Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: А.С. Пушкин «Няне», К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Литературное чтение

Цель: формирование умения определять и видеть в тексте настроение лирического героя и видеть в тексте способы передачи чувств лирического героя.

Задачи: развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте средства художественной выразительность и определять их роль; развивать навыки импровизации; учить анализировать стихотворный текст; развивать аналитические и творческие способности, потребности в коммуникативной деятельности; формировать умение понимать настроение героя через литературные произведения; воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям.

Предметные умения: совершенствовать выразительность чтения, поисковый способ чтения, воссоздающее воображение, определять эмоциональное состояние лирического героя, наблюдать над использованием средств языковой выразительности, заучивать наизусть, декламировать стихотворное произведение выразительно.

УУД: Приобщаться к русской культуре. (Л.) Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Развивать эмпатию. (Л.) Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Выделять главное. (П-1.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Анализировать произведение для определения эмоционального состояния лирического героя. (П-2.) Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П-2.) Обобщать полученную информацию. (П-2.) Подводить под понятие. (П-2.) Синтезировать прочитанное. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К-1.) Аргументировать высказывания. (К-2.) Учитывать мнение окружающих. (К-3.)

Ход урока:

 

Этапы № слайда Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ориен- тиро- вончо- мотива- ционный этап   - Доброе утро! - Сегодня оно действительно доброе, потому, что к нам пришли гости. - Улыбнемся друг другу и приступим к работе.   Дети улыбаются друг другу
Выравни вание знаний, создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания.   - Прочитайте названия двух произведений, с которыми мы будем знакомиться на уроке. К.Паустовский «Сказки Пушкина» и А.С. Пушкин «Няне». - Какая связь может быть между двумя этими произведениями? - Правильно, эти два произведения связаны между собой тем, что те сказки, которые были написаны А.С. Пушкиным, мы обязаны его няне Арине Радионовне. - Какие цели и задачи поставим на уроке?     Ответы детей.   Постановка цели и задач урока
Операци онально- исполни тельный         Ок 6-10 - Предлагаю познакомиться с первым произведением. - Это статья К.Г. Паустовского «Сказки Пушкина». (Звучит мелодия «В гостях у сказки») - Кому знакома эта мелодия? Может, спросим у наших гостей, откуда эта мелодия? - Правильно, эта мелодия из передачи «В гостях у сказки», из передачи, которую любили все ребята во времена моего детства. - Почему я сегодня вспомнила эту передачу? - Дело в том, что знакомство со статьёй К.Г.Паустовского мы начнем с прослушивания аудиозаписи в исполнении известного диктора, ведущей на нашем телевидении в те годы, когда я, и наши гости сегодня, да и ваши мамы и папы, были еще маленькие. - Это Леонтьева Валентина Михайловна. Она была ведущей этой передачи. Послушаем голос В.М.Леонтьевой. (прослушивание фрагмента аудиозаписи). - Далее это произведение мы прочитаем в учебнике на стр. 175. Вопросы после прочтения: - Найдите и прочитайте, каковы особенности творчества Пушкина. - Что интересного о жизни поэта узнаете, читая эту статью? - Найдите ту часть статьи, где перечисляются персонажи сказок Пушкина. - Определите, из каких они произведений. - Прочитайте об отношениях поэта и няни. - А что вы знаете о няне поэта Арине Радионовне?   Дети читают по «цепочке»   Рассказ детей о няне Пушкина
  Ок - Александр Сергеевич Пушкин очень трепетно относился к своей няне. Именно ей он посвящает не одно стихотворение. - С одним из таких стихотворений мы познакомимся сегодня на уроке. - Оно так и называется «Няне». (Прослушание аудиозаписи стихотворения «Няне»). - Вам понравилось это стихотворение? - Какое настроение возникает при слушании этого стихотворения? - Какие краски вы бы использовали, чтобы передать настроение этого стихотворения? Обсудите этот вопрос в группе, а потом поделитесь с нами.     Обсуждают в группах
    - Теперь я предлагаю вам познакомиться с этим стихотворением, т.е. прочитать его для себя. - Что это означает, прочитать для себя? - В стихотворении встретятся незнакомые слова, подчеркните их. После прочтения стихотворения, мы постараемся объяснить значение этих слов. Словарная работа. - Перед тем, как вы прочитаете стихотворение самостоятельно, разберем слова, которые вам могут быть не понятны. Глушь - глухое место, отдаленное от людей. Горюешь. Подберите синоним к слову горюешь (грустить, печалиться). - Словосочетание «будто на часах». - Слово часы. Что вы о нем знаете? В каких случаях его употребляют в речи? (Когда говорят о времени.) - А вот писатель Пантелеев в рассказе «Честное слово» рассказал о мальчике, который вместе с ребятами играл в войну. И вот он тоже стоял на часах. В каком смысле здесь употреблены эти слова? (Часовой). - Значит, няня всегда была на посту, в ожидании своего любимца. - Следующее слово светлица. Что говорит о светлице поэт? (Ты под окном своей светлицы). - Значит, светлица – … это светлая комната. - Слово наморщенные. Попробуем найти слово, от которого образовалось данное слово. (Морщины). - Значит, наморщенные руки - это… (Старческие руки и руки – труженики). - Слово теснят. Подберем однокоренные слова. (Тесно, теснота). - Тесно, это когда не умещается. - Что не умещается в груди няни? (Тоска, предчувствия, печали. Эти чувства переполняют няню). - А почему поэт сказал всечасно? (Постоянно, каждый час). - Предчувствие – чувство ожидания чего-то предстоящего и неизвестного. - Дряхлая – очень старая. - Суровых – очень тяжелых, трудных, тяжких.   Дети читают стих, подчеркивают непонятные слова.   Проводится коллективная работа над словарными словами.
    Ок - Мы с вами знаем, что А.С.Пушкин очень трепетно относился к своей няне. - Какие чувства высказывает поэт в этом стихотворении своей няне? - Назовем их и попробуем найти строки, в которых говорится об этих чувствах. - Молодцы, вы назвали много чувств, которые поэт испытывал к няне. - Я предлагаю поговорить о четырех чувствах. Это – любовь, благодарность, сочувствие, сопереживание, сопричастность судьбе няни. - Найдите строки в стихотворение, в которых поэт передает эти чувства. Любовь – подруга дне моих суровых, Голубка дряхлая моя! Благодарность – подруга дней моих суровых. Сочувствие – голубка дряхлая моя… Одна в глуши… … в наморщенных руках… … забытые ворота… Сопереживание, сопричастность судьбе няни – тоска, предчувствие, заботы…   Дети называют чувства.     Дети находят строки в стихотворении, в которых поэт передает свои чувства к няне.
      15-18 - Поэты, писатели, для создания более яркого образа своего произведения используют в своих произведениях различные средства художественной выразительности. - Средств художественной выразительности много. С ними вы будете знакомиться на уроках литературы в старших классах. - Мы же с вами поговорим только о четырех. - Поэт в своем стихотворении использует различные приемы. - Давайте познакомимся с средствами художественной выразительности и найдем в стихотворении. сравнения - (горюешь, будто на часах); повторы - (давно, давно); метафору - (медлят поминутно спицы); эпитеты - (дней суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых, глядишь в забытые вороты на чёрный отдалённый путь).  
    Работа над выразительностью чтения. - Мы поговорили о чувствах, которые испытывал А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне. - Передать чувства поэта сможет тот, кто научится выразительно читать это стихотворение. - Как правильно научиться читать стихотворение? - Работа эта трудная. - Для этого составим ритмический рисунок стихотворения. Приготовьте простые карандаши Подруга |дней моих суровых, | - Пушкин называет свою няню подругой. - Какое здесь ключевое слово? - В конце строки сделаем обычную речевую паузу. Голубка | дряхлая моя! || - Какое здесь слово ключевое? (Пушкин называет няню подругой. В конце восклицательный знак – выражено сильное чувство). Одна | в глуши лесов сосновых | Давно, | давно ты ждешь меня. || (Здесь два ключевых слова: давно – давно и ждешь. Длинная пауза, так как закончилось первое четверостишие). Ты под окном своей светлицы (Нет ключевых слов). Горюешь, | будто на часах, | И медлят поминутно спицы | (Няня все время в раздумьях) В твоих наморщенных руках. || Глядишь | в забытые вороты | На чёрный отдаленный путь || Тоска, | предчувствия, заботы | Теснят твою | всечасно грудь…

А теперь я предлагаю вам вновь поработать в группах. - Каждая группа готовит одного ученика для выразительного чтения вслух стихотворения А.С. Пушкина «Няня». - Но помните, когда будете работать над выразительностью чтения, что это стихотворение нежное, но оно и грустное. Значит, оно не может быть радостным. При чтении, голосом, все эти чувства добрые надо передать. - Пожалуйста, каждая группа представит коллективную работу на суд зрителей? - Кто сумел донести до слушателей, как трепетно любит Пушкин няню? - Чье чтение вам понравилось больше?   Дети работают на листочках, отмечают паузы, логические ударения.   Работают в группах, готовят чтеца для выразительного чтения стихотворения.   Выразительное чтение.   Оценивают работу.       24-26 Написание Синквейна. - А теперь я вам предлагаю тоже немножечко побыть в роли А.С. Пушкина, т.е. написать свое стихотворение о няне. - Но это стихотворение вы напишете, используя прием синквейна. - Вспомним, что такое синквейн и как он пишется. - Работая в группах, напишите свой синквейн на тему «Няня». - Молодцы, вы хорошо справились с работой, я так думаю, что у каждой группы получились отличные синквейны.     Дети пишут синквейн, работая в группах. Рефлек сивно оценоч ный     - Итак, подошло время оценить нашу работу на уроке. - Я предлагаю это сделать таким образом. - Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится. Р - работал с удовольствием. У - у меня многое получилось. К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ. О - одноклассники доставили удовольствие своей работой. - Из этих букв сложите слово. - Что получилось? Урок. - У каждого из вас получилось это слово, значит, работа на уроке была для вас не прошла даром, каждый из вас получил на уроке, то что можно считать уроком! - Спасибо за работу на уроке!     Дети на обратной стороне листов записывают буквы, составляют слово.  

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. | IV. Деньги, расчеты


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных