинуясь закону и пророку. Мы собрались, чтобы прославить память Адама и Евы, наших прародителей”.

“О, Боже благий и великий, вспомни о том дне, когда они осушили свои слезы и в уповании любви почерпнули свое мужество. “Боже милосердный, в память о наших первых прародителях, сделай, чтобы, уходя из этой священной долины, мы были перед Тобой столь же чистыми и невинными, как и в день нашего рождения.

“Великий Боже, отпусти все грехи и все преступления Твоему народу, возврати нам нашу первобытную чистоту.

“Мы верим в Твое слово и в Твои обещания. Благослови также все наши начинания, простри на нас свое благословение, не лиши нас Твоих милостей на этом и на том свете.

И когда наступит последний день суда, предохрани Твой народ от пожирающего огня ада”.

Растроганная, взволнованная толпа отвечает на проповедь кадия рыданиями и восклицаниями: “Лабейка! Ала-п-оим! Лабейка”. “Мы принадлежим Тебе, Боже, мы принадлежим Тебе”.

Лишь бедуины лениво сидят в отдаленных кофейнях, покуривая кальян и попивая кофе. Они так привыкли к этому, что подобные сцены уже не трогают их сердец.

— Эта сцена была поистине грандиозна, — говорит доктор Субхи, бывший в хадже в 1894 г.: — 500.000 (По данным меккской санитарной администрации, в тот год число паломников было вдвое меньше.) верующих, соединенных одной и той же верой, обращая свои взгляды к небу, вознесли к Богу одну и ту же молитву. Солнце склонялось за горизонтом, земля, готовая уснуть, одевалась призрачным туманом, а наши души и сердца слились тогда в одно, полное глубокого волнения”. [616]

По окончании проповеди, когда начнет закатываться солнце, паломники при залпах из пушек и ружей трогаются с Арафата с зажженными факелами. При возвращении все должны пройти между двумя колоннами, находящимися в б метрах одна от другой. Все устремляются в этот узкий проход — дети, женщины, мужчины, с их багажом, верблюдами, ослами. Во мраке ночи и при всеобщей поспешности, когда каждый спешит поскорее прибыть на Мину, происходит не мало столкновений, причем всегда бывает много смятых, контуженных, а нередко и раненых.

При выходе из Мекки на Арафат все махмели — дамасский сирийский, египетский и иеменский — идут впереди каравана, занимая лучшие места; за ними следуют местные власти и меккская и приезжая аристократия. При уходе же с Арафата но соблюдается никакого различия ни между знатными и незнатными, ни между богатыми и бедными.

Кочевые бедуины, живущие в окрестностях Арафата и встречающие караван при его приближении, теперь деятельно помогают ему сняться и сопровождают паломников на Мину, где всегда для них бывает немало дела и заработка.

Паломники растягиваются на несколько верст в длинную, огненную ленту факелов и часа через два прибывают в горную местность Муздаляфя, где находится мечеть и несколько разрушенных зданий.

Провести здесь ночь считается душеспасительным и богоугодным делом, но это необязательно, и большинство, по совершении двух намазов молитв, спешит поскорее в долину Мины, набирая по дороге камешки для побития там дьявола. Те же, которые остаются здесь на ночь, утром совершают общий намаз, причем кадий Мекки говорить краткое слово. С первыми лучами солнца трогается весь караван. От Мины до Муздаляфя всего один час езды.

Мина представляет собою тянущееся в одну улицу небольшое местечко, расположенное между двумя цепями продольных гор.

На Мине полагается провести две ночи. Здесь приносят в жертву баранов, в воспоминание заклания Авраамом агнца вместо сына, и ходят побивать дьявола.

Роль шайтанов изображают три болвана, поставленные на огражденном месте главной улицы Мины.

В болвана полагается бросить 7 камешков, но в азарте разгоряченные богомольцы бросают гораздо больше.

Какая гора камней образуется вокруг представителей ада, если порой число хаджей бывает в 300 — 400 тысяч человек. Благочестивые богомольцы твердо верят, что ограду вокруг [618] чурбанов никогда не очищают, а что ангелы уносят вновь на Муздаляфу брошенные камни. Счастливы верующие!..

Жертву из животных должен принести всякий, кто только в состоянии это сделать. Редкий паломник не заколет барана, а иные приносят их в жертву по несколько десятков. Совершая свой последний хадж, Магомет собственноручно заколол 63 верблюда по числу лет своей жизни; подражая ему, некоторые богатые паломники приносят в жертву соответствующее их годам количество баранов. Верблюдов теперь закалывают редко.

Бойни находятся верстах в шести от Мины, как раз на том месте, где Авраам, по мусульманскому преданию, заколол агнца. За порядком и чистотой на бойнях следит меккская санитарная администрация. За неделю до прихода паломников на Мину здесь уже работают чистильщики, а во время пребывания богомольцев в равнине все внимание санитарных властей устремлено на бойни. Подметать и чистить огромную равнину нет возможности, вследствие беспрерывного движения по ней богомольцев. 35 — 40 рвов вырывается для убитых животных. Эти рвы окружаются караулами солдат. Более 500 человек с 12 — 15 телегами работают за уборкой трупов животных.

Но, несмотря на все меры, на второй же день Мина представляет собою довольно грязное зрелище. Не говоря о грудах нечистот, порой от недосмотра гниют брошенные туши и отдельные части животных. Да и закапываются трупы животных, вследствие массы работы, довольно небрежно, так что порой зловоние на Мине, при отсутствии ветра, не проникающего, благодаря окружающим равнину горам, невыносимо.

Кроме побивания шайтана камнями и жертвоприношения, на Мине не определено совершать какие-либо положенные религиозные обряды. Всякий делает что хочет: спит, молится, гуляет. Местные жители ходят по палаткам богомольцев, поздравляют их с окончанием хаджа и собирают обильные подарки. Бродят музыканты, фокусники, рассказчики. И все находят многочисленных зрителей и хороший заработок.

Мина в это время представляет собою весьма живописное зрелище. Тысячи палаток, тентов разных цветов и всевозможных импровизированных прикрытий от жгучего аравийского солнца раскинуты на огромной равнине. Драгоценные и вышитые золотом и шелками палатки богатых и знатных лиц тонуть среди полотняного моря шатров. Среди этих походных домиков кажутся гигантами разбросанные по долине здания.

Громадные толпы богомольцев двигаются повсюду по равнине, пробираются между узкими проходами палаток и тысячами привязанных повсюду верблюдов и ослов. [619]

После всех религиозных церемоний на Мине паломник возвращается в Мекку, заканчивая хадж посещением Каабы. Приблизившись к стенам Бейтуллы с распростертыми руками и прижимаясь грудью к зданию, паломник просит у Бога прощения всех своих грехов и произносит следующую молитву:

“О, всемогущий Господи! Сделай мне милость, что я не последний раз посещаю Твой святой дом. О, Господи, Ты был милостив допустить меня в свою страну, и Ты покровительствовал мне. Благодаря Твоей милости, я совершил все необходимые церемонии хаджа. Если Ты доволен мной, сделай довольным и меня. Если Ты недоволен, я заверяю Тебя, что всему на свете я предпочитаю Твой святой храм и что Ты единственный объект моих стремлений. Господи, пошли мне святость и благочестие, чтобы я не блуждал в делах веры. Обрати в добро зло, которому я подвержен. Пошли мне блага в этой жизни и в жизни будущей, ибо Ты всемогущ”.

По возвращении в Мекку паломник, утомленный и намучившийся в Геджасе, спешит скорее домой. Многие паломники, не успевшие побывать в Медине до хаджа, едут туда по окончании всех религиозных церемоний. Кроме дороги морем, через Джедду и Ямбо из Мекки в Медину идут четыре караванных дороги через пустыню. Самым удобным, вследствие отсутствия тяжелых подъемов и обилия колодцев, считается тарик-эль-султани, имеющий 460 верст. Однако выбор дороги, когда караван отправляется из Мекки, предоставляется шерифу, которому лучше всего известно то или иное настроение живущих в данной местности племен.

За последнее время, с постройкой железной дороги до Медины, паломники предпочитают ездить туда по возвращении морем из хаджа через Бейрут, избегая, благодаря этому, тяжелого 10 — 12-днедного путешествия через пустыню с караваном.

В Медине находится гроб Магомета, и поклонение ему, если не считается обязательным по религиозному ритуалу хаджа, то в большинстве случаев свято соблюдается по обычаю и тому священному значению, которое имеет в глазах мусульман место погребения их пророка.

Медина, как и Мекка, окружена стенами, постройку которых относят к XII веку христианской эры; в стенах этих 14 башен и 5 ворот. Храм Медины представляет собою копию Каабы в уменьшенном размере. Гробь Магомета, окруженный возвышающейся до потолка бронзовой артистически высланной решеткой, закрыть великолепным зеленым шелковым ковром. Здесь же находятся могилы первых калифов Абу-Бекра, Омара и Османа. Могила Фатьмы, дочери Магомета, бывшей замужем за калифом Али, находится отдельно в [620] окрестностях Медины. Шииты особенно почитают эту гробницу, плюя потихоньку на гробницы Омара, Османа и Абу-Векра, которых они не признают за калифов, считая их узурпаторами законных прав Али. Положение шиитов в Мекке теперь сносно, чему немало помогло учреждение в Джедде персидского консульства, уезжающего во всем составе на хадж в Мекку. При Мураде IV въезд шиитов в священный земли был запрещен, а лет 15 тому назад с ними в Геджасе обращались не только пренебрежительно, но их избивали. Мальчишки гонялись за ними толпами, их оскорбляли, и все смотрели на них как на париев. Теперь ничего подобного нет, хотя едва ли истинно правоверный суннит не предпочтет неверного христианина еретику шииту. Внешняя враждебность к персам уменьшилась и оттого, что персы перестали носить во время паломничества свои островерхие мерлушковые шапки, привлекавшие на них общее внимание, вызывая уже одним этим враждебное настроение; внутренних же противоречий между двумя враждебными сектами, в былые времена заливавшими друг друга потоками крови, не примирить самым искусным, мирно настроенным богословам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изобретение водопровода и гидравлических систем | Глава 1. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных