ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы качественных исследованияНаиболее часто в педагогических исследованиях используются следующие методы: анализ текстов, архивные исследования, эмпирические исследования (опросы, интервью, полевые исследования – наблюдение), эксперимент, анализ вторичных данных. Принято различать следующие виды анализа текстов: контент-анализ, структурный, сюжетный, автобиографический, иконографический, семиотический, идентификационный, идеологический, философский, эстетический, этический, мотивационный, культивационный, герменевтический, дискурсивный анализ и др. Архивные исследования – исследования с использованием архивных материалов. Архивный материал – основа для любого исторического анализа. Особый архивный материал - исторические документальные фильмы, фотографии, репродукции. Они выполняют функции визуальных рассказов и дают нам основу для висцеральных связей[1] и чувственную текстуру, которая связывает нас с прошлым. Архивные исследования утомительны. Даже если не поднимать тяжелые коробки, просматривая старые бумаги и репродукции, пленки, все равно они утомительны физически, умственно и эмоционально. Многие архивы имеют бесплатный Wi-Fi доступ, который очень полезен и работа с его использованием становится менее утомительной. Полевые исследования (field research, field work, от field — поле, пространство). Процесс сбора первичных данных для целей анализа. Отличие от вторичных методов получения информации, в том числе кабинетного анализа, заключается в наличии непосредственного контакта с объектом исследований. Понятие полевых исследований пришло из социологии, в свою очередь социологией оно заимствовано из этнографии и антропологии, где обозначало сбор информации в реальных условиях на существующем объекте. Каким методами качественных исследований должен владеть специалист в области исследования образования?
Для проведения качественных исследований особое значение имеет вопросы выборки и кодирование информации. Выборка в качественном исследовании – это отбор людей, обладающих информацией об интересующих исследователя аспектах эмпирической действительности, которые, в свою очередь, являются основой теоретически релевантных понятий. То есть, критерием отбора людей выступают разрабатываемые теоретические положения, описывающие эмпирическую действительность. В ходе качественного исследования (с целью обогащения теории) могут понадобиться незапланированные интервью как с уже имеющимися, так и с новыми участниками. Это связано с тем, что исследователь узнает о новых аспектах, которые необходимо изучить более детально. Следовательно, выборку направляет разрабатываемая теория. Качественная выборка связана с понятием теоретического насыщения, которое предполагает проведение интервью до тех пор, пока не обнаружится, что сообщаемые новыми участниками исследования данные не добавляют новых понятий в разрабатываемую теорию. Теоретическое насыщение и теоретическая выборка используются вместе для определения размера последней. [2] Существуют следующие методы выборки: 1. Отбор экстремальных (резко выделяющихся или отклоняющихся) случаев: изучение необычных проявлений интересующего феномена, например: успехи учителя/ примечательные неудачи; кризисы в работе руководителя школы и т.д. 2. Интенсивный отбор: информационно богатые случаи, которые наилучшим образом представляют феномен, например: хорошие ученики/ плохие ученики; выше / ниже среднего и др. 3. Отбор максимальной вариации: отбор разнообразных случаев для описания вариации в интересующем феномене; уникальные свидетельства, которые проявляются в различных условиях; определение общих важных паттернов, которые проходят «красной нитью» через вариации. 4. Гомогенный отбор: фокусировка; уменьшение вариации; упрощенный анализ; содействие групповому интервьюированию. 5. Отбор типичных случаев: иллюстрация или освещение того, что является типичным, нормальным, средним. 6. Отбор критически важных случаев: возможность логической генерализации и максимального использования информации для других случаев, поскольку если «это» справедливо в одном случае, «это», вероятно, будет справедливо и в других. 7. Отбор методом снежного кома: определение интересующих случаев благодаря отбору людей, которым знакомы те, кто обладает богатой информацией, и, таким образом, подходят для изучения. 8. Критериальный отбор: отбор всех случаев, которые отвечают определенному критерию, например учителя, которые принимают/не принимают инновации в школе. 9. Теоретический отбор: поиск проявления теоретического конструкта, интересующего исследователя, для его проработки и проверки вариаций. 10. Отбор подтверждающих и опровергающих случаев: разработка и углубление инициального анализа; поиск исключений; проверка вариации. 11. Стратифицированный целевой отбор: иллюстрация характеристик определенных подгрупп; облегчение сравнения. 12. Приспосабливающийся или возникающий отбор: следование новым примерам в процессе полевой работы; принятие преимуществ неожиданности; гибкость. 13. Целевой случайный отбор (малый размер выборки): добавление правдоподобия, когда потенциальная целевая выборка больше, чем может себе позволить исследователь; уменьшение смещений в пределах целевой категории (безотносительно генерализации или репрезентативности). 14. Отбор политически или социально важных случаев: привлечение внимания к исследованию или уклонение от привлечения нежелательного внимания посредством целевого включения/исключения в выборку чувствительных случаев. 15. Удобный отбор: удобность в плане экономии времени, денег и усилий, рациональность отбора; 16. Комбинированный или смешанный целевой отбор: триангуляция; гибкость; соответствие нескольким целям и потребностям. В институциональных исследованиях к качественным методам также относят дискурсивный[3] и семантический анализ текстов.
Отбор тех или иных методов целенаправленного отбора для реализации теоретической выборки осуществляется исходя из особенностей разрабатываемой теории, групп людей, обладающих необходимой информацией, а также возможностей исследования. Данную специфику и другие особенности методов качественных исследований представляют различные пособия, ориентированные на исследования организаций и институциональных отношений в учреждениях образования. В целом сами методы качественных исследований предполагают признание того, что существует много различных способов понимания и осмысления мира.
[1] В переводе с латинского языка висцеральный это внутренний. [2] © 2011-2012 Сергей Дембицкий http://www.soc-research.info/qualitative/index.html [3] Понятием «дискурс» обозначается специфическая версия событий, выраженных в повествованиях, утверждениях, диалогах. Предметно-целевые и инструментальные свойства качественного исследования в дискурсивном направлении проявляются при анализе текстов как «материальных носителей дискурса». Для анализа дискурса в качественном исследовании недостаточно использовать средства контент – анализа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|