Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские концепции антропогенеза. Сущностные и экзистенциальные характеристики человека.




 

Исторически первой моделью происхождения мира и человека была креационистская концепция. Человек – продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Наиболее радикальное отличие креационизма: человек – принципиально иное по сравнению с остальной природой образования.

Основной оппонент креационизма – эволюционизм (идея естественного происхождения человека из животного царства). Наука акцентирует внимание на вопросе «как человек стал человеком», а философия – «почему».

Первые гоминидные существа (промежуточное эволюционное звено между обезьяной и человеком) – 5-8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков – т.н. гоминдиной триадой: прямохождение, изменение руки и увеличение объёма головного мозга. Труд становится сущностной характеристикой человека. Труд стал и источником человеческой социальности, культуры, первых норм нравственности, первых моделей права и закона.

Одна из наиболее перспективных в современной философии версий антропогенеза – игровая модель. Её автор – нидерландский мыслитель Йохан Хёйзинга. В книге «Человек играющий» (1938) реконструирует религию, право, искусство, философию и т.д. исходя из принципа игры. Она при этом выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Homo ludens, человек играющий, оказывается более предпочтителен, чем homo faber, человек умелый. Как ребёнок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, и человечество вступило в свою историю, играя.

Согласно психоаналитической концепции антропогенеза Фрейда, возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостно-сти общины, вызванный убийством её предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. Одновременно происходит табуиирование сферы сексуальных отношений, явившихся видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укоренённые в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.

Ещё одной авторитетной концепцией культуро- и антропогенеза в современной философии является семиотическая модель: культура – особая знаково-символическая реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык – универсальный посредник между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех её смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык, традиционно рассматриваемый как средство общения и коммуникации, в семиотической и структуралистсткой моделях превращается в подлинного демиурга (творца) культуры и человека.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных