Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.
VI. Содержание курса.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 17 часов в четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой четверти в пятом классе. Всего 34 часа. (или 34 часа преподается в 4 классе)
На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе.
VII. Календарно – тематическое планирование уроков.
Полугодие
| №/№
| Тема урока
| Планируемые результаты
| Формы занятий
(теоретические
практические);
традиционные, инновационные
| Приемы и методы преподавания
| Виды
деяте
льности
| Способы
и формы
оценки достижения планируемых
результатов
| Литература
ЦОР
Интернет
| | Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
| | 1.
| Россия – наша страна
| Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен
ной религиозно
-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;
развитие этических чувств и норм.
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа; коммен-
тированное чте-
ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом;творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный, фронтальный,
групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики
Героев РОССИИ
| Энциклопедия
для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб
www/chrio/ cap/ ru
- Игнатьева А.П. (герб,флаг, гимн и т.д.)
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1.
| Блок 2. Основы светской этики. (16 часов)
| 2.
|
Что такое светская этика?
| Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность. светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный, групповой
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
| Энциклопедия
для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996.
ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах».
| 3.
| Мораль и культура
| Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективный, индивидуальный, работа в парах
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари.
| 4.
| Особенности морали.
| Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом; участие в учебном диалоге.
| Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
| Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари.
| 5.
| Добро и зло.
| Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.
| Урок усвоения новых знаний.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа,индивидуальная работа, работа в парах.
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович»,
«Крошечка-
Хаврошечка»,
«Кощей Бессмертный»,К.Д.Ушинский «Лекарство».
| 6.
| Добро и зло.
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи
| Коллективная работа,индивидуальная работа, работа в парах.
| Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа,
| Пословицы и поговорки о добре
Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики.
| 7.
| Добродетель и порок
| Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя
Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7.
| 8.
| Добродетель и порок
| Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
| Коллективный, индивидуальный групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8.
| 9.
| Свобода и моральный выбор человека
| Знакомство с основными терминами:
свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
| Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.
| Коллективный индивидуальный групповой
| Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.)
Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.
Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9.
|
| Свобода и ответственность
| Познакомить с основными терминами и понятиями:ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности.
Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.
| Урок совершенствования знаний
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
| Коллективный индивидуальный
групповой
| Чтение статьи с
Выборочным пересказом текста
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10.
| 11.
| Моральный долг
| Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный индивидуальный групповой
| Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.
| Пословицы о долге, толко ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь
| 12.
| Справедли-вость
| Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный.
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
| Коллективный индивидуальный групповой
| Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12.
| 13.
| Альтруизм и эгоизм
| Познакомить с понятия-миэгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание
стать альтруистом, не быть
эгоистичными по отношению к близким
людям.
| Урок изучения нового материала. Комбинированный.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?
Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.
Самостоятельная работа учащихся.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13.
Детская энциклопедия, толковый словарь.
.
| 14.
| Дружба
| Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.
| Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14.
Толковый словарь.
Пословицы и поговорки о дружбе.
| 15.
| Что значит быть моральным
| Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность",
Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, друг другу.
| Урок систематизации знаний. Урок-диспут.
| Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
| Коллективный, индивидуальный
Групповой, работа в парах.
| Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», «Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15.
| 16.
| Творческие работы учащихся.
| Развитие способностей учащихся общаться
друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.
| Коллективный, индивидуальный
групповой
| Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16.
| 17.
| Презента-ция творческих работ
| Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса.
| Урок подведения итогов изучения курса.
| Урок-праздник.
| Индивидуальный, групповой.
| Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
| ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17.
| | | | | | | | | | | | | |
Полугодие
№/№
| Тема урока
| Планируемые результаты
| Формы занятий
| Приемы и методы преподавания
| Виды
деятельности
| Способы
и формы
оценки достижения
планируемых результатов
| Литература
ЦОР
Интернет
| |
| Род и семья
-исток нравственных отношений
в истории человечества
|
Формировать чувство гордости за свою семью,
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
| Урок изучения нового материала
смешанный урок
| Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом;творческие задания; участие в учебном диалоге
| Коллективный, индивидуальный групповой
| Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18
Диск
Образец родового древа, родового герба
|
| Нравственный поступок
| Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| фронтальный,
групповой
| Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19
диск
|
| Золотое правило нравственности
| Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
| Урок совершенствования знаний, умений и навыков
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный,
работа в
группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20
Диск
|
| Стыд, вина и извинение.
| Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
| Урок усвоения новых знаний
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
| Коллективный, индивидуальный
| Работа с понятиями стыд, вина, извинение
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21
диск
|
| Честь и достоинство
| Знать понятия честь и достоинство;
Воспитывать чувство собственного достоинства.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;
сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22
диск
|
| Совесть.
| Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.
| Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана
| Коллективный,
работа в
группах.
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23
диск
| 7-8
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
| Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
| Комбинированный
| Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
Работа в группах
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24
Диск
Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»
|
| Джентльмен и леди.
| Развитие способности общаться
друг с другом, соблюдая моральные
нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа.
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25
диск
|
| Образцы нравственности в культуре Отечества.
| Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26
Диск
Фрагменты видеофильмов
|
| Этикет
| Развитие этических чувств и норм.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана
| Коллективный, индивидуальный
Работа в группах
| Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27
Диск
Иллюстрации
|
| Семейные праздники
| Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28
Диск
Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках
|
| Жизнь человека-высшая нравственная ценность
| Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29
Диск
|
| Любовь и уважение к Отечеству
| Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
| Комбинированный
| Беседа; комментированное чтение,
устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
| Коллективный, индивидуальный
| Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа
| ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30
Диск
|
| Подготовка творческих проектов
| Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда
| Урок обобщения знаний, умений и навыков
| Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ.
| Работа в группах,
индивидуальный
| Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом
|
| 16-17
| Выступления уч-ся со своими творческими работами
| Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.
| Урок-подведение итогов изучения курса
| Урок-праздник
| Индивидуальный
групповой
| Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
| Презентации детей
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|