Финансовое прогнозирование
Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансо- вого бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Интерференция кратко- и долгосроч- ных аспектов финансового менеджмента присутствует в финан- совом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соот- ветствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет по- требностей во внешнем финансировании.
Обозначим основные шаги прогнозирования потребностей фи- нансирования:
1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.
2. Составление прогноза переменных затрат.
3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема про- даж.
4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыс- кание соответствующих источников с учетом принципа форми- рования рациональной структуры источников средств (раздел 1.3 части H).
Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый — за финансистами. Какие же методы помогают сделать эти шаги?
Существует два главных метода финансового прогнозирова- ния. Один из них — так называемый бюджетный — основан на
концепции денежных потоков (см. раздел 1.2 части I) и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Советуем заинтересованному Читателю для детального ознакомления с этим методом обратиться к специальной литературе по бизнес- планированию. Второй метод, обладающий преимуществами простоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом «методе процента от продаж» {первая модифика- ция) и «методе формулы» {вторая модификация).
Итак, все вычисления делаются на основе трех предположений:
1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязатель- ства при наращивании объема продаж на определенное количест- во процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, кстати, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчиты- вается под заданный процент наращивания оборота в соответст- вии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнози- рования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.
3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнози- руется с учетом нормы распределения чистой прибыли на диви- денды и чистой рентабельности реализованной продукции: к не- распределенной прибыли базового периода прибавляется про- гнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой вы- ручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умно- женная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).
Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами — это и будет по- требная сумма дополнительного внешнего финансирования. Рас- считать эту сумму можно также по формуле:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|