Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






самостоятельной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Курс 1

Семестр 1

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

Воронеж, 2016


Составитель: Мистров Леонид Евгеньевич, д.т.н., доцент

___________ «___»___________2016 г.

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01«Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»).

Программа обсуждена на заседании кафедры

протокол № ___ «__» ________ 2016 г.

Зав. кафедрой Мишин Александр Владимирович, к.т.н., доцент

 

_____________ «___» ________ 2016 г.

 

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 2016 г.

 

©Российский государственный

университет правосудия, 2016

© Мистров Л.Е., 2016

 

 

Методические рекомендации по выполнению различных форм

самостоятельной работы

 

Изучение курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» призвано сформировать у магистров целостный взгляд на применение компьютерных технологий для сбора, обобщения и анализа социально-правовой информации в процессе деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению уголовных дел. Поэтому магистрам основное внимание необходимо сосредотачивать на изучении теоретических возможностей компьютерных технологий, которые положены в основу рассматриваемых учебных вопросов, и практическому овладению способами и приемами работы с ними. При этом следует иметь ввиду, что целью компьютерных технологий является не только обеспечение принятия решений на основе организации процессов поиска, сбора, хранения, обработки и обновления информации, но и организация массивов информации, отбор необходимой и достаточной, а также определение их потоков, обеспеченности своевременности информации для принятия решений на различных стадиях уголовного судебного процесса и создания условий безопасности работы и хранения информации.

Достижение целей дисциплины предполагает освоение магистрами теоретического материала во время самостоятельной работы на основе изучения методов и средств компьютерных технологий по работе с правовой информацией, учебной и научной литературой, а также уточнение и углубление полученных знаний в ходе практических занятий. Особое внимание магистрами должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения той или иной практической ситуации. При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить не только предложенную преподавателем дополнительную литературу по теме, но и просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВПО «РГУП».

На практических занятиях магистр получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Формы проведения занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки магистров.

На практических занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы магистров.

В случае пропуска практических занятий магистр должен по согласованию с преподавателем подготовить и сдать соответствующий материал темы.

Следует иметь в виду, что практические занятия, проводимые согласно приведённой тематике, носят инструктивно-методический характер и ориентированы на выработку у магистров репродуктивных умений и навыков.

При изучении тем, вынесенных на обсуждение на практическом занятии, необходимо предварительно изучить соответствующий материал. При этом целесообразно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их методические подходы для разрешения того или иного задания. Следует также обратиться к списку рекомендованных по соответствующей теме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации.

При решении задач необходимо детально проанализировать поставленный вопрос и дать обоснованную и обстоятельную оценку ответа. Ответы по конкретному вопросу должны быть обоснованы ссылками на соответствующую учебную или научную литературу.

Темы практических занятий, предусмотренные учебным планом и не рассматриваемые на занятиях, необходимо в обязательном порядке отработать самостоятельно.

При изучении курса особое место среди других видов занятий, предусмотренных учебным планом Российского государственного университета правосудия, составляет с амостоятельная работа магистров. Она представляется творческой деятельностью, результаты которой позволяют продемонстрировать не только уровень подготовки магистра, но и его индивидуальность, уровень интеллектуального развития, причем не только продемонстрировать, но и развить. Работа предполагает детальное изучение магистрами нормативных правовых актов, рекомендованной учебной и научной литературы по дисциплине. Именно самостоятельная работа позволяет закрепить и расширить полученные знания, так как необходимая информация усваивается в большем объеме лишь при затратах определенных усилий.

Основным и преимущественным видом самостоятельной работы магистров является их работа с рекомендованной литературой, направленной на освоение программы курса.

Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего семестра. Время для самостоятельной работы отводится каждым магистром, исходя из фактического уровня знаний, умений и навыков по курсу, но не менее 54 часа для очной и заочной форм обучения (по 3 - 4 часа еженедельно). При этом на разовое изучение учебного материала желательно выделять не менее одного часа.

К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, изучение дополнительной научной, учебной и методической литературы, подготовка рефератов по частным вопросам зачетного (контрольного) задания.

Для успешного усвоения данной дисциплины необходимо, прежде всего, самостоятельно изучить не выносимые на практические занятия темы из тематического плана, ознакомиться с содержанием изучаемых на практических занятиях тем в соответствующих разделах учебных пособий и нормативными источниками. Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на основные термины и понятия, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов, указанных в планах проведения занятия.

При подготовке к зачету следует изучить предложенные вопросы и попытаться ответить на каждый из них. При каком-либо затруднении необходимо внимательно изучить соответствующие разделы учебных пособий, вновь пытаясь сформулировать ответ на этот же вопрос.

Если какие-либо термины и темы вызывают затруднение при их самостоятельном изучении, то целесообразно обращаться за консультациями и разъяснениями к преподавателям кафедры.

Следует отметить, что подготовка к практическим занятиям и зачету может потребовать достаточно много времени, поэтому данный вид деятельности необходимо планировать заблаговременно.

Самостоятельная работа магистров имеет цель закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), программного обеспечения (деловых игр), ресурсов сети Интернет, дополнительной литературы, а также выполнение практических заданий, подготовку к предстоящим занятиям и зачету.

Самостоятельная работа магистров включает:

– подготовку к практическим занятиям;

– изучение дополнительной литературы по разделам, указанным преподавателем;

– решение типовых практических задач по заданию преподавателя;

– непосредственную подготовку к зачету.

Содержание материалов для самостоятельной работы соответствует учебной программе изучаемой дисциплины.

Задачи проведения самостоятельной работы:

– сформировать желание, выработать навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять полученные знания;

– использовать приемы анализа полученной информации для обоснования рациональных решений практических заданий;

– выработать у магистров умение выбирать наиболее предпочтительные методы работы с информацией для достижения поставленных целей.

Этапы проведения самостоятельной работы магистров включают:

– самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал по выбранной теме;

– изучить литературу, справочные, учебные и научные источники по теме занятий;

– уточнить основные понятия по изучаемой теме;

– делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по рассматриваемому учебному вопросу;

– развивать умение четко и ясно устно излагать свои мысли при обосновании решений учебной задачи.

Самостоятельная работа способствует формированию у магистров основ системного мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по применению возможных методов и средств компьютерных технологий к объективному и обоснованному подходу к их анализу и выбору.

Важнейшим элементом самостоятельной работы является умение работать с учебной литературой. Подготовка к практическим занятиям, зачету, выполнение зачетного (контрольного) задания предполагает изучение имеющихся в конкретной области учебных и научных публикаций. Поэтому магистр для достижения максимально эффекта от самостоятельной работы с учебным материалом должен:

– на первом этапе понять, о чем говорится в учебном пособии или методической разработке. Для этого необходимо вначале просто просмотреть текст – результатом такого беглого просмотра материала должно стать общее представление о его содержании;

– на втором этапе освоения необходимой информации основная задача магистра состоит максимально разобраться в изложенном учебно-методическом материале. Для этого необходимо внимательно просмотреть источник информации вновь, тщательно разбирая каждый вопрос. Главное – не пропускать информацию, откладывая ее разбор на будущее;

– на третьем этапе магистр должен суметь систематизировать полученные знания и привести их в строгое соответствие с вопросами, которые будут рассмотрены на практическом занятии. Для этого желательно вслух попытаться отвечать как на теоретические вопросы, так и практические вопросы по разработке различного рода правовых документов, таблиц, схем, графиков или проведения расчетов. Сначала – без помощи учебного пособия или методической разработки, затем, если качественный ответ не получается, – с их помощью. Результатом этапа является уверенность ответа на любой теоретический вопрос или практическое выполнение того или иного частного задания;

– на четвертом этапе осуществляется окончательное закрепление полученных знаний. Учебное пособие на этом этапе уже не потребуется. Следует попытаться еще раз ответить на вопросы, но несколько в другой форме. Прочитайте вопрос и вспомните, про что следует рассказать при ответе на него, то есть мысленно составьте примерный план ответа.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение практического занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение магистрами поставленных учебных задач. Метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистров знания по изучаемой и смежным учебным дисциплинам. При подготовке к рассматриваемому виду практических занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационно-поисковых и справочно-правовых систем, а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП». Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистр должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане практического занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование магистрами заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее разрешении.

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных магистром теоретических знаний и навыков к их практическому применению в конкретных ситуациях. Подготовка магистров к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение практических примеров, выявление проблемных ситуаций, а также методическое обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одного практического задания, обозначенной в предлагаемой ситуации.

Метод «мозгового штурма» стимулирует магистров быстрому генерированию как можно большего варианта решения задачи, требующих развитого логического мышления. Данная форма интерактивного занятия предполагает не просто демонстрацию знаний по теме, но и способности и возможности показать интуицию мышления, его вариативность и нестандартность, креативную природу.

По согласованию с преподавателем магистр может подготовить реферат по одному из зачетных вопросов изучаемой темы и доложить его на практическом занятии. Примерный перечень тем вопросов для реферата содержится в рабочей программе дисциплины и фонде оценочных средств.

Структуру реферата составляют:

– введение, в котором раскрывается актуальность и значение рассматриваемого вопроса, формулируется цель работы;

– теоретическая часть, в которой приводится детальный анализ вопроса и уровень его проработанности в теории и практике;

– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации по материалам работы;

– список используемой литературы;

– приложения.

Критериями оценивания реферата являются:

– соответствие содержания поставленному заданию;

– логичность, последовательность и доказательность изложения материала;

– умение работать с литературными источниками и справочными системами;

– способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

– обоснованность выводов.

Контроль самостоятельной работы магистров над учебной программой курса осуществляется в ходе практических занятий методом устного опроса или посредством тестирования.

Одной из форм оказания помощи магистрам в самостоятельном изучении учебного материала курса являются консультации, проводимые преподавателями кафедры. Время проведения консультаций преподавателями по курсу уточняется в период установочных сборов. Посещение консультаций магистрами добровольное. Они проводятся, как правило, индивидуальные. Их целью является разъяснение вопросов, возникающих у магистров при самостоятельном изучении учебного и методического материала, подготовке зачетного задания, углубление и закрепление знаний по отдельным вопросам и изучаемым темам курса, оказание методической помощи в выборе рациональных методов самостоятельной работы. При необходимости могут проводиться и групповые консультации.

Следует также отметить, что по задачам зачетного задания, требующим проведения сложных вычислений, целесообразно использовать соответствующие прикладные программы для персонального компьютера (например, табличный процессор MS-Excel). Корректное применение таких программ позволит сэкономить время и избежать возможных ошибок при проведении вычислений.

С целью более глубокого усвоения дисциплины магистром должно быть подготовлено зачетное задание, включающее обстоятельные ответы на один вопрос по каждой из изучаемых тем. Его структура (объем его составляет не более 20 страниц) должна быть определена в оглавлении. Ответы должны начинаться с анализа вопроса и излагаться конкретно, обоснованно и последовательно, могут выявлять проблемные вопросы и рассматриваться возможные варианты их решения. При анализе конкретной литературы необходимо делать соответствующие ссылки на источники. В заключениях ответов на вопросы следует делать выводы, к которым магистр пришел в результате проведенного исследования, в том числе обосновать предложения по совершенствованию используемых методов и приёмов информационных технологий.

Задания, которые необходимо выполнить по данному варианту, выбираются из перечня, приведённого в примерной тематике индивидуальных зачетных заданий. Магистр должен проявить максимум самостоятельности при выполнении зачетного задания. Окончательно оформленное зачетное задание должно поступить (сдаётся лично, отправляется по электронной почте или заказным письмом по почте) на кафедру (аудитория 316) не позднее, чем за две недели до сдачи зачета по курсу. Почтовый адрес Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП»: 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 95.

При выполнении зачетного задания магистрам необходимо особое внимание уделить уяснению цели каждого вопроса задания, его декомпозиции на совокупность подлежащих выполнению частных задач, конкретному, ясному и доходчивому изложению ответа по существу вопроса. Выполнение каждой задачи основывается на приобретенных знаниях магистров в процессе обучения и профессиональной деятельности, их умении работать с литературой из различных источников. При этом работа с литературой предполагает поиск ответов на конкретные вопросы задания и нахождения ответов, в случае их отсутствии, на основе поиска частичного соответствия цели вопроса с последующей его доработкой (переработкой). Как правило, в полном объеме литература на вопрос задания отсутствует, поэтому для ответа на вопрос необходимо изучить литературу из различных источников и творчески её переработать с учетом специфики обучения.

Магистры, не выполнившие зачетное задание, к сдаче зачета по курсу не допускаются.

Преподаватели кафедры могут оказывать помощь магистру в ходе подготовки зачетного задания, организовать его обсуждение и рекомендовать реферат к опубликованию в издаваемых в Российском государственном университете правосудия сборниках студенческих работ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ | Источники финансирования коммерческих организаций


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных