Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идентифицируемые нематериальные активы.




 

1. Гудвилл бизнеса неотделим от компании и может быть учтен на балансе после ее продаже

Для оценщиков длительное время гудвилл отождествлялся с разностью между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью ее чистых активов, то есть остальные НМА специально не выделялись и фактически входили в понятие гудвилл. Но в настоящее время, когда эта разность стала достигать до 90 и более %% от сумм сделок, стали часть этой разности связывать с идентифицируемыми активами, прежде всего с правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе очень значительные суммы принято связывать с исключительными правами на товарные знаки.

Чем более профессиональным является оценщик, тем большее количество составных частей он может выделить в составе идентифицируемых и неиндентифицируемых активов.

 

2. Персональный гудвилл, как правило, связан с личностью руководителя компании, не передается при ее продаже и поэтому не учитывается при расчете ее стоимости за исключением случаев, когда при смене собственника компании руководить ей продолжает то же лицо.

К неучитываемым активам относят и «собранную вместе и обученную рабочую силу».

Эти два актива не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут назваться активами. Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и НМА эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим.

 

3. Идентифицируемые НМА могут оцениваться в индивидуальном порядке, если им можно приписать конечный срок службы, и если за этот период они обеспечивают бизнесу измеримые выгоды. Обычно эта категория включает права на результаты интеллектуальной деятельности и другие аналогичные активы, в том числе ноу-хау, информационные ресурсы[2], списки клиентов и т.п.

 

Кроме того, к НМА согласно МР 8 могут относиться:

Ø благоприятные трудовые договоры

Ø благоприятные договоры аренды

Ø благоприятные договоры страхования

Ø благоприятные контракты на поставки

Ø контракты о найме

Ø соглашения об отказе от конкуренции

Ø клиентские отношения

Ø разрешения

Ø технические библиотеки и хранилища газет

Ø прочие нематериальные активы.

 

Из всего списка потенциальных НМА к человеческому капиталу безусловно относятся: персональный гудвилл, обученная и собранная вместе рабочая сила; благоприятные трудовые договоры; контракты о найме. Эти активы, как правило, неотчуждаемы. Человеческий капитал, как уже было сказано, не может быть собственностью компании. В этом его принципиальное отличие от имущественных прав, возникающих в частности из обязательств служащих компании. В то же время человеческий капитал играет едва ли не ведущую роль в формировании стоимости компании. Имущественные права, как правило, могут быть включены в состав НМА. В том числе при использовании довольно изощренной юридической техники в имущество компании могут быть превращены контракты с наиболее ценными работниками. Получают распространение контракты о найме, в которых предусмотрена возможность передачи нанимаемого лица в другую компанию. (Продажа футболистов, например, другому клубу).

 

Ноу-хау относят одновременно к человеческому капиталу и к структурному.

 

Клиентский капитал представлен в МР 8 такими НМА, как: соглашения об отказе от конкуренции, клиентские отношения. Вероятно, сюда же следует включить часть прав на средства индивидуализации, в том числе права на: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменную упаковку, фирменное наименование. При этом права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут быть учтены на балансе, а соглашения об отказе от конкуренции и клиентские отношения, как правило, нет. Иначе говоря, здесь имеет место еще один разрыв между составом НМА в оценочном и в бухгалтерском смысле.

При оценке ОИС следует учитывать, что ИС характеризуется следующими признаками [3]:

Ø Нематериальность. Владение интеллектуальным продуктом означает обладание правом на его использование. Продукты интеллектуального труда в отличие от материальных объектов, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемую прибыль.

Ø Отсюда вытекает и следующая особенность объекта интеллектуальной собственности: вещественный объект может быть использован на основе права собственности только единовременно самим собственником, владельцем объекта; нематериальный объект интеллектуального труда может быть одновременно использован многими субъектами хозяйствования.

Ø Полезность. Это совокупность характеристик объекта, которые определяют его стоимость. Объект ИС не имеет стоимости, если он не обладает полезностью. Объект ИС является объектом с ярко выраженным индивидуальным характером, и, следовательно, с довольно ограниченным ресурсом. Однако потребительная стоимость продукта интеллектуального труда носит потенциальный характер и часто реализуется позже с учетом условий производства или потребления.

Ø Разнородность, уникальность, неповторимость. Нет двух абсолютно одинаковых объектов ИС. Продукт интеллектуального труда невоспроизводим, то есть его воспроизводство в принципе возможно, но экономически — нецелесообразно, так как представляет собой дублирование, вторичное расходование средств.

Ø Срочность. Поскольку владение объектами интеллектуальной собственности — это обладание правами на них, большинство ОИС имеют конечный срок службы, что определено законодательством.

Ø Износ. Он характеризует потерю пригодности и уменьшение стоимости по различным причинам. Продукт интеллектуального труда является непотребляемым продуктом в том смысле, что в процессе потребления он не исчезает наподобие вещественного, материального продукта, а существует постоянно как абсолютная ценность. ОИС не подвержен физическому износу, а моральный износ также обладает относительным свойством.

Ø Необходимость управления. Любой объект нуждается в постоянном управлении. Объекты интеллектуальной собственности как нематериальные активы предприятия могут приносить их владельцу существенную прибыль, работать на рост стоимости предприятия при грамотном управлении ими.

Ø Низкий уровень ликвидности. Нельзя быстро реализовать ОИС за наличные деньги. Сложным является и процесс передачи прав собственности с условием обязательной регистрации.

Нематериальные активы весьма неоднородны по своему составу, по характеру использования или эксплуатации, по степени влияния на финансовое состояние предприятия и результаты хозяйственной деятельности, поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу и включению в экономический оборот.

При проведении оценки нематериальных активов можно выделить следующие основные разделы:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных