Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объясните понятие «латентные тревоги».

Что должен знать человек, попавший в катастрофу

И вспарывают небо, как кинжалы Сверхзвуковые лезвия беды... Шторма, землетрясения, провалы, Цунами и кислотные дожди...

Анатолий Парпара

Монстры паники

Прежде всего, простую истину: не следует поддаваться панике. В любой ситуации важно сохранить по возможности полное спокой­ствие. Предельная тревожность, предельное беспокойство легко пе­редаются другим людям. Паника может только усугубить бедствие, но по существу не способна принести положительные результаты. В результате сумятицы люди утрачивают способность к осознанным действиям. Это приводит к тому, что действия спасателей, врачей, пожарных и других специалистов становятся малопродуктивными в силу возникающих трудностей.

Паника, вызванная радиопостановкой «Вторжение с Марса», едва ли не первый пример коллективного психоза, вызванного средствами массовой информации. Осенью 1937 г. в США при уни­верситете города Принстона по инициативе Фонда Рокфеллера бы­ла организована группа для изучения социально-психологического воздействия радио на различные слои американского общества. Ру­ководителем этой группы был назначен известный социолог Поль Лазарсфельд, а участником группы Хэдли Кэнтрил. Радиопьеса «Война миров» в исполнении талантливых актеров театра «Меркьюри» создала неожиданную экспериментальную ситуацию для ис­следователей этой группы. В 8 час вечера 30 октября (канун Дня всех святых, когда принято пугать и разыгрывать окружающих) 1938 г. известный драматург Орсон Уэллс со своей небольшой труппой появился перед микрофоном в нью-йоркской студии радиовеща­тельной компании «Коламбия». Он начал, читать пьесу, написанную Говардом Кохом по роману Герберта Уэллса «Война миров».

Драматург и актеры намеревались развлечь радиослушателей не­вероятным рассказом. К великому изумлению участников передачи оказалось, что в их инсценировку о нашествии с Марса из 6 млн слушавших трансляцию, в реальность происходящего поверил 1 млн.

В течение нескольких часов население США было убеждено, что ужасные чудовища, вооруженные смертоносными лучами, дейст­вительно разрушают оборонительные укрепления США, что от них нет никакого спасения, что близится конец света...

На следующее утро газеты писали о «гигантской волне ужаса», сокрушившей нацию. Стало ясно, что паника охватила чуть ли не всю страну. Председатель Федерального комитета по радиовещанию назвал эту передачу «достойной сожаления».

Но что же такого было произнесено артистами во время часо­вой передачи? Что могло вызвать такую бурную реакцию? В начале трансляции диктор сообщил, что перед микрофоном выступает всем известный директор театра «Меркьюри» Орсон Уэллс со свои­ми актерами. Спектакль был построен в форме репортажей с места событий. Через определенные интервалы он прерывался музыкаль­ными вставками — отрывками из концерта известного испанского дирижера, гастролировавшего в это время в США. В конце переда­чи диктор снова объявил, что компания вела семнадцатую по счету передачу из серии драматических инсценировок с участием Орсона Уэллса и его театра «Меркьюри».

Спектакль начинался с того, что некий радиорепортер Карл Филлипс берет интервью в Принстонской обсерватории у знаме­нитого астронома профессора Ричарда Пирсона в связи с уча­стившимся странными вспышками на планете Марс. Во время их беседы профессору приносят телеграмму: недалеко от его об­серватории с неба упал какой-то странный предмет. Профессор и репортер сообщают, что они отправляются к месту падения, на ферму в районе Кроверз Миллз, и что в дальнейшем будут сооб­щать об увиденном оттуда.

И действительно, через несколько минут диктор объявил, что Филлипс и Пирсон «снова в эфире» и они сообщили, что издали рассматривают упавший с неба предмет, похожий на огромный цилиндр, что вокруг него уже собралась толпа любопытных, ко­торую стараются оттеснить от неизвестного объекта несколько полицейских.

Вдруг раздается испуганный крик репортера Филлипса — он уви­дел, как один конец цилиндра открылся и из него выползают ка­кие-то существа, похожие на серых змей с огненными черными глазами Что-то, похожее на губы, выпячено вперед, оно дрожит и пульсирует. Затем репортер с ужасом сообщает, что одно из чу­довищ с помощью какого-то луча стало поджигать все вокруг — деревья, постройки на ферме, машины, людей. В микрофоне раз­дался страшный треск — и наступило полное молчание. Затем голос диктора сообщил, что по телефону из района Кроверз Миллз на радио пришло сообщение: сорок человек, включая по­лицейских, погибли, обгорев до неузнаваемости. Погиб и репортер Филлипс. Диктор предоставляет слово генералу Смидту, руководившему полицией, — генерал объявил о введении чрезвычайною положения в штате Нью-Джерси в связи с катастрофой. Позже передается, что установлена связь со свидетелем трагедии профессором Пирсоном. Он не может ответить на вопрос, что это за существа и зачем они прибыли на Землю. Но их страшное оружие позволяет сделать вывод, что в области научных знании они намного опередили людей: они умеют каким-то образом генерировать тепло и с помощью особого зеркала посылать луч и нужном направлении. Подключаются военные, которые «овладели ситуацией», цилиндр с чудовищами окружен восемью батальонами вооруженной пехоты, оснований для паники нет — вес чудовища вернулись в цилиндр, и он больше не открывается. Однако очередной диктор сказал, что батальоны погибли и что из цилиндра на этот раз вылезли огромные металлические мон­стры совсем другой формы: они растаптывают своими железны­ми лапами все вокруг себя либо все сжигают лучами. Железная дорога между Нью-Джерси и Пенсильванией будто бы разрушена полностью, а толпы бегущих в панике людей заполнили шоссе. Диктор предоставляет слово госсекретарю США по обороне, который, обращаясь к гражданам страны, убеждает сохранять спо­койствие, ибо правительство принимает все необходимые меры, чтобы защитить жизнь и собственность граждан и не допустил, продвижения врага. Из следующих радиосообщений следует, что никакая армия не может справиться с чудовищами, самолеты in-способны их бомбить, потому что их выводят из строя с помощью лучей. Кроме того, марсиане начали применять ядовитые газы, которые в виде черных клубов дыма поползли по земле. Подключаются другие радиостанции, которые также оповещаю! население об отравляющем веществе, от которого не спасали даже противогазы. Один из дикторов объявляет уже якобы с крыши радиостанции Нью-Йорка о необходимости срочной эва­куации населения — марсиане приближаются. Голос диктора: «Вы слушаете радиопостановку пьесы «Война миров» по роману Герберта Уэллса!»

И снова раздается голос профессора Пирсона, описывающего картину жуткой разрухи вокруг, обгоревшие тела людей, живот­ных, перевернутые машины, брошенные всюду вещи — полный хаос, все растерзано марсианами...

Но безжизненные тела и самих марсиан также валяются всюду! Исследования показали, сообщает профессор, что марсиане... погибли от болезнетворных бактерий! Они уничтожали мощные системы обороны страны, перед ними не могли устоять бронированные машины, но сами они не устояли против крохотных, невидимых глазом существ, которых «Господь своей мудростью поселил на этой земле...»

Как же.реагировали на это радиослушатели? Многие, слушая передачу, молились, плакали, метались как безумные, стараясь спа­стись от марсиан, как утверждают свидетели. Одни побежали спа­сать своих близких, другие кинулись звонить по телефону, чтобы проститься, чтобы предупредить родных, друзей, знакомых, чтобы слушать подробности от редакций газет или радиоредакций, вызыва­ли «скорую помощь», полицию.

Через несколько недель после радиопередачи в газетах появи­лись различные публикации, где описывались шок и ужас, потряс­шие жителей страны. Многие могли бы рассказывать о своих пере­живаниях и действиях в тот вечер. Делались и попытки объяснения странного поведения людей. Но, как правило, пишут исследовате­ли, эти объяснения исходили от тех, кто сам не испугался и кто считал, что вправе делать выводы о психических и психологических особенностях людей, поддавшихся панике. Так, журналистка Доро­ти Томпсон в своей нашумевшей статье обвинила жертвы паники в «несусветной глупости», или, например, известный психолог высказал убеждение в том, что «интеллектуально развитой» человек не может впасть в панику. Были и такие, кто считал испугавшихся невропатами. Подобные скороспелые выводы, по мнению участни­ков данного исследования, не только неверны, но даже опасны как в теоретическом, так и в социальном отношении, поскольку слож­нейшие процессы человеческой психики в них сводятся к простей­шей модели «стимул-реакция», затушевывая серьезные подспудные причины, гораздо более важные для понимания возникшей ситуа­ции, чем то, что было лишь их внешним проявлением.

С помощью многочисленных интервьюеров и корреспондентов исследователи Центра Лазарсфельда собрали тысячи ответов, на основе которых проводились глубокие и разносторонние анализы феномена паники. Американские психологи посвятили этому фе­номену специальное исследование, которое легло в основу книги. В ней приводятся множество свидетельств тех, кто описывал как свое состояние и поведение, так и поведение других людей.

Мисс Фергусон, домохозяйка, штат Нью-Джерси:

Слушая радио, я поняла, что происходит что-то ужасное, я была очень сильно напугана, хотя точно не знала, что именно происходило. Не хотелось верить, что настал конец света. Я зна­ла, что, когда придет конец света, все произойдет очень быстро — но тогда зачем Бог связался с дикторами радио?.. Когда нам было сказано, чтобы мы пошли по такому-то шоссе и поднима­лись на гору, дети начали плакать, и все решили, что пора ухо­дить. Мы взяли одеяла, а внучка хотела взять с собой кошку и канарейку... Мы были уже во дворе, когда прибежал соседский мальчик и сказать, что это была радиопьеса...

Миссис Деланей, католичка из пригорода Нью-Йорка, сооб­щает, что она слушала передачу и не могла оторваться от радио­приемника:

Никогда прежде я не слушала радио с таким вниманием, как в этот раз. Я держала в руке Библию и молилась, глядя в открытое окно в надежде увидеть падающий метеор. Я решила, что как только почувствую малейший запах газа, тут же закрою окно м замажу его водонепроницаемым цементом или еще чем-нибудь Я решила оставаться дома, полагая, что я не задохнусь от газа Когда же сообщили, что чудовища вброд пересекают Гудзон и идут на Нью-Йорк, я решила взобраться на крышу, чтобы по смотреть на них, но... не могла отойти от радио, сообщавшего о разворачивающихся событиях.

Хелен Энтони, ученица старших классов из Пенсильвании:

Я всех спрашивала, что же нам делать? Что мы можем сделать вообще? И какая теперь разница, делать что-либо или не делать, если мы так скоро погибнем? Я была в полной истерике... Обе мои подруги и я — все мы горько плакали, обнявшись, все нам казалось бессмысленным перед лицом смерти. Было ужасно осознавать, что мы умрем в таком молодом возрасте... Я была уверена, что настал конец света...

Матери бросались спасать своих детей.

Меня беспрестанно трясло от страха, — пишет одна из них. — Я вытаскивала чемоданы, ставила их обратно, снова начинала упаковываться, но не знала, что брать. Нашла детские вещи, ста­ла одевать ребенка, завернула его. Все соседи уже выбегали ич дома, кроме верхнего -жильца. Тогда я кинулась к нему, забара­банила в его дверь, Он закутал своих детей в одеяла, я подхвати -ла его третьего ребенка, мой муж взял нашего, и мы все вместе выбежали наружу. Я не знаю почему, но я хотела взять с собой хлеба, потому что деньги есть не будешь, а хлеб необходим....

Студент колледжа вместе с однокурсником ехал в своей ма­шине, когда услышал о том, что Пирсон сгорел и что ядовитый газ расползается по всему штату в северном направлении. Сту­денты, увеличив до предела скорость, поехали туда:

Я думал только о том, чтобы не задохнуться от газа и не сго­реть заживо...Мой товарищ все время молился и плакал. Я по­нял, что все наши погибли, но больше всего меня потрясло, что, видимо, вся человеческая раса будет сметена, — эта мысль каза­лась мне особенно важной, важнее даже того, что и мы должны вот-вот умереть. Казалось ужасным, что все, созданное упорным трудом людей, должно исчезнуть навсегда. Диктор продолжал свои репортажи, и все казалось вполне реальным...

Сильвия Холмс, негритянка из Ньюарка:

Когда по радио предложили надеть противогазы, я чуть с ума не сошла... Решила срочно ехать домой, чтобы умирать вместе с мужем и племянником. На остановке автобуса всех спрашивала: «Кто знает, Нью-Джерси полностью разрушен немцами? Так го­ворят по радио...». Я была просто потрясена, я помнила, что Гитлеру не понравилась телеграмма, посланная ему президентом Рузвельтом пару недель тому назад...

Житель маленького городка Среднего Запада Джозеф Хэнд-ли: «Эта воскресная передача повергла всю мою семью на коле­ни. Все от страха стали молиться Богу и считали, что это по­следняя в их жизни молитва. То был серьезный урок для нас. Мать выбежала на улицу, чтобы посмотреть на Марс. Отец, че­ловек скептичный, его обычно трудно в чем-либо убедить, но тут он тоже поверил. Брат Джо был очень взволнован, хотя и сдер­живался. Сестру вырвало от страха...Я уже не помню, что именно делал сам, но помню, что истово, как никогда прежде, молился Богу».

Джордж Бэйтс, неквалифицированный рабочий из штата Массачусетс, потратил свои сбережения, купив билет на поезд, чтобы скорее уехать. Узнав о проводившемся исследовании, он написал социологам:

Я подумал тогда, что лучше всего уехать из города, поэтому взял свои 3,25 долларов и купил на них билет. Отъехав около 60 миль, я понял, что это была радиопьеса. Теперь у меня нет денег, от­ложенных на туфли. Не сможет ли мне кто-нибудь прислать черные туфли? Размер 9-В»

Итак, монстры паники. Надо ли ей поддаваться? С юности помню замечательный рассказ, но сейчас вряд ли смогу назвать ав­тора. Люди оказались под обломками здания. Кое-кто начал уже причитать. И вдруг в тишине и мраке раздался чей-то уверенный голос. Один из пострадавших сказал: «Я был подводником и смогу, постукивая по трубе, вызвать спасателей». Среди жертв воцарилось спокойствие. А невидимый в темноте подводник стал посылать сигналы. Всем суждено было просидеть в развалинах несколько дней, но люди не падали духом. Ведь среди них был опытный чело­век, который предотвратил панику.

Когда же, наконец, пришли спасатели, оказалось, что никакого подводника среди пострадавших нет. А тот, кто предостерег и спас людей, оказался простым водопроводчиком.

Еще одна история из прошлого. В студенческие годы мы отпра­вились в горный поход. Однажды один из студентов сорвался с тропы и повис над пропастью. Казалось, еще секунда, и он упадет в бездну. Все ужасно растерялись. Сохранил спокойствие только он сам, страдалец. Его спокойный голос отрезвил нас. Прекратила i, паника, мы делали все, что наказывал пострадавший, ровным, тихим голосом. В итоге спасли не только его, но и всех, кто мог, пол давшись панике, совершить массу безрассудных поступков.

Стандарты мышления

Сколько же человек тогда и в каких именно штатах слушали радио? Социологи получили ответ — 6 миллионов, и преимуществен но в западных штатах. Перед исследователями стоит задача объяс нить причины столь массового испуга? Как может нормальный чела век перепутывать выдумку и — реальность! Никогда после не про водилось столь разностороннее исследование и поэтому можно со слаться на его результаты.

Конечно, не следует игнорировать особенности самой радиопередачи: с чисто драматической точки зрения, радиоспектакль был исполнен талантливо. Необычайный реализм его, по мнению уче­ных, объясняется прежде всего тем, что с самого начала его авторы опирались на существующие стандарты мышления слушателей. Пол стандартами мышления имеется в виду тот «ментальный контекст», или концептуальный аппарат, который служит для человека осно­ванием при интерпретации событий.

Передача была, по показаниям свидетелей, настолько реали­стичной, что с первых же минут в нее поверили даже очень опытные и информированные слушатели. При этом нельзя было упускать из виду и то обстоятельство, что в чисто драматическом отношении передача была подготовлена блестяще.

Например, использовался такой прием. В Нью-Йорке в это вре­мя проходили гастроли знаменитого дирижера Романа Ракелло с оркестром, и трансляция этого реального события создавала ощу­щение реальности выдуманных событий. И когда диктор объявил, прерывая передачу действительно проходившего концерта: «Мы прерываем концерт, чтобы передать специальный выпуск «Межконтинентальных радиоизвестий», то в этой ситуации слова «межкон­тинентальные известия» не вызывали подозрения, критическое от ношение к передаче таким путем заметно снижалось.

Когда в дальнейшем концерт снова прерывался сообщением о том, что «Правительственный метеорологический комитет» извеща­ет о падении в штате Нью-Джерси огромного огненного предмета, похожего на метеорит, то реальность последующих репортажей «с места событий» у многих не вызывала сомнений.

Те, кто был сильно испуган, говорили, что они обычно всегда доверяли радио и были убеждены, что оно должно использоваться для передачи- подобных важных событий.

Большое значение имело то, кто именно делает сообщение, его престиж и авторитет у слушателей. В данном случае упоминались имена профессоров — астрономов из разных университетов страны. Псе имена были вымышленными, однако сообщение о том, что это ученые, астрономы, эксперты, убеждало, придавало оттенок еще Польшей реальности изображавшимся событиям.

Если вам нужно предотвратить панику, доверьте передачу со­общений известным и авторитетным людям

Когда ситуация требовала организованных действий, снова по­являлись авторитетные лица — генерал Монтгомери Смидт, воз­главлявший полицию в городке Трентон, госсекретарь по обороне США, которые описывали обстановку, давали приказы об эвакуа­ции, призывали к спокойствию, к исполнению долга. При этом имени госсекретаря не называли, а имя генерала из небольшого городка не было особенно широко известно. Однако авторитет представителей власти имел большее значение, чем их реальные имена. Использование режиссером такого ловкого приема, как ви­дим, дало громадный эффект.

Слушатели признавались: «Я сразу поверил радиопередаче, как только услышал о том, что говорили профессор из Принстона и официальные лица из Вашингтона». «Я понял, что опасность ре­альна и серьезна, когда услышал выступление военных и госсекре­таря США по обороне». «Когда столько ученых-астрономов видели взрывы, я не мог не поверить, что это было реально. Они-то долж­ны были знать правду».

Большое впечатление на слушателей произвели названия дейст­вительно существующих маленьких городков штата Нью-Джерси, которые многим были хорошо знакомы, как и названия известных улиц, дорог, шоссе... Замешательство слушателей усиливалось с увеличением замешательства у якобы очевидцев событий, когда, например, ученый был потрясен проявлениями чрезвычайного ин­теллекта у марсиан, то простой смертный не мог не поверить в это. При этом никакого объяснения событий не давалось.

Смирение и беспомощность в голосе госсекретаря призывавше­го надеяться на Бога, также не стимулировали к активным действи­ям. Никакие «стандарты мышления» не помогли многим понять суть быстро развивающихся событий. Паника была неизбежной, утверждают ученые.

Можно было, наверное, понять тех, кто испугался, включив радио не в начале передачи, когда был объявлен спектакль. Однако было множество слушателей, кто включил приемник с самого нача­ла, но тем не менее был сильно напуган. Опрос показал, что такие радиослушатели были убеждены, что радиопьеса, как и концерн прерывались репортажами о реальных событиях.

По результатам опроса радиослушатели были разделены на четыре типа по их способности контролировать свои действия:

люди, проявившие способность к внутреннему контролю;

люди, проявившие способность к внешнему контролю им своим поведением;

люди, не способные к внешнему контролю;

люди, полностью парализованные страхом.

Около трети людей оказалось неспособными предпринимать какие-либо действия, находились в шоке. Только пятая часть попыталась понять по содержанию пьесы, правда это или нет. Исследования выявили и такой интересный феномен: среди тех, кто получил дополнительную информацию о радиопередаче, только поло вина сумела разобраться, что это радиопьеса, а другая половина лишь укрепилась в своих заблуждениях.

Всем известно, что когда человек очень взволнован, встревожен или напуган, то он редко поступает более разумно, чем в состоянии спокойствия. Только специально натренированный боксер удерживается на ногах, несмотря на сокрушительные удары противника. Только очень опытный летчик-испытатель умеет сохранить самообладание, когда во время полета начинается гроза, а хороший солям i выполняет приказ, несмотря на смертельную опасность. В обыденной жизни встревоженный человек чаще всего совершает нелепые ошибки.

Исследования привели ученых к следующему выводу: люди, сумевшие контролировать себя и способные искать и получать дополнительную информацию о событиях, фактически сохранили спокойствие, а те, кто не сумел проконтролировать ситуацию, кто был вообще не способен к каким-либо поступкам, — были глубоко взволнованы. При этом не имела большого значения степень испуга, было выявлено главное — связь между испугом и поведением человека.

Степень критичности

Однако затем встал и такой вопрос: почему среди тех, кто включил приемник не в начале передачи, кто не слышал объявле­ния о спектакле, были такие, кто не испугался? Какие из всех пси­хологических качеств и особенностей человека способствуют осоз­нанию панической ситуации? Конечно, здесь можно назвать ощу­щение краха, подавленность, интроверсию, эгоцентризм и множе­ство других нюансов, важных с психологической точки зрения. Но мимика все-таки возникла из-за ошибок в мышлении, которые мы хотели бы понять и которые могли бы помочь слушателям правильно оценить обстановку.

Изучая этот, круг вопросов, исследователи пришли к выводу, что для адекватной, правильной оценки ситуации большое значе­ние имеет способность критически осмысливать ситуацию или ин­формацию, не принимать ее на веру. Эта способность в человеке развивается не в последнюю очередь благодаря образованию. Срав­нивались люди с разным уровнем образования и разным экономи­ческим статусом. Вывод один: люди низкого, среднего и высокого экономического достатка вели себя одинаково при более высоком уровне интеллекта. Имел значение также и возраст: более молодые чаще оказывались и более интеллектуальными; именно эта катего­рия слушателей больше других оказалась способной понять, что передавался спектакль. Люди с низким экономическим положением и люди менее образованные, как правило, воспринимали пьесу в качестве репортажа о реальных событиях. Однако большое значе­ние имел образовательный уровень: независимо от экономического положения менее образованные ошибались чаще.

Эти выводы авторы стремились сделать еще более точными, считая, что и образование не всегда срабатывало: две трети из тех, кто сумел понять, что передавали спектакль, оказались выпускни­ками вышей школы и половина из тех, кто не сумел понять этого или проверить информацию, оказались люди с высшим образова­нием.

И тем не менее высокая степень критически осмысливать си­туацию присуща людям с высоким уровнем интеллекта. И даже та­кой вывод не удовлетворил ученых окончательно. Они задались во­просом: почему же образованные люди значительно чаще, чем не­образованные, могли понять, что это был спектакль? Большинство из них считало, что все это было слишком фантастичным для прав­ды. При этом они опирались на определенные стандарты мышле­ния, которые, по их мнению, были неопровержимыми.

«Я одновременно и верил, и не верил», — говорил один из оп­рошенных. «Какие-то факты в передаче казались мне вполне воз­можными. Но как только я услышал о чудовищах и их щупальцах — я тут же перестал верить».

«Все, что описывалось, сначала казалось допустимым, но когда стали передавать, что полезли чудовища — это уже воспринималось как фантастика, и мы поняли, что это рассказ».

Часть образованных слушателей владела специальными знания­ми, чтобы правильно воспринять передачу. Кто-то читал роман Герберта Уэллса, кто-то помнил артиста и драматурга Орсона Уэллса, который играл профессора Пирсона. Были и такие, кто это наверняка, что в данном штате вообще нет такого количества вооруженных сил. Кто-то ехал как раз по этим местам, о которых был рассказ, но никаких признаков катастрофы не обнаружил. Все это, по мнению ученых, должно свидетельствовать о том, что способность к критическому восприятию зависит либо вообще от умения отличать правду от неправды, либо от владения специальной информацией, которая считается достаточно надежной, чтобы на нее опираться.

Как вели себя в данной ситуации люди с высоким уровнем образованности?

Выглядывали на улицу.

Крутили ручку приемника, искали другие станции.

Звонили друзьям.

Проверяли радиопрограмму по газетам.

Самым характерным для данной группы людей было последнее обращаться к газетам и проверять радиопрограмму. Этот факт, по мнению ученых, особенно характеризует их способность к критическому анализу обстановки: тут, по-видимому, подключаются особые психологические процессы и даже целая комбинация их, считают они.

У человека может быть предрасположенность сомневаться и информации, пока он сам ее не проверит и не убедится в ее правдивости, опираясь либо на имеющиеся у него знания, либо на внутреннее доверие к этой информации. Если же человек не спосо­бен ставить факты под сомнение, у него может оказаться достаточ­но знаний, помогающих правильно понять противоречивость полу­ченной информации.

Однако способность к критическому анализу была не едина венной причиной, помогавшей интеллектуальной части слушателей правильно разобраться в ситуации, когда большинство впало в па­нику. Эта способность, умение быстро понять ситуацию характери­зовали людей с более высоким образовательным статусом, хотя были и исключения. Например, молодой выпускник вуза был силь­но напуган, он не сообразил даже переключить приемник на дру­гую станцию для проверки ситуации. При опросе этого выпускни­ка социологи обнаружили следующие его свойства: он практически не читал книг, журналов, газет, по радио слушал только танцеваль­ную легкую музыку. Примеров с такими людьми, которые фор­мально окончили высшие учебные заведения, а на деле оказались малообразованными субъектами со слаборазвитой способностью критически мыслить, было достаточно.

Итак, с точки зрения исследователей, среди всех наиболее важ­ных психологических качеств человека именно способность крити­чески мыслить, критически анализировать является наиболее важ­ной, чтобы в состоянии всеобщей паники человек сохранил само­обладание. И тем не менее ученые отмечают, что эта способность не может застраховать человека от паники окончательно, потому что он может оказаться в такой ситуации, которая существенно снизит его способность критически мыслить.

Выделяются два типа ситуаций: при одном типе главную роль играют личностные особенности человека, при другой — та обстановка, в которой радиослушатель подключился к передаче.

Почему люди, окончившие одни и те же вузы, обладающие одинаково развитыми аналитическими и критическими способно­стями, порой поступают диаметрально противоположно? Эти со­храняют самообладание, те теряют голову. В последнем случае, по мнению исследователей, верх берут менее интеллектуальные черты личности, которые подрывают критическую способность человека.

Для проверки подобных гипотез ученые применяли многочис­ленные тесты, но наиболее адекватной и реалистичной авторы ис­следования считают методику американского социолога Поля Лашрсфельда (1901—1976), лучше других помогающую понять причину паники. По этой методике главное внимание уделялось исследова­нию личностных характеристик людей, поддавшихся панике. Под­робно изучался интуитивный процесс, процесс возникновения впечатлений у людей. С ее помощью были выявлены следующие семь типов наиболее характерных особенностей у тех, кто поддался па­нике:

повышенное чувство опасности — социальной, экономической, психологической;

чувство страха — люди часто испытывают разные типы страха: страх смерти, страх войны, боязнь вь1соты' боязнь пересечь улицу, боязнь воды, шума, страх остаться в одиночестве дома, страх перед лестницей и т.д.;

высокая степень тревоги;

неуверенность в себе;

фатализм;

вера в конец света;

вера в Бога как в высшую силу, управляющую судьбами людей.

Все эти психологические особенности в значительной степени определяли склонность людей к панике. Так же, как уровень об­разованности, они определенным образом влияли на реакцию людей на данную радиопередачу. Особый тип чувствительности человека вызывал и особый тип реакции. Он является характерной чертой психологического портрета личности.

Исследования показали, что люди менее чувствительные, мет, возбудимые смогли лучше ориентироваться в опасной обстановке. Отсюда сделан вывод: психологические особенности личности играют более важную роль, чем уровень ее образованности. При объяснении феномена паники такая особенность личности, как уровень эмоциональной возбудимости, является существенным фактором.

Даже высокоразвитая способность человека критически мыс лить может оказаться бесполезной, если его эмоциональная возбудимость окажется настолько сильной, что помешает проявиться интеллектуальным способностям. В критических ситуациях огромная опасность, грозящая человеку или его близким, может настолько сильно возбудить его эмоциональную сферу, что его интеллектуальные способности не успеют подключиться.

В ходе изучения психологических, социальных, социально-психологических причин паники было обнаружено, что на поведе­ние людей большое влияние оказывают самые разнообразные при чины, условия, в которых они оказывались. Нельзя было обнаружить одну определенную причину. Неразвитая способность критически мыслить, психологические и эмоциональные особенности людей приводили к тому, что они были более подвержены страху, панике, больше верили в разные чудеса.

У некоторых людей существуют строго определенные стандарты мышления, которые способствуют тому, что любая информация воспринимается ими как правда. Глубоко религиозные люди веря i в том, что все происходящее — будь то нашествие с Марса, гибель людей и т.д. — «есть воля Бога». Другие под влиянием информации о начавшейся войне готовы поверить в нашествие любой враждебной силы — японцев, Гитлера, марсиан...

У части людей вообще нет стандартов мышления либо они ложны, и поэтому такие люди не могут найти нужного ответа на новую информацию или незнакомую ситуацию.

Недостаток информации, знаний, как и формальное образование, пишут авторы исследования, не способствует формированию у людей достаточно обобщенных стандартов мышления, которые могли бы им помочь ориентироваться в сложных социальных явлениях и ситуациях их жизни.

Авторы исследования высказывают убеждение в том, что строп мыслей людей, стандарты их суждений глубоко коренятся в харак­тере культуры, в контексте которой они живут. Именно социальная среда формирует стандарты суждений, стандарты мышления. На этой основе ученые делают вывод, что социальный климат в США осенью 1938 г. был особенно благоприятен для распространения паники, если сравнить его с 20-ми годами прошлого столетия или с «золотым» XIX веком.

Социально-экономическая ситуация в стране в это время дейст­вительно была напряженной. Длительный экономический спад, от­сутствие уверенности в завтрашнем дне, безусловно, влияли на психологическое состояние людей. Депрессия длилась уже десять лет, многие остались безработными. Что будет дальше — никто не знал. Таинственное нашествие с другой планеты соответствовало непредсказуемости событий этого десятилетия в жизни страны.

Отсутствие авторитетного мнения о возможности наступления стабильности в экономической и политической жизни нарушало у многих людей чувство психологического равновесия, заставляло их искать какие-нибудь надежные стандарты суждения — способы объяснения происходящего, когда и в собственной стране и во всем мире происходили события, на которые люди не только не могли оказывать влияния, но зачастую не могли их даже понять.

Шла война. Сложные идеологические, классовые и националь­ные противоречия вели к кризисам. Обстановка везде была весьма серьезной и мучительно сложной для понимания. И тут — сооб­щение по радио о нашествии с Марса. Это тоже невозможно было осознать — существовавшие у многих стандарты мышления не по­могли...

Как правило, легче поддаются внушению и верят во все, что ус­лышат, люди, не имеющие никаких стандартов мышления. Следо­вательно, среди тех, кто принял передачу за правду, выделяются люди, у которых:

мыслительные стандарты полностью совпадали со стандартами самой передачи;

стандарты мышления были ложными и мешали понять правду;

вообще отсутствовали стандарты мышления, поэтому они верили авторитету радио и вообще любой информации.

Таким образом, исследования показали, что для возникновения паники большое значение имели описанные выше психологические и интеллектуальные особенности людей, но не менее важную роль играла и обстановка в стране и в мире в целом.

Когда культура является стабильной, находится в состоянии равновесия, то это означает, что система ценностей и система норм данной культуры вполне соответствуют друг другу. Одновременно это означает, что система ценностей служит надежным ориентиром в сложном мире, в котором люди живут, что она помогает им удовлетворять их потребности. Однако это идеальная модель. Чаще ни го для большинства культур характерны настроения беспокойства. неудовлетворенности, разочарования, невозможности удовлетворим, потребности людей, потому что если не для всех, то для какой части населения нормы данной культуры не дают возможности удовлетворить ни физические, ни психологические потребности. Поэтому система ценностей отдельных людей либо не соответствую принятым в данном обществе нормам, либо не дает человеку возможность понять, почему он не удовлетворен жизнью и вообще как ему быть.

В то время, когда произошла паника из-за радиопередачи, для многих людей была характерна растерянность, непонимание многих событий в стране и в мире. Со времени Великой депрессии 1929г. множество людей не были уверены, что они когда-нибудь окажуться в состоянии экономической стабильности, защищенности. Сложность финансового положения страны, противоречивость экономических и политических программ, выдвинутых «специалистами угроза фашизма и коммунизма, длительная безработица многих миллионов американцев, как и другие особенности жизни страны и тот период, создали такую ситуацию, которую большинство не по нимало и на которую не могло ни повлиять, ни изменить ее, хотя многие события непосредственно касались жизни этих людей. Психологические последствия такого состояния — рождение глубокого страха и душевной нестабильности.

Американский институт общественного мнения задавал людям следующий вопрос: если вы потеряете место, сколько времени вы сможете прожить в состоянии безработицы? Ответы показали, что больше половины населения страны на такой случай материально не обеспечены. Однако их представление о собственном экономическом статусе оказалось неверным: только 6 % из них считали себя принадлежащими к низшим социально-экономическим слоям об­щества.

Опросы, связанные с радиопередачей, выявили, что непонима­ние экономической, политической и социальной ситуации у людей явилось также и причиной их неспособности отличить спектакль от реальности. Чаще всего оказывалось, что для более бедных людей характерны ложные стандарты суждений, независимо от уровня их образованности.

На вопрос интервьюеров: «Какие катастрофы могут угрожать американскому народу?» — 3/4 из группы испугавшихся и 1/2 из группы неиспугавшихся ответили: война и революция. Среди испу­гавшихся многие постоянно с ужасом думали о войне.

Исследователи отмечали и такой любопытный факт: среди ис­пугавшихся были и такие люди, которых известие о нашествии марсиан ввергло в радостное состояние, потому что это событие (объединяло их с другими, они получали возможность вместе со всеми бороться за все то, что они боролись в одиночку, — за свои права, за привилегии, за идеи. Были и такие, которые радовались, что погибнут все вместе... Хотя таких примеров немного, но они, мо мнению ученых, служат «зеркалом нашего времени»: такого не могло быть в обществе зрелой демократии, где каждый играет зна­чительную социальную роль, где каждому гарантировано, матери­альное благополучие — еда, кров. То есть передача о нашествии марсиан не могла вызвать панику в обществе, где люди имели более высокий уровень образования, где у них была работа, удовлетворяющая их.

Исследователи задавались и такими вопросами: почему испу­гавшиеся впадали в истерику, начинали рьяно молиться, звонить по телефону, мчаться на огромной скорости на машине, почему люди начинали плакать, будить спавших детей, убегать из дома? Почему из множества моделей поведения люди избрали «наиболее бесполезные» и ничего не делали, чтобы ликвидировать причину кризи­са? Дело в том, считают ученые, что когда гибнут главные ценно­сти в жизни человека, то он не видит смысла жить дальше, потому что эти ценности — часть его самого. Патриот скорее умрет, чем допустит, чтобы разгромили его страну, мученик за идею скорее сгорит на костре, чем отступится от идеи, а революционер перене­сет все тяжкие страдания, но не предаст свои мечты о новом соци­альном порядке.

Необычное поведение людей в связи с радиопередачей было связано с угрозой их главным ценностям, ставшим частью челове­ческого «я», люди ощутили свое полное бессилие справиться с «марсианами». Под угрозой оказались все главные ценности. Избе­жать паники в такой ситуации было невозможно, заключают иссле­дователи.

Когда же наконец правда была восстановлена, многие еще дол­го не могли успокоиться. Интерес к событию не утихал даже долгое время спустя.

В заключение авторы книги пишут, что, по данным исследова­ний, корни паники коренятся глубже — они и в особенностях дан­ной культуры, и в личностных характеристиках человека. Однако, по их мнению, выводы будут неверны, если не ответить на вопрос о социальном значении паники, поскольку в ней отражаются наибо­лее существенные противоречия культуры.

Паника оказалась особым заболеванием «социального тела». Ус­тановив диагноз этого «заболевания», необходимо также ответить на вопрос о том, как его преодолеть и исключить панику из жизни общества.

По-видимому, невозможно объяснить масштабы паники только тем, что передачу слушали преимущественно более бедные люди с невысоким уровнем образования. Больше оснований считать, что страх и тревога, выявленные паникой, скрыто присутствуют у гро­мадного большинства населения, а не только у тех, кто слушал в тот вечер радиопередачу и поддался страху. Исследования показали, что большую роль в возникновении паники сыграл ужас перс i страной, который усилился в стране летом и осенью 1938 г.

И тем не менее исследователи подчеркивают главенствующую роль в эмоционально-психической нестабильности, облегчающие панику, тех социально-экономических условий жизни, которые вы пали на долю американцев — все это: и затянувшаяся безработица, и низкие доходы большинства семей американцев, и неуверенность в завтрашнем дне. Большинство живущих в таких условиях, не обеспеченных материально, обычно оказываются и лишенными образования и других социальных привилегий.

Если человек долгое время живет в обстановке неуверенности, непонимания причин своего состояния, то возникают условия дли рождения чувства страха, усиливается психическая напряженность. Такие люди легко поддаются внушению. Вся методика манипуля­ции сознанием и психикой, которой пользовался Гитлер, свиде­тельствует о том, какое большое значение он придавал умению ус­покоить встревоженных людей. Если же они были недостаточно встревожены, то соответствующие механизмы пропаганды всегда могли поднять градус тревоги на нужную высоту...

Маловероятно, что люди были полностью невосприимчивы к пропаганде войны и диктатуры, пока экономические и идеологиче­ские причины порождают войны и диктатуру. Точно так же нет оснований рассчитывать, отмечают исследователи, на то, что боль­шинство людей можно полностью оградить от панических ситуа­ций, пока существуют причины для страха.

В канун Второй мировой войны психологи, столкнувшиеся с чудовищами, которые живут внутри нас, еще надеялись на ресурсы психотерапии: можно, вероятно, освободить человека от навязчи­вых фантазий, от излишней эмоциональности, вразумить относи­тельно неоправданности тревоги.

Понятие выживания

«Выживание — это совокупность естественных процессов и ре­акций организма и произвольных действий индивида, делающих возможным продолжение его жизни в условиях, в которых он ока­зался, — как по зависящим, так и по не зависящим от него причинам. Здесь важно различать повседневные, изо дня в день повторяющиеся и практически одинаковые для всех членов одного общества ситуации (совокупности условий и факторов), и особые, выходящие ш пределы повседневности, в которых может оказаться каждый, но оказываются далеко не все»1.

Окажите помощь пострадавшим. Захваченные случившимся, люди в первую очередь думают только о своем спасении. Но их судь­ба зависит от того, как поведут себя другие. Дух солидарности — ве­ликий спаситель. Напомню кадры из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека». Бойцы попали в плен к немцам, их разместили в церкви. Кругом стоны, страх, всеобщее замешательство. Врач, слу­чайно поставивший на место вывихнутый сустав у соседа, неожидан­но осознает, что его помощь может оказаться нужной и другим лю­дям, и обращается ко всем, кому нужен врач. Помните, что своевре­менно оказанная медицинская помощь позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия — телесные и душевные.

Используйте все средства связи для оповещения о бедствии. Большинство людей, потерпевших аварию или катастрофу, впадают в ступор. Они полагают, что их обязательно должны спасти, по­скольку нередко регрессируют на инфантильные стадии психиче­ского развития. Взрослый, плачет как ребенок, но пытается вос­пользоваться сотовым телефоном или другими средствами для того, чтобы известить о бедствии не только родных, но и тех, кто дейст­вительно обязан своевременно придти на помощь. Включите ра­дио, телевизор или другие средства общения. Известно, что в 1938 г. возникла паника, вызванная радиопостановкой «Война миров». Ог­ромное число людей восприняли радиоспектакль как информацию о подлинных событиях. Когда позже психологи пытались понять, как возникло такое массовое замешательство, то выяснилось, что люди могли понять абсурдность своей паники, если бы взяли из ящика газеты, в которых ни о каком марсианском нашествии не было и речи.

Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, медицинских работников, общественных лидеров. В условиях сумяти­цы действия отдельных людей могут показаться вам абсурдными, несвоевременными. Однако специалисты на самом деле владеют информацией, имеют нужные навыки. Не время обсуждать с ними правомерность тех или иных действий. На месте катастрофы долж­на господствовать полная дисциплина.

Слово «психопатология» — это не только синоним «болезни» с медицинской точки зрения и не «грех» с точки зрения религии.

Эти понятия затушевывают наше представление о том, что могла бы выразить психика через свою патологию, они не позволяют признать, что патологизация — одно из характерных проявлений души. А между тем анализ составных частей слова «психопатоло­гия» выявляет его изначальное значение: смысл (logos) страданий (pathos) души (psyhe). Греческое слово pathos означает способность приходить в движение или двигаться; по своей сути это «нечто происходящее». Pathos и страдания — не обязательно одно и то же, но страданием может быть одно из движений души. Джеймс Хиллман искусно перевернул это в «выстраданный душой смысл» По­средством своей «психопатологии» душа говорит о своем состоянии и, возможно, о своих намерениях через симптомы, сновидения, фантазии и поведение; она делает это и в индивидуальном, и в со­циальном контексте.

В момент катастрофы людям трудно сохранить самообладание. Представим себе ситуацию в Беслане. Сколько пленников, школьников, родителей, учеников? Каков процент жертв? Выбрасывают цифры. Все ложные. Обезумевшая толпа несется через экран, ничего не понимая; растерянные родители не знают, живы ли их дети, дети ничего не знают о родителях, официальные лица нагло лгут, солдаты стреляют из огнеметов, из ручных пулеметов... по битком набитой школе.

Такого рода экстремальные ситуации стали привычными. «Мальчонка в сползающей на глаза каске, с желтой звездой на груди, подняв руки, выходит из какой-то дыры в варшавском гетто, объятая пламенем вьетнамская девчушка бежит от пожирающего с г напалма; далекие, но слишком похожие на людей точки выбрасываются из манхэттенских башен. Сегодня окровавленные и обезумевшие малыши в коротких штанишках пытаются спастись мел двух огней. Все эти свидетельства бездны будут преследовать меня до могилы»1.

За многие тысячелетия человеческая психика выработала немало механизмов, которые выполняют функцию психологической защити. Если бы этих механизмов не было, сознание человека не выдержал" бы предельных нагрузок. Однако благодаря этим возможностям, «человек способен вынести страшные испытания и сохранить себя. Ми данные механизмы не являются панацеей. Сами по себе они порой тоже таят опасные для человека состояния. Благодаря механизму сублимации депрессия может смениться ощущением радости. Но и состояние эйфории таит в себе возможность новых сумеречных

переживаний. Проективный механизм позволяет снизить безмерную тяжесть горя, но в то же время он способен направить разрушитель­ную энергию по иному, не всегда правомерному руслу. В условиях катастрофы человеку важно сохранить свою идентичность, иначе говоря, не потерять себя как личность. Но чудовищные события мо­гут породить в психике людей ложные образы самих себя. Вот поче­му психологу важно знать, как и в каких условиях действуют эти ме­ханизмы, каковы следствия их активности.

Литература

  1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. М., 2005.
  2. Гуревич П. С. Человек будущего: мифы и реальность. М, 1979.
  3. Глюксманн Андре. Философия ненависти. М., 2006.
  4. Каган Моисей. Метаморфозы бытия и небытия. Санкт-Петербург, 2006.
  5. Логос живого и герменевтика телесности. М., 2005.
  6. Страх. Страсти человеческие. Антология. М., 1998.

Вопросы для повторения

Объясните понятие «латентные тревоги».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Измерения в психологических исследованиях | Критерії оцінки завдань робочого зошита


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных