Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4.1. Характеристика видов лыжного спорта. Методика обучения технике попеременного двухшажного хода




 

1. Общие основы многолетней подготовки лыжников-гонщиков.

Все виды спорта по структуре двигательной деятельности выполняемых упражнений делят на циклические и ациклические, что существенно влияет на специфику подготовки. Лыжные гонки традиционно относят к виду спорта с циклическим, т.е. повторяющимся характером движений. Согласно БСЭ (1992 г.), «цикл, цикличность, циклический» означает «повторяющийся, периодически воспроизводимый». Однако эта цикличность движений лыжника многократно прерывается прежде всего из-за работы на пересеченном рельефе с подъемами и спусками разной крутизны, протяженности, сложности, в сочетании с равнинными и холмистыми участками. Известно, что современная двигательная деятельность лыжника на пересеченных лыжных трассах может включать до 50 способов передвижения: классические и коньковые лыжные ходы, переходы с хода на ход, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, прохождения неровностей с характерной структурой движений в каждом из них. Разнообразие способов передвижения на лыжах определило и специфику функционирования организма на пересеченном рельефе. Наряду с этим в реализации большинства двигательных действий необходимо участие почти всех крупных мышц, т.е. глобальное мышечное напряжение. Поэтому подготовка лыжника имеет много общего с подготовки представителей других циклических видов спорта, но существует и определенные отличия.

Многообразие видов спорта классифицируют и по преимущественному проявлению физических (двигательных) качеств: скоростно-силовые, сложно-координационные, на выносливость. Лыжные гонки являются видом спорта на выносливость, но со специфичной для него достаточно высокой вариативностью степени напряжения организма, что также вносит существенные коррективы в методику подготовки.

Спортивную тренировку чаще всего характеризуют как специализированный педагогический процесс развития и совершенствования способностей занимающихся, направленный на достижение высоких результатов в избранном виде спорта. Обобщенно задачи тренировки сводятся к тому, чтобы за определенный период времени сформировать личность со спортивным характером, изменить двигательно-функциональное состояние спортсмена, подвести его к достижению запланированного результата.

 

2. Этапы многолетней подготовки.

На целенаправленную подготовку лыжников-гонщиков меж-дународного класса затрачивается от 6-7 до 10-12 лет. На уровне основной национальной сборной команды лыжники выступают с 21-22 до 30-35 лет и старше, т.е. демонстрация наивысших спор­тивных результатов приходится на возраст, характеризующийся завершенной биологической зрелостью организма. Однако успешность выступлений взрослых спортсменов-лыжников во многом определяется оптимальной дозировкой нагрузки, рациональным подбором средств и методов в детско-юношеском, юниорском и молодежном возрастных периодах подготовки.

В едином взаимосвязанном процессе многолетней подготовки лыжников-гонщиков условно выделяют четыре этапа:

1) предварительной подготовки - 9-11 лет;

2) начальной и углубленной спортивной специализации -12-16 лет;

3) спортивного совершенствования - 17-19 лет;

4) высшего спортивного мастерства - 20 лет и старше.

(Возраст занимающихся на каждом этапе установлен «Нормативно-правовыми и программными основами деятель­ности спортивных школ и училищ олимпийского резерва», 2002 г.)

В ходе реализации 4-этапной системы многолетней подготовки осуществляется воспитание, обучение и тренировка, которые пред-ставляют собой единый педагогический процесс формирования гармонично развитой личности спортсмена, способной к достижению высоких спортивных результатов. В соответствии с закономерностями возрастного развития организма на каждом этапе решаются свои конкретные педагогические задачи, тренировочные программы имеют принципиально различное содержание, объем нагрузок, соотношение средств и методов подготовки.

На первых трех этапах подготовки необходимо привить интерес к занятиям лыжными гонками, обеспечить укрепление здоровья юных лыжников, оптимально развить их двигательные, функциональные, физические способности в полном соответствии с биологическими закономерностями роста и развития организма, создать прочный фундамент разносторонней технико-тактической и психологической подготовленности, сформировать бойцовские качества и глубокую мотивацию к последующим многолетним занятиям лыжными гонками на этапе высшего спортивного мастерства.

На четвертом, заключительном, этапе многолетней подготовки решаются задачи спорта высших достижений. Главная цель тренировки - достижение результатов мирового и олимпийского классов. Завершающей структурной единицей на этом этапе является 4-летний олимпийский цикл. По его плану готовятся только лыжники основного состава национальной сборной и еще небольшая группа перспективных спортсменов, способных достичь высших результатов на ближайших Олимпийских играх.

 

3. Планирование тренировки.

Главная специфика лыжных гонок - сезонность - предопределила обязательное для всех занимающихся годичное планирование, по реализации которого делается анализ и вносятся необходимые коррективы для разработки следующего плана годичного цикла подготовки (макроцикла).

В структуре годичного тренировочного цикла лыжника-гонщика традиционно выделяют три периода (мезоцикла), которые на ранних этапах многолетней подготовки имеют примерно следующую продолжительность:

1) подготовительный период - июнь - середина декабря;

2) соревновательный период - середина декабря - середина марта;

3) переходный период - середина марта - май.

С ростом квалификации продолжительность соревновательного периода увеличивается за счет сокращения подготовительного и переходного периодов. У современных лыжников-гонщиков олимпийского класса первые крупные соревнования (Кубок мира) проводят уже в конце октября, а завершается сезон в середине апреля.

Эта периодизация базируется на выявленных закономерностях фазового развития спортивной формы. Согласно принятому определению под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей из возможных) готовности спортсмена к спортивному достижению. Вся тренировочная и соревновательная деятельность лыжника в процессе многолетней подготовки нацелена на поступательное развитие спортивной формы, которая в течение годичного цикла проходит через приобретение в подготовительном, достижение и сохранение состояния наивысшей спортивной готовности в соревновательном и временную утрату (снижение) в переходном периодах. В течение годичного цикла подготовленность занимающихся постепенно повышается в подготовительном периоде, достигает своего пика к главным (основным) стартам соревновательного периода, затем снижается в переходном. Интегральным показателем состояния готовности к соревнованиям является спортивный результат. При правильном планировании спортивная форма должна быть достигнута именно к главным соревнованиям спортивного сезона, и каждый новый годичный цикл должен начинаться с более высокого исходного уровня подготовленности лыжника.

Эффективность подготовки спортсмена во многом определяет рациональное построение микроцикла и отдельного тренировочного занятия. В лыжных гонках наиболее распространен недельный микроцикл с различными вариантами сочетаний дней тренировок и дней отдыха. В одном микроцикле лыжники разной квалификации проводят от 3 до 14-15 и более тренировок. При распределении нагрузки в микроцикле необходимо учитывать влияние различных нагрузок на организм и продолжительность периодов восстановления после каждой из них. Так, тренировки, направленные на преимущественное развитие скоростных качеств, целесообразно проводить после дня отдыха, на фоне восстановления. Развитие выносливости лучше планировать на конец микроцикла и иногда на фоне недовосстановления. В одно тренировочное заня­тие не следует включать упражнения на развитие выносливости и силы, а упражнения на развитие быстроты всегда должны предшествовать упражнениям на развитие других качеств. Совершенствованием техники чаще занимаются в начале тренировки (после разминки), иногда технические навыки сознательно отрабатывают в конце занятия с целью их совершенствования в более сложных условиях, на фоне утомления. В зависимости от объема и интенсивности нагрузки, характера ее изменения, а также с учетом динамики уровня тренированности выделяют развивающие, поддерживающие, восстановительные и другие разновид-ности микроциклов. Использование различных вариантов микроциклов обеспечивает управление тренировочным процессом, позволяет подвести лыжника к наиболее ответственным соревнованиям в состоянии наи-высшей готовности - спортивной формы.

 

4. Средства тренировки.

В процессе многолетней подготовки для развития выносли­вости - основного физического качества лыжника, а также силы, быстроты, ловкости, гибкости, совершенствования функциональной, технической, тактической, психологической подготовленности применяют довольно широкий круг различных упражнений - средств тренировки. Во всех случаях подбора упражнений надо исходить из взаимодействия навыков при обучении движениям и следить, чтобы преобладал так называемый положительный перенос одного навыка на другой, когда уже освоенный не препятствует образованию нового.

Применяемые в подготовке лыжников-гонщиков упражнения, с учетом степени их сходства по структуре движений и воздействию на организм с основным соревновательным, принято делить на следующие три группы:

1) основные упражнения, которые полностью соответствуют специфике двигательно-функционального воздействия, т.е. собственно соревновательные;

2) специальноподготовительные упражнения, содержащие частич-ные признаки сходства по структуре движений и воздействию на организм, т.е. близкие к соревновательным;

3) общеподготовительные, в которых практически отсутствуют специфичные для лыжника-гонщика признаки, прежде всего, двигательной деятельности.

В группу основных средств входят все способы передвижения на лыжах по трассам, как с естественным снежным покровом, так и с искусственным снегом: лыжные ходы, спуски, подъемы, пово­роты, торможения, преодоление неровностей.

Группу специально-подготовительных средств составляет широкое разнообразие имитационных упражнений на месте и в движении, с лыжными палками и без них, в том числе на специальных лыжных тренажерах, передвижение на лыжероллерах разной конструкции, включая тяжелые для передвижения по грунтовым дорожкам и лесным просекам, кросс, в том числе в сочетании с шаговой и прыжковой имитацией по лыжным трассам, рельеф которых полностью соответствует или максимально приближен к профилю трасс предстоящих лыжных соревнований и прежде всего главных стартов.

Общеподготовительные средства включают все многообразие общеразвивающих упражнений как комплексного, так и избирательного воздействия на конкретные группы мышц. Используют упражнения с отягощениями - набивными мячами, гантелями, резиновыми и пружинными амортизаторами, с сопротивлением партнеров и другие; трудовые процессы в виде пилки и колки дров, рубки леса, земляных работ, сенокоса, которые в умеренных объемах особенно полезны лыжникам-разрядникам, а также другие виды спорта, в числе которых прежде всего спортивные игры, плавание, гребля, горный велосипед по пересеченной местности и другие, популярен кросс-поход как сочетание кроссового бега с обычной ходьбой.

Упражнения, применяемые в подготовке лыжника-гонщика, классифицируют и по преимущественному воздействию на разви­тие отдельных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Конечно, это разделение весьма условно, т.к. при выполнении упражнений, например на быстроту, развивается и сила, а многократное повторение разнообразных упражнений на координацию и равновесие способствует и повышению выносливости. Если основное средство тренировки лыжника - передвижение на лыжах - выполнять продолжительно и с невысокой интенсивностью, то будет совершенствоваться преимущественно выносливость. А передвижение на лыжах с произвольными или дозированными отрезками ускорений и интервалами отдыха окажет наибольшее воздействие на развитие скоростных качеств. Ускорения в беге на равнине развивают скорость, а ускоренный бег в подъем - силу мышц.

Для преимущественного развития основного физического качества лыжника - выносливости используют передвижение на лыжах и лыжероллерах различными способами, бег по дорожке стадиона и кроссовый бег по пересеченной местности, смешанное передвижение с чередованием ходьбы и бега, кросс в сочетании с имитацией в подъемы, плавание, греблю, езду на горных велосипедах. Все упражнения на выносливость выполняют с умеренной интенсивностью при достаточно большой продолжительности.

Наибольшее воздействие на развитие силы оказывают различные упражнения с отягощениями. В качестве отягощений используют собственный вес (отжимания, подтягивания, приседания на двух и одной ноге, поднимание ног в положении лежа, уголок в висе на гимнастической стенке, поднимание туловища в положении лежа при закрепленных ногах и др.), внешние отягощения (набивные мячи, гантели, гири, штанга, камни, мешочек с песком и др.), сопротивление партнера или предметов (ходьба или прыжки на руках, когда ноги удерживает партнер, прыжковые упражнения с сопротивлением партнера, разновидности упражнений на руки, ноги и туловище в парах с сопротивлением, упражнения с резиновыми амортизаторами, бинтами, эспандерами, на силовых тренажерах). Подбор силовых упражнений осуществляют с учетом, как квалификации, так и выявленных индивидуальных недостатков в уровне развития отдельных групп мышц.

К упражнениям на развитие быстроты относятся разновидности ускорений на лыжах, лыжероллерах, в беге, широко используют футбол, баскетбол, другие спортивные игры. В упражнениях на развитие быстроты жестко дозируют интенсивность (должна быть высокой), длину отрезка для ускорения, интервал отдыха, количество ускорений.

Для развития ловкости предпочитают специальные упражнения на координацию движений и равновесие. Наибольший эффект достигается в том случае, когда комплексы координационных упражнений постоянно обновляются, дополняются более сложными. Хорошо освоенные упражнения не способствуют развитию и совершенствованию координационных способностей. Упражнения на равновесие целесообразно выполнять на уменьшенной, возвышенной или качающейся (неустойчивой) опоре. Необходимы специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата: наклоны, повороты, вращения головой, круговые движения туловищем, разнообразные упражнения вращательного характера, применение специальных тренажеров, развивающих координацию, равновесие, а также укрепляющих суставы.

В упражнениях на развитие гибкости обращают особое внимание на постепенно возрастающую амплитуду маховых и пружинистых движений руками, ногами, туловищем, выполняемых, в том числе, с помощью партнера.

Особое место в подготовке лыжника занимает развитие скоростно-силовых качеств. С этой целью используют многочисленные разновидности прыжковых упражнений (на одной и двух ногах, с места и с разбега, из различных исходных положений, в разных направлениях), многоскоки (тройные, пятерные, десятерные и более, на равнинных участках и на подъемах разной крутизны), прыжковые упражнения с отягощениями. Специальная скоростно-силовая подготовка включает широкое использование прыжковой имитации лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах в бесснежное время года и на лыжах зимой, в том числе со скоростью на 5-10% выше соревновательной.

На разных этапах многолетней подготовки используют в основном одни и те же средства (упражнения) для обучения и совершенствования техники способов передвижения, развития физических качеств. Различие состоит только в соотношении объемов тех или иных упражнений. На ранних этапах преобладают общеподготовительные средства, удельный вес которых в годичном цикле составляет 70-80%. А с вступлением в этапы спортивного совершенствования и тем более высшего спортивного мастерства акцент в подготовке делают на основных и специально-подготовительных средствах, постепенно увеличивая и доводя их место в годовом объеме с 20-30% до 85%.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных