Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальное пространство и социальное время




Осуществление всякой социальной роли связано с определением некоторой ситуации, а эта ситуация включает в себя упорядоченное множество поведенческих ожиданий - то, что Гофман назвал "планом последующей совместной деятельности" (Гофман 1959, 12-13). Я полагаю, что повторяющиеся социальные ситуации являются сами по себе культурными формами, имеющими определенную дистрибуцию в социальном пространстве и в социальном времени. Я уже определял ситуацию как " культурную форму, состоящую в первую очередь из элементов взаимопониманий относительно размещения и распределения других культурных форм" (Бок 1962, 158). Иными словами, ситуация (как единица социальной структуры) рассматривается нами как своего рода четырехмерная карта, внутри которой помещены социальные роли. Например, сказать, что какая-то часть здания - классная комната, значит иметь в виду следующее: ожидается, что в течение некоторого социально определенного отрезка времени ("учебное время") внутри этого пространства будет происходить манифестация социальных ролей "учитель" и "ученик". Таким образом, манифестация социальных ролей (и других культурных форм) может быть также обусловлена единицами пространства и времени, в свою очередь определенными социально.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что "класс" (или любая другая социальная ситуация) обладает специфической внутренней структурой, определяемой в терминах социального пространства и социального времени, при этом ожидания варьируются в зависимости от подвидов классной комнаты и субпериодов классного времени. С другой стороны, взятый как целостная ситуация, "класс" обладает внешней дистрибуцией, распределяясь но параметрам социального времени (учебная неделя или семестр) и социального пространства (школьное здание или университетский городок) совершенно так же, как социальные роли распределяются по классам ролей.

Таким образом, получается, что если манифестация роли влечет за собой ситуацию, а ситуация включает в себя набор ролей, то мы имеем дело с определенным типом коррелятивных отношений между некоторой функциональной "ячейкой" ("slot") и классом ее "заполнителей" - явление, сходное с той единицей грамматической структуры, которую Пайк называет "тагмемой" (Пайк 1960, 121-122). Грамматические описания, использующие понятие тагмемы, стремятся - как и большинство дескриптивистских описаний фонологии и морфологии - быть линейными, по форме, а именно они представляют собой обязательное или факультативное размещение тагмем в рамках словосочетания, предложения или фразы, оформленное в виде нескольких формул, изоморфных временной последовательности этих единиц в речи (ср. Элсон и Пиккет 1962). Описания же социальной структуры должны относиться не только к линейным или циклическим последовательностям отношений между социальными ролями, но и к отношениям несукцессивным, или, шире, - пространственным.

Таким образом, основная дескриптивная модель (см. табл. 2), являющаяся результатом такого подхода, устанавливает обязательное или факультативное воплощение социальных ролей (и их вариантов) внутри некоторой матрицы ситуаций, ограниченной отрезком социального времени и сферой социального пространства. Такую матрицу ситуаций мы можем рассматривать либо с точки зрения ее внутренней структуры, подробным образом разбирая все значащие детали, либо с точки зрения ее внешней дистрибуции, связывая входящие в нее социальные роли, временные отрезки и сферы пространства с более широкими классами и единицами. При таком подходе могут быть предложены весьма экономичные методы описания структурного отношения данной ситуации (рассматриваемой как целое) к другим ситуациям, возникающим регулярно.

Таблица 2. Дескриптивная модель

Ситуация "класс" Время "занятие"
Пространство: классная комната Роли: + учитель + + ученик + ± практикант ±

+ обозначает обязательное присутствие

± обозначает факультативное присутствие






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных