Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики




 

Современные достижения в спортивной гимнастике стали возможными вследствие овладения спортсменами техникой исполнения самых сложных упражнений, требующих длительной и напряженной учебно-тренировочной работы. Известно, что для изучения сложной комбинации спортсмен должен иметь соответствующую силу, гибкость, выносливость, обладать умением координировать движения, хорошо ориентироваться в пространственных и временных параметрах движений.

Перечисленные основные физические качества обеспечивают все многообразие решения двигательных задач. Эти качества нужны для формирования и совершенствования двигательного навыка и могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Чем сложнее двигательные навыки, тем большие требования предъявляются к развитию силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом. В сложнокоординационных видах спорта (в спортивной гимнастике) успешность соревновательной деятельности в меньшей мере зависит от тактической подготовленности, нежели от технической и физической. Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает.

Техническая подготовка в спортивной гимнастике. Одна из наиболее характерных сторон процесса тренировки гимнаста — постоянное, систематическое освоение новых гимнастических упражнений. Главная задача технической подготовки гимнастов — обучение их конкретным упражнениям, формирование конкретных двигательных навыков.

Понятие «техническая подготовка» в его широком смысле включает в себя две связанные, но различные категории. Первая из них — техническая подготовка как процесс. Она охватывает все организационно-методические моменты, связанные с обучением и достижением определенного, в том числе планируемого, уровня спортивно-технического мастерства. Именно в этой своей части понятие технической подготовки действительно сливается с обычными представлениями о процессе обучения тренировке. Все методы воздействия на занимающихся, так или иначе приводящие к становлению нужного двигательного навыка, могут рассматриваться и как методы технической подготовки.

Вторая категория — техническая подготовка как состояние гимнастов (техническая подготовленность). Под технической подготовленностью следует подразумевать совокупность необходимых (программных) или фактически приобретенных в процессе занятий двигательных навыков, а также уровень владения ими, т.е. техническая подготовленность — это не только что умеет делать гимнаст, но и как он это делает.

Сложность технической подготовки состоит в том, что гимнасту приходится овладевать не одним упражнением, а множеством разнообразных упражнений разной трудности и двигательной структуры. Поэтому техническая подготовка в спортивной гимнастике — это сложный, длительный процесс, который начинается на этапе начальной подготовки и не прекращается на протяжении всей спортивной жизни. Задача технической подготовки заключается в прочном закреплении техники спортивных действий, в достижении стабильности и вариативности исполнения в условиях соревнования. Основным средством технической подготовки являются соревновательные упражнения. В тренировочном процессе гимнастов техническая подготовка занимает 75—80% общего времени.

Современную технику гимнастических упражнений характеризуют такие черты:

1) ярко выраженный современный стиль выполнения упражнений (владение сложными и высокими акробатическими прыжками, демонстрация пластики, гибкости, силы);

2) максимальная амплитуда движений (увеличение амплитуды движений повышает не только зрелищный эффект, но и технический уровень трудности исполняемого элемента);

3) совершенное владение техникой базовых элементов (это основа для овладения современными сложными и сверхсложными комбинациями);

4) перспективность техники (перспективна та техника, на базе которой возможно дальнейшее усложнение и совершенствование элементов).

В основу описания системы профессионально-педагогических навыков обучения гимнастическим упражнениям положена структура их разучивания, которая характеризуется определенной последовательностью решения различных задач на каждом этапе обучения. В связи с этим комплекс профессионально-педагогических умений для обучения гимнастическим упражнениям представляется в виде отдельных групп частных умений и навыков, объединенных одной целевой направленностью. Предлагаемая структура умений и навыков дает представление о характере поведения и действий педагога (тренера) в конкретных условиях обучения упражнениям.

Процесс формирования двигательного навыка условно можно разделить на три тесно связанные между собой фазы:

1 -я — создание представления об упражнениях;

2-я — разучивание упражнения;

3-я — совершенствование двигательного навыка. Рассмотрим как пример обучение подъему разгибом на перекладине.

Подъем разгибом в конкретном случае выступает как предмет бучения; для обучающего (преподавателя) он — предмет преподавания, для обучающегося (студента) он является предметом изучения. В процессе совместной деятельности обоих субъектов обучения происходит передача освоенности подъема разгибом и соответствующих знаний от обучающего к обучаемому R три этапа, составляющих процесс обучения двигательному действию.

На первом этапе, приступая к обучению, обучающий прежде всего должен познакомить студентов с гимнастической терминологией, что позволит ему без лишних слов сосредоточить внимание на изучаемом материале. Гимнастическая терминология отражает существенную сторону техники упражнения: само название «подъем» определяет способ исполнения упражнения из виса в упор. Таким образом, название упражнения в соответствии с терминологией дает первые представления о характере действия, которое надо выполнить.

Затем при помощи общеразвивающих упражнений совершенствуют основные качества: силу, гибкость, ловкость. В данном случае обучаемый должен уметь выполнять сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке и на перекладине, поднимание штанги прямыми руками, разгибанием туловища (вес, равный весу тела).

При работе необходимо демонстрировать упражнения. Во время показа обучаемые визуально усваивают конкретные данные об упражнении, поэтому показ должен быть отличным. После показа преподаватель анализирует технику, обращает внимание на то, как и где должны быть приложены основные усилия в момент исполнения. В отдельных случаях целесообразно пользоваться демонстрацией некоторых схем изучаемого упражнения, просмотром видеофильмов и т.п. Использование таких приемов значительно сокращает время, уменьшает энергетические затраты на овладение специальными двигательными навыками и делает учебно-тренировочный процесс более продуктивным.

На этом этапе, когда обучаемому дано двигательное задание и в его сознании сложилось представление о будущем действии, он начинает его разучивать, т.е. воспроизводить по образу. При разучивании подъема разгибом используют метод расчлененного обучения (по частям) — упор на перекладине (держать 3 — 5 с), вис согнувшись с помощью и самостоятельно, размахивания и висе согнувшись. Важно уметь правильно расчленить упражнение на составные части и сохранить при этом техническую основу. При разучивании широко используют подводящие упражнения, которые сходны структурой с изучаемым элементом. Представляем комплекс подводящих упражнений:

1) из виса стоя на гимнастической стенке, ноги на второй рейке, руки на высоте бедер, сгибание и быстрое разгибание тела, не сгибая рук и ног;

2) размахивания в висе согнувшись с помощью и разгибание тела на махе назад (при разгибании обучаемый должен коснуться перекладины бедрами, руки держать прямыми, стремиться удержать тело разогнутым до 160—170° в горизонтальном положении);

3) подъем одной ногой с помощью и самостоятельно;

4) из упора спад в вис согнувшись и подъем разгибом с помощью;

5) спад и подъем разгибом с помощью ручного пояса для страховки, концы которого надо завязать так, чтобы образовалась петля, равная длине ног занимающихся;

6) подъем разгибом с помощью.

В зависимости от двигательного опыта и возможностей обучаемого количество подводящих упражнений бывает разным, поэтому их надо подбирать, учитывая индивидуальные особенности.

На третьем этапе обучения ставятся две главные задачи: овладеть высоким мастерством выполнения подъема разгибом и добиться стабильности исполнения. Эти задачи решаются многократным и продолжительным повторением, выполнением данного элемента в связках, использованием его в комбинациях, выполнением упражнения на оценку.

В процессе обучения профессиональной педагогической деятельности педагога по физической культуре предполагается четырехэтапная структура обучения. На первом этапе решается основная задача освоения техники гимнастических упражнений. В этот период создается так называемая «школа движений», т.е. основа технической подготовленности. Это базовый этап, где параллельно с достижением определенных спортивных результатов идет накопление информации для становления профессиональных умений студентов.

Изучение закономерностей формирования двигательных навыков, развития физических способностей и психических качеств происходит на втором этапе обучения профессиональным умениям. Здесь также студенты осваивают элементы профессиональной деятельности.

На третьем и четвертом этапах происходит освоение средств и методов обучения двигательным действиям, приобретаются специальные знания, и студент, усвоив в полном объеме «арсенал» профессиональных умений, переходит из роли обучаемого в роль обучающего. Сначала в роли обучаемых у него выступают сокурсники, затем — школьники, юные спортсмены.

Студенты на каждом этапе обучения выполняют учебные задания. Составляют кинограммы техники гимнастических элементов, просматривают видеофильмы, анализируют технику элементов с использованием видеоаппаратуры и компьютерной техники, применяют знания по теории и методике преподавания гимнастики. Составляют комплексы подводящих упражнений, применяют метод расчлененного обучения (на основе подводящих упражнений), самостоятельно составляют комбинации в отдельных видах многоборья. На практических занятиях студенты, выступая в роли обучающих, проводят уроки по гимнастике, тренировочные занятия в спортивной школе, организуют и проводят соревнования по спортивной гимнастике и общей физической подготовке.

Обучение тактике. Тактика в спортивной гимнастике не имеет большого значения, такого, как, скажем, в спортивных играх. Однако сложились тактические правила и приемы, которые применяются в зависимости от условий и обстановки соревнований. К правилам относятся заранее известные установки, используемые для достижения победы в состязаниях, к приемам — различные варианты решения задач, возникающих в ходе соревнований. Необходимо обучать гимнастов применению тактических правил и приемов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных