Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ.

Для исследования была выбрана синтаксическая норма: употребление со словом "хочу" форм слова "коньяк" - хочу "коньяк", "коньяка" или "коньяку".

Согласно словарю Ожегова, глагол "хотеть" имеет глагольное управление "хотеть кого (чего)", т.е. сочетается с родительным падежом [2]. "В том, что традиционная грамматика называет родительным падежом, большинство исследователей различает два падежа — родительный и количественно-разделительный (или иначе «исходно-достигательный», «отложительный»), " - утверждает в своей книге "Русский язык. Грамматическое учение о слове" В. В. Виноградов [1]. Выражается это как раз в различиях внешней формы существительных мужского рода в родительном падеже: "чая" (собственно родительный падеж) и "чаю" (количественно-разделительный, он же партитив), аналогично - "коньяка" и "коньяку".

Тем не менее, существование формы "хочу коньяк!" это не объясняет. Однако, в словаре Д.Э.Розенталя "Управление в русском языке" допускается управление глагола "хотеть" и винительным падежом при конкретизации объекта («хочу этот коньяк!») - откуда и возникает данная форма [3].

Таким образом, неоднозначность выбора формы слова "коньяк" в словосочетании "хочу коньяк(а, у)!" объясняется неоднозначностью падежа, в котором это слово стоит. Все формы являются допустимыми, при этом по возрасту возникновения они распределяются так: самая старая - "коньяку" (партитив), средняя - "коньяка" (собственно родительный падеж), самая младшая - "коньяк" (винительный падеж).

В "Национальном корпусе русского языка" нами было найдено 15 примеров использования сочетания слова "хотеть" со словом "коньяк" [4]. В одном из них автор, по всей вероятности, намеренно искажал русский язык, в ещё одном была не снята омонимия - в этом примере слово "хотя" было уступительным союзом. Эти два примера мы не рассматривали.

В форме партитива слово «коньяк» стояло в большинстве примеров. Вот некоторые из них:

Хотите коньяку? ― Лизавета вдруг вспомнила про недопитую бутылку испанского бренди «Дон Карлос» и сняла ее с полки. [Марианна Баконина. Девять граммов пластита (2000)]

Просто расскажите, что вы это видели. Он поймет. Хотите коньяку? [Андрей Лазарчук, Михаил Успенский. Посмотри в глаза чудовищ (1996)]

Гость молчал, его коричневые глаза не мигали. ― Хочешь коньяку? Гость молчал. [Вячеслав Рыбаков. Зима (1987)]

Станислав (остановив граммофон). Хотите коньяку? Ольга. [Н. Н. Евреинов. Любовь под микроскопом (1931)]

― А я ― выпью ещё коньяку, ― кто хочет коньяку со мной? [Максим Горький. Фома Гордеев (1899)]

Может быть, вы вместо чая хотите коньяку? [И.В. Одоевцева. Сухая солома // «Новый дом», №3, 1927]

 

Только два примера представляли другие формы:

Я не пью шампанское, я хочу коньяк. [Егор Радов. Змеесос (2003)]

Я сейчас заварю чай. Хотите коньяка? [Александр Пятигорский. Древний Человек в Городе // «Октябрь», 2001]

Непосредственно словосочетание "хочу коньяк(а, у)" употребляется только в одном из примеров - в первом. Впрочем, если допустить, что конкретная форма глагола "хотеть" не влияет на окончание сочетаемого с ним существительного "коньяк", на основе этих примеров можно выдвинуть гипотезу о том, что наиболее популярной формой окажется "хочу коньяку" (11 из 13). Однако, два примера из НКРЯ с другими формами - "коньяк" и "коньяка" - более новые. Возможно, что как раз в начале 2000-х годов форма "коньяку" стала утрачивать свои позиции по сравнению с одной из этих форм.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель нашего исследования - установление частоты употребления различных форм слова "коньяк" в словосочетании "хочу коньяк(а, у)!" в различных регионах, людьми разного возраста, образования и рода деятельности.

Методом исследования стало Интернет-анкетирование с использованием сервиса Google.Формы. Для сбора статистики по возрастной категории "> 50 лет" также использовалось offline-анкетирование в связи с меньшей, по сравнению с представителями других возрастных категорий, активностью людей старшего поколения в Интернете.

Для сбора статистики по регионам ссылка на форму опроса публиковалась в различных региональных сообществах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook. Особенно большой отклик был от сообществ вузов и сообществ типа "Подслушано".

Предложенные респондентам вопросы:

1. Где Вы прожили большую часть жизни? Выберите субъект РФ или вариант "вне РФ"

Возможные ответы: 85 субъектов РФ + вариант "Вне РФ".

При обработке результатов опроса изначально предполагалось объединить субъекты по 9 федеральным округам. Однако в качестве вариантов ответа на данный вопрос федеральные округа не были предложены сразу в связи с нашими сомнениями в том, что все потенциальные респонденты точно знают, к какому федеральному округу принадлежит их субъект.

2. Сколько Вам лет?

Варианты ответов: < 16 лет, 16-25 лет, 26-35 лет, 36-50 лет, > 50 лет

По результатам опроса можно говорить о том, что категорию "16-25 лет" следовало бы разделить на две.

3. Ваше образование?

Варианты ответов: Неполное основное общее: окончено < 9(8) классов, Полное основное общее: окончено 9(8) классов, Полное среднее общее: окончено 11(10) классов, Полное среднее профессиональное: окончен колледж, техникум или профессиональное училище, Неполное высшее: студент бакалавриата или специалитета, Полное высшее (в т.ч. студент магистратуры, имеющий степень бакалавра)

Несколько респондентов, связываясь с нами, предлагали выделить ещё один вариант - для тех, кто имеет несколько высших образований. Но, в связи с немногочисленностью потенциальных или действительных респондентов, попадающих под эту категорию, такой вариант введён нами не был.

4. Ваш основной род деятельности?

Варианты ответов: Школьник, Студент, Наёмный работник, Предприниматель, Не работаю, Пенсионер

5. Представьте, что Вам срочно для приёма внутрь понадобился коньяк. Как Вы скажете об этом? Пожалуйста, ответьте на этот вопрос не так, "как правильно", а так, как сказали бы именно Вы. P.S.: Мы обязаны Вас предупредить, что Минздрав предупреждает:)

Варианты ответов: «Хочу коньяка!», «Хочу коньяк!», «Хочу коньяку!»

При проведении опроса мы столкнулись с тем, что некоторые потенциальные респонденты не верили в серьёзность нашего намерения провести исследование на столь несерьёзную, как им казалось, тему «про коньяк». Некоторые даже думали, что мы, предлагая им заполнить анкету, подшучиваем над ними, и обижались. Это несколько осложняло сбор ответов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Нами были собраны ответы 858 респондентов.

На представленных ниже диаграммах можно видеть распределение всех респондентов по федеральным округам, возрасту, уровню образования и роду деятельности.

Рис. 1: распределение респондентов по федеральным округам Рис. 2: распределение респондентов по возрастным категориям
Рис. 3: распределение респондентов по уровню образования Рис. 4: распределение респондентов по роду деятельности

 

Не было представлено респондентов из республики Бурятия, республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской республики, республики Саха (Якутии), Чеченской республики, Астраханской области, Брянской области, Смоленской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа. Вероятно, это связано с малой населённостью некоторых из этих регионов в принципе, а также с малой распространённостью в них Интернета. Что касается отсутствия респондентов из Астраханской, Брянской и Смоленской областей, причина этого остаётся для нас неясной. Скорее всего, это обусловлено стечением обстоятельств.

Центральный федеральный округ представлен наибольшим количеством респондентов. Это связано, во-первых, с б о льшей Интернет-активностью жителей центральных регионов, во-вторых, с тем, что трое из четырёх авторов исследования большую часть жизни провели в Москве и обращались с просьбами заполнить анкету к своим знакомым - москвичам.

Наибольшая доля среди респондентов молодых (до 25 лет) людей – учащихся школы или вуза (уровень образования - неполное высшее образование и ниже) - также объясняется тем, что молодое поколение активнее пользуется Интернетом и, в частности, социальными сетями, в которых публиковалось приглашение пройти опрос. Также можно предположить, что эти респонденты, будучи сами зачастую вынужденными выполнять учебные проекты, особенно сильно сопереживали авторам и хотели им помочь.

На следующих диаграммах представлены доли респондентов из различных федеральных округов и не из России, ответивших на вопрос о коньяке тем или иным образом.

 

Рис. 5: ответы респондентов, проведших большую часть жизни вне Российской Федерации Рис. 6: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Приволжском федеральном округе
Рис. 7: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Дальневосточном федеральном округе Рис. 8: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Северо-Западном федеральном округе
Рис. 9: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Кавказском федеральном округе Рис. 10: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Крымском федеральном округе
Рис. 11: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Сибирском федеральном округе Рис. 12: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Уральском федеральном округе
Рис. 13: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Центральном федеральном округе Рис. 14: ответы респондентов, проведших большую часть жизни в Южном федеральном округе

 

Во всех федеральных округах лидирует по количеству употреблений форма «хочу коньяк!» - от 55 до 82%. Во всех округах, кроме одного, на втором месте по популярности находится форма «хочу коньяка!» (14-37%), и аутсайдером является форма «хочу коньяку!» (3-16%).

Интересным является факт относительно большого (35%) распространения формы «хочу коньяку!» в Кавказском федеральном округе (вероятно, сыграл роль фактор национального колорита). Также достаточно велика доля её популярности в соседнем Южном федеральном округе (16%).

Распределение всех респондентов по выбранным формам слова «коньяк» в словосочетании «хочу коньяк(а,у)!» подтверждает намеченные тенденции.

Рис. 15: Распределение респондентов по выбору формы слова «коньяк» в словосочетании «хочу коньяк(а, у)!»

 

Далее следуют диаграммы, показывающие, какой процент респондентов каждого возраста, уровня образования и рода деятельности выбрал каждую из трёх форм.

Рис. 16: Процент респондентов каждой возрастной категории, выбравших каждую из трёх форм Рис. 17: Процент респондентов каждого уровня образования, выбравших каждую из трёх форм
Рис. 18: Процент респондентов каждого рода деятельности, выбравших каждую из трёх форм

 

Среди более молодых респондентов в целом доля употребления формы «хочу коньяк!» выше, чем среди респондентов постарше, а доля употребления формы «хочу коньяку!» - ниже. Также форма «хочу коньяку!» в целом выше среди респондентов с более высоким уровнем образования. Любопытно, что эта форма у респондентов в возрасте от 36 до 50 лет и у занимающихся предпринимательской деятельностью даже популярнее формы «хочу коньяка!».

 

ВЫВОДЫ.

Гипотеза о том, что форма «хочу коньяку!» окажется самой популярной, не подтвердилась – она оказалась наименее популярной практически у всех выделенных групп респондентов. Лидером же по количеству употреблений оказалась форма «хочу коньяк!».

По всей видимости, различие результатов нашего опроса с результатом анализа примеров из НКРЯ связано с процессом изменения и развития языка со временем: проанализированные тексты из НРКЯ датируются концом XIX – первыми тремя годами XXI века, а наш опрос проведён в конце 2015 года. Его результаты подтверждают наличие в современном языке тенденции замены родительного падежа винительным [5]. Употребление в конструкциях типа "хочу коньяк!" именно винительного падежа может подчёркивать конкретизацию объекта - подразумевающуюся или описанную при помощи зависимых слов (например, хочу коньяк –этот коньяк, из этой бутылки); употребление же родительного падежа или партитива подчёркивает частичный охват объекта действием или неопределённость объекта (хочу коньяку – не важно, какого, и можно не весь сразу). В предложениях с отрицанием выбор той или иной падежной формы тоже может нести определённый смысловой оттенок (не слышал твоего голоса – а был ли голос вообще? не слышал твой голос – голос был, но слышать я его не мог). Падежную форму существительного сложно заменить на конкурентную в некоторых устойчивых оборотах (например, ждите ответа). Иногда употребление определённой падежной формы позволяет избежать омонимии, которая возникла бы, если бы была употреблена другая форма (например, ждать машины - ждать одну или несколько? если машина всё-таки одна, лучше употребить винительный падеж).

Таким образом, в ряде случаев употребление винительного падежа в конструкции типа «хочу коньяк!» было характерно и раньше, но со временем – видимо, по аналогии, - он стал использоваться практически по умолчанию. По результатам опроса можно предположить, что люди, по образованию или по возрасту прочитавшие б о льшее количество книг, изданных или переведённых в прошлом веке и ранее, более склонны употреблять формы родительного падежа и партитива.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Золотовой Г.А. М.: Русский язык. 2001

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н.Ю. М.: Русский язык. 1989.

3. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник для работников печати. М.: Книга. 1981.

4. Национальный корпус русского языка: http://www.ruscorpora.ru/

5. Русская корпусная грамматика: http://rusgram.ru/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6#12

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример контрольной работы. | Запись на программы обязательна по телефону 8(8332) 21-11-99


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных