ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Архитектурный комплексПарфенон На самом высоком месте Акрополя высится храм Парфенон, посвященный богине Афине Парфенос и играющий ведущую роль во всем ансамбле. Построенный архитекторами Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора в 447 – 432 годах до нашей эры Парфенон – это наиболее крупное сооружение Акрополя. Размеры его по верхней ступени – 69,5 м. в длину, 30,9 м. в ширину, высота колонн – 10,5 м.
Он кажется продолжением скалы, завершением всего окружающего. Известно, что строить его было трудно и дорого, однако следов человеческих усилий в нем даже незаметно: храм возник как бы сам собой, не было никакого насильственного вторжения в ландшафт, наоборот, — полное единство «замыслов» природы и архитектора. Парфенон был выстроен на месте древнего святилища, разрушенного персами. Каждый фронтон[1] Парфенона содержал группу скульптур, объединенных определенным сюжетом. Внутри Парфенона, в восточном отделении храма, стояла статуя богини Афины в окружении двухъярусной колоннады, имевшей форму буквы «П». Внутри храма были целла[2] и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорическом стиле, тем не менее, заметны черты ионического стиля. В это время в архитектуре Афин стала заметна тенденция выработки единого общегреческого (эллинского) стиля, что было связано с увеличением роли Афинского государства как общегреческого центра. Парфенон олицетворял собой Афинское государство с его демократическими республиканскими традициями. В основу архитектурного решения Парфенона легла главная идея общественного развития Афинского полиса[3] – свобода и самосовершенствование афинских граждан, господство общественных интересов над личными, а общества над государственным аппаратом. Эта идея – идея верховенства права и закона, данного богами афинянам, присутствовала во всех сферах художественной культуры, в том числе и архитектуре. Строительство Парфенона стало архитектурным воплощением идей свободы, демократии, верховенства права. Храм спроектирован так, что грандиозность сооружения нисколько не давит на посетителя, а напротив, оставляет простор и полет для свободы мысли и духа. Множество колонн Парфенона символизировали собирательный образ афинского народа, составляющего основу государства и являющегося источником законной власти. Изящные барельефы, украшая фриз[4] Парфенона, изображают историю борьбы Афинского государства за демократическое устройство. Пропилеи После завершения строительства Парфенона греки принялись за сооружение Пропилеи, которые по ширине своей занимают весь западный склон холма. На Акрополь и в наши дни можно попасть лишь по извилистой широкой тропинке, высеченной в скалах. Ступенчатая дорога приводит сначала к торжественному монументальному порталу – знаменитым Пропилеям.
Афинские Пропилеи состояли из центральной основной части и двух примыкающих крыльев – внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляли 6 дорических колонн, высотой 8,57 метров. Они целиком были построены из белого пентелийского мрамора и фиолетового элевсинского мрамора, стилистически и по общему впечатлению перекликались с колоннами Парфенона. С двух сторон центрального прохода — ионические колонны, высотой 10,25 м. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух ордеров[5] было применено в древнегреческой архитектуре впервые. Также центральная часть включала 5 ворот и Центральный коридор. К западной части сооружения примыкали павильоны пинакотеки, которая служила для собрания произведений живописи и библиотеки, где хранились рукописи. Пропилеи были одним из самых знаменитых и любимых памятников древних Афин. Ораторы VI века до нашей эры указывали народу на Пропилеи как на символ и славу афинского величия, а некоторые античные авторы ставили их архитектуру даже выше архитектуры Парфенона. Строительство этих величественных ворот потребовало огромных средств, однако в связи с рядом поражений в Пелопоннесской войне и началом упадка Афинского государства Пропилеи так и остались недостроенными.
Эрехтейон Самым священным, самым таинственным и загадочным храмом Акрополя считается Эрехтейон, посвященный двум главным божествам города Афины – Афине Палладе и Посейдону. Строительство его велось с большими перерывами, в свободное от войн время: Эрехтейон был заложен в 421 году до нашей эры архитекторами Архилом и Филоклом. И закончилось строительство только в 407 году до нашей эры. Эрехтейон стоит в той части Акрополя, где еще в догомеровские времена располагался царский дворец. Те, кто сооружал это замечательное здание, столкнулись с чрезвычайно сложными строительными проблемами. Прежде всего, Эрехтейон должен был связать воедино несколько святилищ, давно существовавших на своих ритуально – неприкосновенных местах, к тому же располагавшихся на разных уровнях.
Размеры Эрехтейона невелики, но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Это впечатление создается в первую очередь на фоне рядом стоящего крупного и монументального Парфенона. Эрехтейон построен из мрамора, в ионическом стиле. Мотив кариатид – своеобразный вариант ионического стиля, в котором роль опор играют изображения девушек. Между центральной дверью северного портика и дверью портика кариатид находилось продолговатое помещение. С внутренней стороны его западной стены располагался колодец – расщелина, через которую можно было видеть «море Эрехтея» — источник соленой воды. Возле западной стены храма и находится святилище Пандоры, в котором растет священная олива, подаренная Афиной. В Эрехтейоне были приделы, имевшие особое назначение, и боковые коридоры, которые использовались для проведения религиозных церемоний. В нише одного из коридоров располагалось укромное место священного змея — любимца Афины, которого жрецы вскармливали медовыми пряниками. В отличие от Парфенона, который являлся приемным залом богини, Эрехтейон — святая святых Афины, ее дом. Афинский Акрополь играл огромную роль в общественной жизни общества. Он был местом проведения религиозных праздников, местом заседаний главного уголовного суда Афин – ареопага, здесь вершились важнейшие государственные дела. В 426 году император Феодосии II приказал разрушить все языческие храмы, и Парфенон превратился в христианскую церковь Святой Софии. При переделке здания сильно пострадала скульптурная группа его восточного фронтона. Уничтожаются все метопы (кроме южных), в восточном фронтоне прорубается окно. Над юго-западной частью Парфенона воздвигается колокольня, в восточной части пристраивается апсида, причем гибнет почти все убранство восточного фасада. В 1460 году, после завоевания Афин турками, Парфенон стал мечетью. Но самый страшный удар был нанесен ему в 1687 году во время войны турок с Венецией. Парфенон был превращен в пороховой склад, и при обстреле в него попала бомба. От сильного взрыва средняя часть сооружения рухнула, и пострадали многие скульптуры.
Заключение Находясь среди божественных развалин Акрополя, сталкиваешься лицом к лицу с Афинами V—IV веков до нашей эры. Прекраснейшие древнегреческие сооружения, представ даже в остатках и развалинах, являют собой всю мощь эллинского духа и величайшего человеческого творчества. Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует облик города. Древнегреческие мастера проявили поразительное умение художественно связать все сооружения Акрополя между собой и в то же время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж, создав образ Афинской демократической республики – величайшего достижения Античности. А храм Парфенон стал архитектурным воплощением идеи свободы и демократии, верховенства права и законности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|