ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Самоуверенность малыша - очко в вашу пользу
? Меня в садике все будут любить. ? Почему? ? Потому что у меня и глазки, и носик, и скоро хвостик вырастет.
Ребёнок очень самоуверен, иногда до такой степени, что это раздражает родителей. Так и хочется сказать: «Ну хватит целовать зеркало!» - а дочь, конечно, целовала саму себя. Но - сдержитесь. Сейчас это полезно для малыша. Именно такая САМОуверенность делает его отважным исследователем и оптимистом. Посмотрите, как карапуз раз за разом повторяет свои попытки, когда у него что-то не получается. Он не сдаётся, он учится, он отважно идёт вперёд. Если родители признают это поступательное (наступательное!) движение, никаких особых проблем в семье не возникает. Буйствует, много капризничает и бунтует тот малыш, чьи родители не видят (или не признают) происходящих в нём изменений. Протест против семейного тоталитаризма - вот что такое детский бунт.
Держи дистанцию Задача этого кризиса - поднимаясь на новую ступеньку, оторваться от родителей. Пока ещё не совсем, нет, но всё-таки сделать так, чтобы появилась какая-то дистанция. Знаменитый эдипов комплекс как раз в это время поднимает голову. Так что первое (и главное), что надо сейчас малышу от нас: понимание и терпение, терпение и снова понимание. Давайте посмотрим, что появляется в малыше сейчас, на границе между ранним и дошкольным детством, из-за чего поднимает иголки наш маленький ёжик. Только не пугайтесь. Все, что дальше перечислено, не обязано проявляться в вашем ребёнке на все сто. К счастью, эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. Просто - знайте и будьте готовы к «неправильному» поведению. (Знаете, почему мы взяли «неправильное» в кавычки? Потому что в переходный период оно как раз правильное, то есть в пределах нормы. Неправильно будет, если из всех семи пунктов у вашего юного человека не проявится ни один.) И ещё. Не искоренять «неправильное» поведение, а направить его в нужное русло - вот то главное, что требуется от родителей сейчас, да и потом тоже. Так что кое-что зависит и от вас, и от ваших отношений с малышом, и от того, насколько он вам доверяет.
Что нас ожидает
Арина тянет кота с кресла... На вопрос «Зачем?» отвечает честно: ? Должна же я кого-то прогнать...
· Негативизм. Малыш отказывается что-то выполнять только по одной причине: потому что сделать это предложили ему вы, взрослый человек. · Упрямство. Настаивает на чём-то не потому, что ему действительно этого очень хочется, а потому, что сам об этом сказал.
· Обесценивание того, что было привычно, дорого и интересно раньше (так, может сломать игрушку, которую ему не вовремя предложили). · Строптивость малыша направлена не против конкретного человека (мамы, папы), а против принятых в семье норм поведения. · Своеволие. Ребёнок хочет делать всё сам. Но если во время кризиса первого года жизни он стремился к физической самостоятельности, то теперь своеволие идет от того, что он желает осуществить свои самостоятельные (личные, персональные) намерения. · Протест, бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребёнок «находится в состоянии войны вообще - с окружающими; в постоянном конфликте с ними». · Деспотизм. Малыш стремится властвовать надо всеми окружающими. Особенно проявляется деспотизм тогда, когда в семье один ребёнок и ему слишком потакают и опекают его. Кризис и негативное поведение доводят нас больше всего тем, что, как нам кажется, малыш неуважительно к нам относится. И наш родительский авторитет (в случае бездействия) пострадает. На самом деле ребёнок борется со всеми подряд, кто подвернётся ему под руку, - просто для того, чтобы побороться. Иногда кажется, что он просто физически не способен сказать «да». Не способен - ну и не надо. Если он постоянно делает всё наоборот, попробуйте и вы давать «обратные команды». Вам надо, чтобы он подошёл поближе? Скажите: «Отойди во-он туда». Вам надо, чтобы надел синий костюмчик? Скажите: «Синий костюм мы сегодня надевать не будем». И не спорьте, пока проходит «кризисный вариант». Сейчас малышу важно «оторваться» от вас, чтоб получше почувствовать себя самого, свою независимость, умелость и «самость». Позвольте ему чуть-чуть отойти - и тогда он скорее вернётся к вам. Милым, добрым и ласковым. А пока—любите его таким, каков он есть.
Обойдёмся без истерик После года любой ребёнок морально дорастает до истерик. В принципе, поэкспериментировать он может в любое время от года до двух с половиной, но обычно не по своей вине. В этом возрасте он ничего не пытается добиться истерикой, он просто не в силах с собой совладать. В это время истеричное поведение чаще всего случается из-за эмоциональных перегрузок или от усталости. (Пока малыш не может контролировать свои эмоции и не может вовремя остановиться, если его «понесло».) Когда вы чувствуете, что ребёнок вот-вот сорвётся, сразу же принимайте меры. Предвестники истерики: малыш возбуждён, хнычет, раздражается, капризничает, устал и еле-еле «ползёт» за вами и другие признаки перегрузок. Что делать? Помогите ему расслабиться. Подержите на руках, тихо поговорите, погладьте, дайте попить (или из бутылочки с соской, или из кружечки - но через соломинку). Скажите малышу, что понимаете, как он устал, посочувствуйте ему, обнимите (но не спорьте, если он кричит «нет!»). Просто отвлеките его и переключите внимание. («Смотри-смотри, какая машина красная поехала!», «Кис-кис, иди к нам, у нашего Ванечки тоже есть хвостик» - и заглядываете ему за спину.) Расскажите незатейливую знакомую сказку или спойте медленную песенку. Если вы всё сделаете правильно, малыш расслабится и истерика не состоится. Истерика после 2,5-3 лет - совсем другое дело. Это уже не признак крайней усталости, а признак вредности. Теперь, закатывая истерику, он скорее всего проверяет вас на прочность и добивается своего. И от того, как вы будете на эти истерики реагировать, зависит, продолжит он свои эксперименты или прекратит. Дети подчиняются нам, родителям, в двух случаях: 1) когда им это выгодно; 2) когда знают, что за «преступлением» непременно последует наказание. Так что тактика ваша может быть очень простой: 1) показать, что истерикой они ничего не добьются (нет выгоды); 2) доказать, что они будут лишены чего-то приятного (лишить удовольствия - хорошее наказание). Если ребёнок привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то, конечно, будет продолжать в том же духе много лет. До тех пор, пока хорошенько не усвоит: этот номер не пройдёт. Так что вся трудность не в его поведении, а в вашем отношении.
ПРАКТИКУМ Ваш малыш закатил истерику. Что делать? Главное - спокойствие, только спокойствие... Выучите правило трёх «НЕ»: · не паниковать; · не реагировать; · не уступать. Ребёнок постарается втянуть вас в диалог, словесный или действенный, то есть постарается, чтобы вы начали что-то делать. · Очень твёрдо скажите «нет» и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте. · Никаких шлепков и подзатыльников. Иначе у ребёнка появится «официальный» повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите. · Истерика любит зрителей. Если она проводится дома, оставьте ребёнка одного (проверьте, чтоб «зона», где находится ваш ребёнок, была безопасной). · Если уйти невозможно (например, истерика настигла ваше дитя на улице) - оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти вопли вам не мешают. (Да, понимаем, что трудно, зато действенно.) Не реагируйте на реплики прохожих! (Не поддавайтесь, даже если окружающие взывают к совести - ребёнка или вашей.) В конце концов прохожие пройдут, а ребёнок (и его фокусы) останутся при вас. · Не уступать ни за что. Ребёнок должен понять, что манипулировать собой вы не позволите. · Ждите. Время работает на вас. Ребёнок должен понять (и поймёт), что таким способом вас из равновесия не выведет и своего не добьётся. · В переговоры можно вступать только тогда, когда ребёнок утихнет. · О чём говорить? Обнимите и посочувствуйте: «Мне очень жаль, что ты не сдержался...», «Я знаю, тебе было плохо». · Спросите, что он чувствует. Учите ребёнка выражать своё недовольство словами: как ни странно, но дети этого делать не умеют. Пусть ребёнок скажет, что он чувствует: «я злюсь», «мне обидно», «я расстроена». Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя (и вас) до истеричного состояния.
Глава шестая РЕБЁНОК-ДОШКОЛЁНОК Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело. Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делать с крысой, прописавшейся в подполье у тёти. Заряна что-то строит из кубиков, вдруг она поднимает голову и говорит: - Тётя Ларисочка, я знаю, что делать: вам надо выпить крысиного яда. Мама и тётя - хором: - Зачем? - Чтобы от вас все крыски разбежались. Если в родительской жизни бывает золотая пора, то она наступает сейчас, когда поутихли баталии кризиса трёх лет. Кстати, именно от вас зависит - когда они утихли. Через полгода или через два. Но в любом случае кризис пройдет. Ребёнок уже многое может сам, но ещё находится в зоне вашего непосредственного влияния (что, согласитесь, и удобно, иприятно). Это к школе у него в голове все поменяется, и он начнёт равняться на учителей и друзей, а пока для него главный авторитет - это вы, родители. Если ваше мелкое чудо(вище) отстояло-таки право на самостоятельность (точнее, вы в разумных пределах позволили его отстоять), то домашняя междоусобица взрослый—ребёнок
Время почемучек
К нам подбежала собачонка и залаяла. - А она на всех лает? - На всех. - И на хозяйку лает? - Лает. - А почему наш Том на хозяйку не мяукает? (А действительно почему? А?)
Два забавных вопроса «Засем?» и «Посему?» дошколята могут задавать бесконечно. Собственно, вы слышали их и раньше, и отвечали на них. Но (обращали внимание?) сами-то ответы малыша интересовали не очень. Был скорее вопрос ради вопроса: словно ваш карапузик вслух фиксировал какой-то конкретный новый факт. Они часто повторяют одно и то же «почему» по поводу одного и того же стишка - и так столько раз, сколько вы будете его читать. Ну а теперь пришло время разложить факты (и старые, и новые) по полочкам. Проникнуть в суть, понять не только внешнюю, но и внутреннюю связь явлений, вещей и событий. Настырные «Почему?», требующие нашего ответа, - верный знак, что представление ребёнка о мире и о себе наконец-то из разрозненных кусочков складываются в целостную картину. Она ещё не полная и по-детски наивная, но она уже есть! Идём с Ариной по тротуару, с двух сторон - деревья. «Это лес!Мы пошли в лес!» — говорит вдруг она. «Какой же лес? Лес — это когда много деревьев и домов нет, - уточняю я, - посмотри, там, за забором — дома». «Да, — говорит Арина, - дома стоят за лесом». Дети не очень разбираются в причинно-следственных отношениях. «Идём мы по пустыне... вдруг банка сметаны лежит… жарко», «Солнце на небе, потому что день пришёл..» Поначалу малыш замечает самый важный для него факт: день - и делает свои выводы, пусть нелепые, но не высмеивайте его. Да, детки ещё во многом не разбираются, но наблюдают, замечают - учатся. Сейчас ваша задача очень проста: не препятствовать любопытному носику соваться везде и всюду и отвечать на все вопросы, которые так и сыплются из вашего карапуза. А если не сыплются? Тогда что-то тут не то и есть серьёзный повод задуматься, а не в вас ли причина. Может быть, вы так старательно воспитывали своего ребёнка, что теперь он просто опасается лишний раз обратиться к вам? (Например, зачитывали Большую Советскую Энциклопедию.) Если он не спрашивает - начинайте спрашивать его сами: «Что выше, этот дом или голубятня?», «Почему нам жарко?», «Как ты думаешь, куда ползёт эта улитка?», «Знаешь, в кого превратится головастик?», «А что мы увидим за тем поворотом?» Позвольте ему активно наблюдать и сочинять, проявлять инициативу и не бояться независимо (то есть без испуга, весело и самостоятельно) исследовать мир. Он предложил вам поиграть в прятки? Кричите «ура» и играйте. Он рвётся сам «поколдовать» и превратить снег в воду, а потом его раскрасить? Ну что ж, сегодня вам ещё раз придется мыть полы. Только не забудьте и его пристроить к уборке. Если он (наконец-то!) обрушил на вас град вопросов - значит, вы всё сделали правильно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|