Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вторая мировая война в русской художественной литературе




Аннотация

В настоящей критической работе изучается произведение Светланы Алексиевич, «У войны не женское лицо», содержащееголоса утопийи написанное в особом жанре, т.е. в жанре документальной прозы – «литература личных свидетельств» [1]. Как известно, «документальная проза» - это литература с главенствующим документальным началом. В произведениях, состоящих из устных человеческих рассказов-документов, мы знакомимся с альтернативной историей бывшего Советского Союза. Особая история бывшего СССР переосмысляется в нарративах жертв, судьбы которых, в свою очередь, являются частью жанра документальной прозы.

В ХХ веке писали о первой мировой войне, о революции 1917 года. Но в истории России вторая мировая война, для России - Великая отечественная война, считается самой страшной и жестокой из всех войн в мире. Война, которая продолжалась четыре года, оказалась настоящей катастрофой для страны. После второй мировой войны в литературе замечается новая волна в литературе – «Военная проза».

Проза, написанная во время войны и после войны, вынуждена была создаваться в рамке социалистического реализма Советского Союза, т.е. много произведений были созданы по заказу, в них изображали только одну сторону трагедии. Произведения написанные с горечью и кровью, редко выходили в свет. Исключением можно считать повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которая была опубликована в журнале «Знамя» в 1946г. В этом произведении не только изображается подлинная картина войны, но объясняются мотивы поведения человека на войне. Произведение Шолохова «Судьба человека» так же занимает особое место в жанре «Военная проза». По словам Базанова, «Поворот военной темы к раскрытию психологии поведения отдельной личности на войне знаменует появление в 1956 году рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».[2]

История Советского Союза после Ленина, т.е. между 1927 и 1953 считается особенным периодом, в который вел И. Сталин. Фигура Сталина, возможно, была одним из самых спорных лиц, который стремился насильственно изменить советское общество и человека. В ряду главных трагических явлений Советской истории, вторая мировая война, также известная, как Великая Отечественная война является одним из главных явлений. До сегодняшнего дня шрамы сознания ‘потери’ и ‘травмы’ остаются в душе российского народа. С другой стороны, победа русских над превосходящей немецкой армией подняла дух русского народа. Даже сегодня российского государство подчеркивает необходимость сохранения памяти о войне и делает все, чтобы память о войне не была предана забвению. Однако мало знают о том, какое было отношение к участникам. В контексте этого Б. А. Слуцкий говорит, что «когда мы вернулись с войны, я понял, что мы не нужны»[3].

Произведение С.А. Алексиевич является одним из ярких произведений, в совокупности которых результат был - вручение знаменитой нобелевской премии. О содержании произведений С.А. Алексиевич критик говорит, что голоса ее книги «устанавливают конфиденциальные, интимные отношения с читателем. Голосом, который, кажется, говорит непосредственно с ними. Голос - это свидетель с его уникальной убедительной властью говорить правду».[4] Работы Алексиевич завоевывают новую территорию с точки зрения понимания незаметной правды войны ядерного бедствия и т.д.

Сегодня существуют несколько версий истории второй мировой войны. Можно определить версии истории по разным фактам, которые отличаются даже в стране, т.е. в материале государственного архива, местных газет, журналов, и т.д. Например, советские историки писали о второй мировой войнке с точки зрения героизма, патриотизма, т.е. называли ее «Отечественной войной». На западе историография приписывает успехи в победе над фашистской Германией себе, умаляя роль Советского Союза.

Вторая мировая война в русской художественной литературе

В этой работе нами анализированы вышеупомянутое произведение С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо». Необходимо, подчеркнуть, что все произведения написаны при помощи личных свидетельств тех людей, которые были соучастниками этих исторических событий. Наша задача состоит в том, чтобы на основе типологического изучения всех высказываний – интервью выделить основные темы и образы в этих произведениях.

С.А. Алексиевич подчеркивает необходимость и выдвигает важную мысль о том, почему голоса женщин и их внутренний мир нужны нам всем. «Уже были тысячи войн - маленькие и большие, известные и неизвестные. А написано о них еще больше. Но... Писали мужчины и о мужчинах - это понятно сразу. Все, что нам известно о войне, известно с ‘мужского голоса’. Мы все в плену ‘мужских’ представлений и ‘мужских’ ощущений войны. ‘Мужских’ слов. А женщины молчат».[5] Известно, что большинство страниц истории написаны мужчинами. Слова женщин с трудом упоминаются на страницах истории до ХХ века.

В этом смысле можно привести слова критика: «Множество признанных официальной идеологией произведений о войне, созданных писателями-мужчинами, сделали привычными позиции: патриот – предатель, отважный – трусливый и т.п.».[6] Рассматривая вопрос о войне глазами женщин, С.А. Алексиевич написала историю войны хором женских голосов.

Есть основания сказать, что женский подход может сильно различать от мужского. В своем известном художественном произведении «Мужчины с Марса, женщина с Венеры» [1996] Джон Грей старается показать, как по-разному думают мужчины и женщины. По мнению автора, мужчины и женщины ведут себя неодинаково в одном и том же положении. Психологическое мышление у обоих членов общества не совпадает в разных ситуациях. Данное произведение входит в ряд популярной литературы. На более серьезном плане можно сказать, что мир мужской отличается от женского, ибо у них разное мировое видение.

Особенность женщин в изображении событий и показывает Светлана Алексиевич. В своем художественно-документальном произведении «У войны не женское лицо» писательница выбирает голоса женщин и показывает, что мир женщин отделен от мира мужчин.

Рассматриваемое произведение также написано в жанре «литература личных свидетельств» художественно-документальной прозы. Рассказывая об особенностях женской памяти С.А. Алексиевич говорит: «Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания… И то, что она запомнила, вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом беспредельных человеческих возможностей, которые мы не вправе предать забвению».[7] В различных научных исследованиях отмечается, что «у женщин память развита гораздо лучше, чем у мужчин».[8] Благодаря этой особенности С.А. Алексиевич собрала голоса разных женщин-солдат, участвующих во Второй мировой войне. Голоса женщин-солдат изображают войну с неожиданной точки зрения, фокусируясь на непривычных неожиданных вещах и ситуациях.

В своем данном произведении С.А. Алексиевич говорит «Мне кажется, что я уже не различаю лиц и голосов, а вижу и слышу хор. Женский хор памяти…».[9] Чтобы передать подлинную историю, автор выбрала жанр художественно-документальной прозы.

Произведение состоит из двухсот свидетельств женщин-солдат из всех слоев армии. Необходимо отметить, что во Второй мировой войне женщины служили лейтенантами, сержантами, командирами, капитанами, снайперами, врачами, медсестрами. Они были участницами войны, как и мужчины. Данное художественно-документальное произведение не только о войне, но и о положении женщин на войне. Как автор говорит «хочу написать историю этой войны. Женскую историю».[10]

Чтобы понять настоящее психологическое состояние женщин во время и после войны, мы выстраиваем анализ рассматриваемого произведения С.А. Алексиевич по следующим смысловым блокам:

1. Желание у женщин участвовать на войне и защищать родину.

2. Отношение на фронте к женщинам

3. Духовный опыт женщин о войне

4. Война, мир и женщина

5. Судьбы женщин-солдат после войны

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных