Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности




Наиболее распространенными методами исследования моти-национных образований личности являются интервью, опросники (Магомед-Эминов М.Ш., 1988; Пугачев В.П., 2000; Ядов В.А. и др.)- Опросники, направленные на определение выраженности «мотивации достижения успеха», «мотивации избегания неудач», «готовность к риску», можно найти в публикациях (Психологи-ческие аспекты..., 1997, с. 201 — 203, 361 — 362, 363 — 366).

Разработаны процедуры ранжирования ценностей в соответ-ствии с методикой М.Рокича (Ядов В. А., 1967, 1979; Психологи-ческие аспекты, 1997, с. 261 — 267).

Однако эти методы не вполне пригодны в ситуации аттестации, набора персонала, так как респонденты могут рефлексирорать социально-желательные ответы. Для этих целей больше подходят методы косвенной оценки мотивационных образований личности, например оценка производственных ситуаций (Ядов В. А., 11979), наблюдение за поведением работников. Применяются и рроективные тесты, например методика X. Хекхаузена, постро-енная как модификация «тематико-апперцептивного теста» (Хек-хаузен X. 1986; Магомед-Эминов М.Ш., 1988). Проективные методы дают возможность получать весьма ценную информацию, но эебуют специального освоения процедуры контент-анализа.

Полезной и доступной психологам-практикам является мето-дика И. Г. Кокуриной — «Словарь», позволяющая на основе про-щедуры попарного сравнения утверждений выявить преобладаю-щие мотивационные ориентации личности (преобразовательный (мотив, коммуникативный, утилитарно-прагматический, кооперативный, конкурентный, мотив достижения) (Кокурина И. Г., 1990). Тест состоит из трех частей, предлагающих испытуемому выбрать подходящее определение терминов (деньги, коллектив, труд). Методика оказалась вполне пригодной для исследования таких тонких моментов, как манипулятивные установки в структуре деятельности менеджера (Бедненко А. В., 2003). Близкой по замыслу и процедуре, но разработанной специально для исследования ценностных ориентации руководителей, является методика Т.С.Кабаченко(2003).

Для выявления особенностей смысловой сферы личности используются «тест смысложизненных ориентации» (Леонтьев Д. А., 1992), «методика предельных смыслов» (Леонтьев Д.А., 1999).

Эмоциональные компоненты смысловой регуляции трудовой деятельности и соответствующие структуры профессионального опыта могут быть выявлены и сопоставлены у разных работников с помощью психосемантических методов, метода клайк-анализа (см. гл. 2). Полезные методические средства по диагностике моти-


вационных образований работника представлены в «Практикума по психологии менеджмента и профессиональной деятельности (2001), а также в книге для психологов-практиков и менеджеров по персоналу «Психологические аспекты подбора и проверки пер- сонала» (1997).

Вопросы и задания

1. Каковы возможные виды побуждений в труде?

2. Какие эмоциональные переживания может порождать труд? Что
такое «удовлетворенность трудом»?

3. Как связаны степень удовлетворенности трудом и эффективность!
труда работника?

4. Можно ли влиять на мотивы труда через проектирование работы?

5. Что такое потребность, каковы основные виды потребностей чело
века? Каковы типичные потребности, удовлетворяемые в труде?

6. Чем отличается мотив от стимула?

7. Как соотносятся понятия мотива и смысла в трудовой деятельности?

8. В чем суть теории потребностей А. Маслоу и каково ее значение для
практики управления персоналом?

9. Какие группы факторов труда исследовал Ф. Герцберг?

 

10. Как результаты эмпирического исследования Ф. Герцберга можно
использовать в ответе на вопрос: всегда ли продуктивен в работе чело
век, удовлетворенный трудом?

11. В чем суть теории ожиданий В. Врума и каково значение этой тео-
рии для практики работы с персоналом?

12. Какими методами можно диагностировать мотивационные обра-
зования работника?

13. Какие факторы влияют на возникновение у субъекта «состояния
потока» в деятельности?

14. Какие эксперименты подтверждают эффективность концепции
«обогащения труда»?

15. В чем суть Йельского технологического проекта и какие экспери-
менты подтверждали его эффективность?

16. В чем преимущества и недостатки разделения производственного
процесса на простые повторяющиеся операции? В каких исторических
условиях эта форма организации труда появилась и была эффективна,
когда и почему она перестала быть эффективной?

17. Какие факторы, влияющие на удовлетворенность трудом молодых
рабочих, были выявлены в исследовании В. А.Ядова и др. «Человек и его
работа» (1967)?

18. Какие психические образования отнесены В.А.Ядовым (1979) к
диспозициям личности и какие из них играют решающую роль в прогно-
зировании профессионального поведения личности?

19. Отметьте в бланке для ответов (табл. 13) предпочтительные облас-
ти применения теорий трудовой мотивации, которые перечислены в табл.
14, используя для этого буквенные обозначения видов практических за
дач (табл. 15).


Таблица 13. Бланк для ответов

Ф.И. О студента

 
Теори и мотивации              
Области применения              

Таблица 14. Перечень теорий мотивации труда

 

N п/п Название теории мотивации
  Теория мотивации А. Маслоу
  Теория мотивации Д. Мак-Клелланда
  Концепция мотивации Ф. Герцберга
  Теория мотивационных ожиданий В. Врума
  Концепция М.Чиксентмихайи
  Теория мотивации Дж. Аткинсона
  Теория диспозиций В. А. Ядова

Таблица 15. Области применения теорий мотивации в практике

Менеджмента

 

Области применения теорий мотивации в практике Обозначение
Оптимизация подбора и расстановки кадров в организации А
Оптимизация способов стимулирования труда Б
Создание условий для наслаждения процессом труда В
Оптимизация состава трудовых задач (организационное проектирование) Г
Прогнозирование профессионального поведения персонала д
Повышение качества продукта и производительности труда Е
Помощь в профессиональной адаптации Ж
Профилактика производственных травм и аварий  
Содействие росту удовлетворенности трудом И

ГЛАВА 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных