Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация и сравнительная характеристика




Социальных норм

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с многочисленностью и неоднородностью самих общественных отношений. Проведём классификацию социальных норм.

По сферам действия (предмету регулирования): нормы регулирующие отношения в сфере экономики (правила рыночных отношений), политики (требования, предъявляемые к партиям), религии (правила проведения молитвы) и т.п.

По признаку закрепления: формально-определенные (обязанности часового, закреплённые в уставе) и неопределенные (долг сотрудника органов внутренних дел).

Самая распространённая классификация социальных норм – по способу их формирования и обеспечения. По данному критерию выделяют:

Норма права – формально-определённое правило поведения в обществе, обеспеченное государством. Нормы права создаются компетентными правотворческими субъектами в особом установленном порядке (правотворчество) и обеспечиваются государственным принуждением.

Нормами права урегулированы наиболее значимые общественные отношения, поэтому за их нарушение государство применяет к правонарушителям юридическую ответственность.

Норма морали – правило поведения в обществе, основанное на представлениях людей о справедливости. Именно для системы морального регулирования характерно построение на критериях добра и зла, правды и неправды, хорошего и плохого.

Мораль формируется в обществе в целом и в сознании каждого человека в частности. Фиксация морали происходит в сознании индивида.

Посредством морали поведение людей в обществе оценивается с позиций хорошее (полезное) или плохое (вредное). За неисполнение предписаний морали к нарушителю применяется моральное осуждение.

Обычай – исторически сложившееся правило поведения в обществе, в результате многократного повторения вошедшее в привычку.

Для обычаев характерны следующие черты:

- - складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

- - существуют в сознании, следовательно, не имеют внешнего оформления;

- - исполняются добровольно в силу привычки;

- - имеют локальный характер, то есть распространены на ограниченный круг лиц и небольшую территорию;

- - в качестве средства обеспечения выступает сила привычки и общественной мнение (осуждение);

Обычай также может иметь место в правовой системе государства, регулируя при этом правоотношения. Такие обычаи называют правовыми. О них мы будем говорить на лекции, посвящённой источникам права.

Религиозная норма – правило поведения в обществе, основанное на религиозном мировоззрении.

Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозные нормы содержатся в книгах свя­щенного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов.

Как правило, все религиозные нормы ссы­лаются на волю сверхъестественных сил. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, убеждение в форме обещания награды от сверхъестественных сил или в форме угрозы наступления какой-либо кары.

Особую роль религиозные нормы и религиозное регулирование играет в странах мусульманской правовой семьи.

Корпоративная норма – правило поведения, регулирующая отношения, складывающиеся между членами общественных объединений, организаций и предприятий. Например, распорядок дня института.

Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференций, съездах.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения.

Корпоративные нормы обеспечиваются специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.

Таким образом, мы обозначили основную классификацию социальных норм, согласно которой они делятся на нормы права, морали, религии, корпоративные и обычаи. Отметим, что все социальные нормы имеют общие и особенные черты. Общие черты мы раскрыли в первом вопросе лекции. А особенное каждой нормы можно выделить из их характеристики. Кроме того, необходимо использовать таблицу, данную в приложении к лекции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных