Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пробуждение детской одаренности. Ресурсы самоорганизации.




Чёшева М.Н. \\Воспитание и дополнительное

образование в Новосибирской области. 2011. №3

В наши дни вопросы развития детской одаренности стали излюбленной темой бесчисленных статей и методических размышлений. Но из их контекста постоянно ускользают многие важные нюансы этого чрезвычайно непростого в методическом отношении дела. На наш взгляд, одаренность, взятая как динамическая характеристика повседневной практики воспитательной работы, есть, прежде всего, максимальное раскрытие творческого мышления наших воспитанников. Но мышление это не узко-интеллектуального свойства, а качественно иное, содержащее в себе фактически весь потенциально возможный спектр индивидуально социально-психологического бытия растущей личности.

Думаю, что не открою никакого секрета, если скажу, что для возникновения акта творчества ребенку нужна определенная, условно говоря, «избыточная» внутренняя энергия, причём явственно превосходящая требования имеющейся жизненной либо учебной ситуации. В отечественной психологической науке такая избыточная активность, как известно, фиксируется термином «надситуативная активность». Но для нас, педагогов-практиков, здесь принципиально важен именно этот момент – «выброса избытка энергии вовне». Как хотелось бы, что бы такой спонтанный выброс жизненной энергии был целесообразно педагогически регламентирован! Но давайте обратимся в нашем размышлении к истокам такого творчески ориентированного энергетического самовыражения.

Итак, пробуждение одарённости есть активизация внутреннего энергетического потенциала человека, обнаруживающего себя в социально приемлемых, социально значимых, социально санкционированных формах бытия, с одновременным переходом внутреннего мир в качественно новое свое состояние. Именно поэтому, а может быть, и только поэтому, можно смело утверждать, что неодарённых людей нет, есть, попросту говоря, не пробуждённые, вовремя не раскрывшие свой индивидуальный творческий талант в конкретной социально ориентированной сфере своего бытия. А значит необходимо для всякого конкретного ребенка создавать наиболее подходящие ему «ситуации социального развития» (Л.С.Выготский), обеспечивающие последовательное раскрытие этого энергопотенциала растущей личности.

На современном этапе модернизации система образования, да и в целом российское общество, пока не готовы работать с одарённостью, на уровне существующего государственного заказа все еще доминирует явный приоритет – информированность. А предлагаемый лично нами методологический подход требует качественного изменения всей устоявшейся логики предпринимаемых педагогических действий, ее своеобразной ломки. Например, мы рьяно тренируем сегодня память ребенка, готовя его к сдаче пресловутого ЕГЭ. А зачем? Ведь мы своими собственными руками и создаваемыми программами подготовки к ЕГЭ провоцируем нарастание великого множества социально психологических проблем, не самым лучшим образом расходуя при этом жизненный энергетический потенциал ребенка. Сверх того, все современные средства массовой информации в один голос предупреждают о многочисленных педагогических проблемах, которые не только не решаются, но и по большому счету грамотно не ставятся к решению, а значит, попросту говоря, забалтываются. Вот и получается, что мы все есть общество субъектов, только критически размышляющих о своих социально-педагогических затруднениях, но фактически не выходящих на путь их педагогически продуктивного решения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных