Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучение легкоатлетическим упражнениям




 

Обучение можно определить как относительно длительное усвоение новых или уже приобретенных способностей, навыков или представлений. Рост или изменение эффективности действий человека происходит не в результате естественных процессов его созревания и роста, а вследствие столкновения обучающегося с окружающим миром и реалиями этого мира. Обучение надлежит отличать от процессов физического роста и созревания человека, как и от чисто инстинктивного поведения.

Существует тесная взаимосвязь между обучением, умением и преподаванием. Необходимо систематически осуществлять и развивать такие условия обучения, как пластичность, податливость и способность к обучению. Это происходит также с помощью запланированных наставлений и указаний. Поэтому учитель физкультуры, как и всякий другой учитель, видит свою главную задачу в том, чтобы учить, обучать, т. е. он должен инициировать, продвигать вперед и контролировать учебные процессы так, чтобы подрастающее поколение училось искусству учебы.

При рассмотрении основных критериев, от которых Может зависеть успех обучения моторным навыкам и умениям, выделяют некоторые моменты, которые могут влиять на успех или Неуспех двигательного обучения. Такими «гарантами успеха» являются и способности восприятия, какими обладают учащиеся, и Их мотивации, а также эффективность передачи учащимся знаний, навыков и умений, характер упражнений и тренировок, память учащихся и склад их личности (например, уровень их самосознания) и др.

Таким образом, успех двигательного обучения не только является делом «чистой моторики», но и связан с познавательными способностями занимающегося, формированием мотивов обучения и мотивацией учащегося. Сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные моменты, а также определенные волевые акты участвуют в процессе обучения двигательным навыкам и умениям решающим образом влияя на его качество.

Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике нужно обучить занимающихся наиболее совершенной технике в избранном виде. Очень важно в процессе обучения технике специально обучать умению проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполняя движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Эта сторона обучения будет осуществляться успешнее, если шире применять облегченные и затрудненные условия, не бояться даже в начальном обучении использовать отягощения. Надо также шире пользоваться соревновательным методом.

Физиологическая основа овладения техникой — образование в результате повторения одного и того же упражнения условно-рефлекторных связей, системы нервных процессов (динамический стереотип, по И.П. Павлову), обусловливающих выполнение требуемых движений, образование навыка. Двигательный навык обладает рядом важнейших свойств. Во-первых, автоматизированностью процессов нервно-мышечной координации движений, функций, связанных с этой системой организма. Во-вторых, подчиненностью воле спортсмена, управляющего навыком, использующего его для решения определенной задачи и контролирующего при этом свои действия. В-третьих, прочностью, стабильностью, позволяющей, если это надо, повторить одно и то же упражнение почти стереотипно. Наконец, в-четвертых, подвижностью. Спортсмен способен убыстрить или замедлить привычное движение, вложить в него больше или меньше силы, уменьшить или увеличить амплитуду, приспособить его к изменяющимся внешним условиям. Все это можно делать в определенном диапазоне подвижности навыка. Верхняя граница, определяемая функциональными способностями легкоатлета, — это граница максимальных усилий, предельной скорости, наивысшей частоты, самой большой амплитуды движений. Нижняя граница определяется таким минимальным уровнем волевых и мышечных усилий, таким уменьшением амплитуды, скорости, частоты и т.п., при которых еще сохраняется основная структура движений, сама суть техники.

Диапазон подвижности навыка неодинаков в разных упражнениях. Например, он мал в низком старте спринтера, поскольку при неполных усилиях движения искажаются. В то же время значительно шире диапазон в беге: и при 10 м/с, и при 5 м/с бег остается бегом. Исходя из сказанного о подвижности навыка, необходимо все основные упражнения для обучения и специальной тренировки выбирать из упражнений, находящихся в пределах диапазона подвижности.

Обучение технике легкоатлетических видов и совершенствование в ней — составная часть процесса тренировки. Общие основы Методики обучения технике отдельных видов легкой атлетики изложены ниже. Главное в них — методы и средства создания представления об изучаемой технике, практического овладения правильными движениями и действиями, оценки выполнения, определения ошибок и исправления их.

Методы обучения. Для обучения спортивной технике преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную (физическую) помощь. Основные задачи этих методов — создать правильное представление, помочь овладеть движением, научить проявлять физические и психические силы, указать ошибки и исправить их.

Словесные методы. Роль слова в обучении спортивной технике очень велика. Оно помогает осмыслить движение, создать представление о нем, о его характере, направлениях, усилиях и пр. Слово связывает между собой все средства, методы и приемы обучения.

Главную роль играют объяснения, после которых ученик пытается сделать то или иное движение во время практических занятий. В начале обучения даются короткие, четкие формулировки. По мере овладения спортивной техникой объяснения делаются все более глубокими, охватывают все больше деталей. Методы обеспечения наглядности. Важную роль в обучении спортивной технике играет образцовый показ. Наблюдая за показом, ученик может создать целостную картину спортивной техники, получить представление о трудности выполнения и о многом другом.

Обычно упражнение показывает преподаватель или ученик, хорошо владеющий техникой. Нужно также демонстрировать кинофильмы, кинокольцовки, кинограммы, плакаты, фотоснимки, рисунки.

Методы непосредственной помощи преподавателя. При обучении спортивной технике преподаватель может помочь ученику занять требуемое положение или сделать необходимые движения. При этом у спортсмена создается представление о технике на основе кинематических ощущений, близких к тем, которые появляется при самостоятельном выполнении. Кинематические ощущения мышц, связок, кожи позволяют лучше представить изучаемые движения, эффективней освоить элементы техники.

Методы практического выполнения упражнения. Претворяя мышечные представления в действия, ученик овладевает спортивной техникой. Это достигается разными методами, способами, приемами, и, прежде всего, методом выполнения упражнения в целом (метод целостного упражнения) и методом выполнения по частям (метод расчлененного упражнения).

Метод целостного упражнения. Этот метод позволяет образовать у занимающихся двигательные навыки, наиболее соответствующие их индивидуальным способностям, и научить полнее проявлять физические и волевые качества.

Обучая методом целостного упражнения сложной технике, надо вначале упростить разучиваемое действие, но так, чтобы сущность его осталась неизменной. Брошено копье с места или с разбегу, метание все равно остается метанием, изменяется лишь сложность действия. С выполнением упражнения в наиболее упрощенном виде и начинается обучение. Затем упражнения постепенно усложняются.

В соответствии с особенностями техники в каждом виде легкой атлетики установилась своя последовательность усложняющихся упражнений. При этом техника разных видов легкой атлетики упрощается неодинаково. В метаниях это достигается отсечением разбега, скачка, поворотов. Упрощается и само метание с места. В прыжках в высоту остаются все части, но зато исключаются усложняющиеся движения. В этом случае первое упражнение — элементарный прыжок с большого разбега (например, прыжок «согнув ноги» с бокового разбега при обучении «перекидному»).

Обучение бегу своеобразно, так как движения при беге на­столько естественны и присущи человеку, что не нуждаются в упрощении. Поэтому обучать технике бега можно методом цело­стного упражнения. Первым упражнением будет бег с небольшой скоростью. Последующие упражнения включают бег с разной ско­ростью для увеличения амплитуды движений, достижения пол­ноценного отталкивания и т.п.

Метод расчлененного упражнения применяется с целью изучения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей, элементов целого. В этом случае ученик перестает выполнять целостное действие, а некоторое время обучается правильно делать какой-либо элемент. После усвоения отдельного элемента его увязывают с целостным действием. Для этого ученик снова выполняет целостное действие, обращая внимание на правильность той детали, которая подверглась исправлению. Надо иметь в виду, что отдельно усвоенное движение только тогда легко сочетается с целостным действием, когда не изменяет его структуры-

Метод расчлененного и метод целостного упражнения дополняют друг друга. В процессе обучения они используются поочередно.

Способы и приемы обучения спортивной технике. В процессе обучения спортивной технике применяют различные способы и приемы, помогающие первоначальному воспроизведению и правильному выполнению упражнения. Эти способы и приемы основаны на облегчении условий выполнения изучаемых действий: уменьшении веса снарядов, снижении высоты препятствий, укорачивании дистанций в беге и т.д. Облегчение должно носить временный характер, иначе могут закрепляться не вполне правильные навыки.

Учебное значение имеет и медленное выполнение изучаемых движений и действий, которое применяется для первоначального правильного воспроизведения движений и исправления ошибок. Правильность перво-начального воспроизведения может быть достигнута при одновременном выполнении движений вместе с преподавателем, когда преподаватель медленно выполняет движение, m ученик, глядя на него, повторяет то же самое.

В начале обучения нередко применяется способ раздельно-последовательного объяснения и воспроизведения. Краткое объяснение одного положения или движения сменяется воспроизведением его учеником, затем следует новое объяснение и снова воспроизведение и т.д., пока не будет выполнено все действие. Полезны не только начинающим спортсменам, но и мастерам так называемые имитационные упражнения — подражание целостной спортивной технике или ее отдельным частям, но в облегченных условиях. Их следует выполнить так, словно требуемое движение или действие воспроизводится в обычных условиях. При выполнении имитационных упражнений внимание сосредоточивается лишь на правильности движений.

Правильность воспроизведения облегчается внешними ориентирами, которые могут быть самыми разнообразными. Прежде всего, это ориентиры направления и амплитуды движений (различные линии на грунте, платок, который преподаватель держит над барьером, и др.). Установление ориентиров на дорожке помогает изменить длину и частоту шагов в беге, овладеть ритмом шагов.

При обучении спортивной технике используются и другие приемы. К ним можно отнести временное выключение одного анализатора для лучшего использования другого (например, при обучении технике метания диска ученику предлагают выполнить поворот с закрытыми глазами). Выключение зрения повышает роль Вестибулярного аппарата в сохранении устойчивости во время поворота.

Остановимся на способах обучения, позволяющих выполнять спортивные упражнения свободно, без лишних мышечных напряжений. Главный путь к этому — выполнение движений не в пол­ную силу, с постепенным доведением до максимума. Овладевая спортивной техникой, занимающиеся часто пытаются проявлять Максимальные усилия. Это чаще всего и мешает научиться выполнять движения свободно, ненапряженно. Можно бороться с излишними напряжениями, переключая внимание спортсмена. Чтобы снять излишнее напряжение, можно при выполнении упражнения на короткое время закрыть глаза (например, на 2—3 шага при переходе от стартового ускорения к бегу по дистанции и на 5 шагов после выхода из поворота в беге на 200 м). Один из эффективных способов обучения расслаблению — выполнение упражнений с чередующейся максимальной и умеренной интенсивностью.

Все указанные способы и приемы имеют лишь учебное значение, и надобность в них отпадает после того, как спортсмен научится проявлять усилия без излишних напряжений.

В процессе обучения целесообразно временно выполнять упражнения в более трудных условиях. Это способствует проявлению двигательных качеств на более высоком уровне. Например, чтобы заставить учеников быстрее бежать и сильнее оттолкнуться в прыжке в длину, достаточно поставить на второй трети преодолеваемого расстояния какое-либо препятствие высотой 40—60 см (рейка, заборчик, веревочка).

Стимулировать проявление большей быстроты, силы и выносливости можно предметной нацеленностью, контрастным переходом от более трудного к более простому, использованием более трудных внешних условий, звуковым и музыкальным лидированием и др.

В процессе обучения следует широко использовать специальные упражнения на технику, в том числе и такие, которые одновременно развивают требуемые двигательные качества. В этом отношении весьма полезно выполнение изучаемых упражнений в процессе игры, особенно в занятиях с юными спортсменами. В игровой деятельности занимающиеся закрепляют выученное, а также овладевают свободным выполнением движений и действий без лишних напряжений. В то же время преодоление различных трудностей и препятствий в играх и эстафетах способствует проявлению двигательных и волевых качеств на более высоком уровне.

Оценка правильности выполнения, исправление ошибок. В процессе обучения спортивной технике и совершенствования в ней необходимо постоянно оценивать правильность выполнения движений, находить ошибки и исправлять их. Способность занимающихся видеть свои ошибки и недостатки — важнейшее условие успешного обучения. При анализе правильности выполнения техники легкоатлетических упражнений решающее значение имеют два анализатора — зрительный и двигательный. Многое зависит от точности ощущения движений, которая в процессе тренировки занимающихся улучшается.

Когда возможно, надо контролировать свои движения и элементы техники перед зеркалом. Очень помогает просмотр кинокольцовок, в особенности использование видеомагнитофона. Многократно наблюдая за своими движениями на экране и анализируя их, ученики быстрее овладевают совершенной техникой.

В известной мере можно судить о правильности техники по слешам, оставленным на дорожке. Например, бегун может определить изменение длины шага в связи с различными усилиями при отталкивании, симметричность шагов, положение стопы при постановке ноги на грунт.

Отдельные недочеты техники, особенно связанные с обучением проявлению усилий, можно выявить, определяя результат действий при различном выполнении упражнения: с максимальным Василием, без напряжения и т.п. Наряду с этим необходимо использовать средства срочной информации о параметрах выполняемых упражнений.

Оценивать правильность выполнения должен, прежде всего, сам «ученик — это повышает активность занимающихся. Но все же главное — это педагогическое мастерство преподавателя, его умение организовать обучение, применить наилучшие средства и методы и возможно раньше обнаружить ошибки. Контролируя выполнение упражнений, преподаватель наблюдает за учеником на расстоянии 10—15 м. Это позволяет лучше видеть действие в целом.

Чтобы точно оценить правильность движений, необходимо наблюдать их многократно. Сначала надо определить, правильна ли общая схема движений, затем сосредоточить внимание на неправильно выполняемых элементах. В дальнейшем внимание фиксируется на отдельных деталях техники. Заметив ошибки, необходимо установить причины их проявления. Ошибки возможны из-за неясного двигательного представления. Установить это нетрудно — надо лишь спросить ученика, как он представляет себе те движения, которые обычно выполняются автоматизированно. Известно также, что при повышенной возбудимости обучающиеся могут делать ошибки даже да достаточно прочно освоенных действиях. Ошибки в отдельных движениях возможны и вследствие неправильного выполнения предыдущего действия. Если замечены 2—3 ошибки, допускаемые одновременно, необходимо установить главную ошибку, с исправлением которой могут быть устранены и остальные погрешности. Наконец, ошибочное выполнение движений возможно вследствие Недостаточного развития тех или иных двигательных качеств. Часто ошибки в движениях, связанных с большой амплитудой, обусловлены плохой подвижностью в суставах.

Если сила, быстрота и гибкость у начинающего легкоатлета явно не отвечают требованиям изучаемого вида легкой атлетики, то лучше заняться развитием этих качеств и меньше акцентировать внимание на неточностях в движениях. Отступление возместится позднее более быстрым прогрессом в овладении техникой.

При исправлении ошибок в движениях учеников надо помнить о естественном методе. Этим методом исправляют те движения, которые обычно в силу своей естественности выполняются правильно, но временно по той или иной причине искажаются. Например, новичкам, исказившим технику бега, предлагают продолжать его в спокойном темпе на 300—500 м. Некоторая усталость вызовет экономичные и более правильные движения.

Исправлению ошибки при обучении помогает временное выполнение требуемого упражнения с увеличенной амплитудой, быстротой, усилием, расслаблением и т.п.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных