Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы)

 

Курс 1

Семестр 1

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

 

Воронеж 2016


Составители: Малиновская Н.В., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

Палеха Р.Р., к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

Сырых В.М., д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории права, государства и судебной власти ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» __________2016 г.

 

 

Заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП» к.ю.н., доцент Канищев В.П.

_______________ «____» _________ 2016 г.

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» ___________ 2016 г.

 

© ЦФ ФГБОУВО «РГУП», 2016.

© Малиновская Н.В., Палеха Р.Р., Сырых В.М, 2016.

 

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов и магистрантов (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом около 70 % учебного времени (от объема учебных занятий) выделено на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы.

Дисциплина «История и методология юридической науки» изучается магистрантами в течение одного семестра и завершается сдачей зачёта. Во время периода теоретического обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинары, а также индивидуальные консультации.

Лекции как традиционный вид учебных занятий имеют преимущественно научно-ориентирующее и методическое значение. В них основное внимание уделяется характеристике проблемного поля учебной дисциплины, общему анализу её содержательных элементов и особенностям структурирования учебного материала. На лекциях также даются методические рекомендации по самостоятельному изучению рекомендуемых учебных и научных источников, подготовке к семинарам. Последним, с учетом объема отводимого на них времени, придается особая значимость. В ходе семинарских занятий выявляются итоги самостоятельной работы студентов, корректируются выводы и аргументация.

Изучение программного материала учебной дисциплины предполагает обращение к учебной и научной литературе по таким отраслям знаний, как: «Философия», «Философия права», «Логика», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Теория государства и права», и др.

С тем, чтобы достичь необходимой полноты и глубины в усвоении мате­риала курса, целесообразно придерживаться следующих правил:

1. Изучение отдельной темы необходимо начинать с ознакомления со специальной - как философской, так и специально-юридической - терминологией.

2. Необходимо ознакомиться с общефилософскими идеями, предшествующими развитию конкретного методологического направления.

3. Следует уяснять соотношение общефилософских и специально-юридических понятий, анализировать соотношение общефилософской и юридической (как частнонаучной) методологии.

4. Необходимо подробно изучить тенденции развития современной философии, понимать причины основных изменений, произошедших в философской среде XX в., и усматривать непосредственную взаимосвязь между изменениями в общефилософской методологии и методологии юридической науки.

5. Магистранту следует соотносить получаемые методологические знания с методологией собственной магистерской диссертацией.

Следует учесть, что изучение курса предполагает ознакомление не только со специально-юридической, но и с общефилософской литературой. Невозможно в достаточной степени усвоить материал этого сложного курса, ограничившись только учебником и прочитанными по курсу лекциями. Изучать материал следует, с учетом рекомендаций преподавателя, по имеющимся учебникам и отдельным монографическим трудам, а также научным статьям в периодических изданиях. Необходимо учитывать, что учебниковый материал применительно к различным авторам отличается существенным своеобразием, поэтому необходимо выборочно подходить к изучению данного материала.

Перечень основных источников, находящихся в библиотеке филиала, содержится в списке основной рекомендованной литературы. Дополнительная литература, в частности, научные публикации в периодических изданиях, также в основном имеются в фондах библиотеки. К наиболее содержательным в научном плане периодическим изданиям относятся, в частности, такие журналы, как: «Вопросы философии», «Политические исследования», «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение. Известия высших учебных заведений», «История государства и права» и др. Магистрант должен использовать и многочисленные материалы, имеющиеся в информационных и справочных системах (Яндекс, Гугл, Рамблер и т.д.).

Семинары имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных магистрантами в процессе изучения рекомендованных учебных и научных источников, а также на лекциях. В ходе самостоятельной работы каждый магистрант обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, закрепить полученные знания путем ознакомления с первоисточниками.

Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на положениях, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара, указанных в планах проведения занятия. Семинары по дисциплине «История и методология юридической науки» проводятся с применением активных и интерактивных форм: «круглых столов», научных дискуссий и др. Целью использования таких форм является развитие коммуникативных навыков, интеллектуальных умений анализа актуальных научных проблем, формулирования выводов, принятия взвешенных и ответственных решений, формирование собственной позиции, её аргументация.

Вместе с тем, дисциплина «История и методология юридической науки» отличается как объемом изучаемых вопросов, так и сложностью информации по ним. В связи с этим далеко не все вопросы в рамках отдельно взятой темы дисциплины охватываются лекциями и семинарами, поэтому успешное освоение магистрантом основных содержательных вопросов учебного курса требует тщательной самостоятельной проработки.

При изучении дисциплины особое внимание требуется уделить следующим вопросам:

- Темы № 6 «Система юридической науки»:

1. Понятие и виды отраслей юридической науки.

2. Общие отрасли юридической науки.

3. Комплексные отрасли юридической науки.

 

- Темы №7 «Функции юридической науки»:

1. Понятие и виды функций юридической науки.

2.Теоретико-методологическая функция юридической науки.

3. Практическая функция юридической науки.

 

- Темы №12 «Понятие и виды новизны юридических научных исследований»

1.Понятие новизны научных юридических исследований. Основные формы закрепления результатов юридических исследований.

2. Новизна теоретических исследований: понятия, закономерности, дефиниции понятий, теория.

3.Новизна метатеоретических, эмпирических, прикладных и прогностических юридических исследований.

4. Превращённая форма научных юридических исследований. Плагиат, отсутствие новизны.

- Темы №14 «Методология догматических и сравнительных правовых научных исследований»

1. Понятие догматического (формально-юридического) исследования. Методы догматических (формально-юридических) исследований. Методы толкования права. Логические методы.

2. Понятие и виды сравнительных правовых исследований. Сравнительно – правовой метод, его структура и роль в юридическом познании.

- Темы № 16 «Методология историко-правовых исследований»

1. Понятие и виды историко-правовых исследований. Историзм и историцизм.

2. Понятие и виды исторических источников законодательства и практики его применения (реализации).

3. Методы историко-правовых исследований. Особенности изложения результатов историко-правовых исследований. Исторический факт, образ и описание.

- Темы № 18 «Методология научного юридического прогнозирования»

1. Понятие и виды юридических прогнозов. Роль юридических прогнозов в развитии юридической науки и практики. Применение прогнозов эффективности действия проектируемых норм права и правотворческой деятельности.

2. Методы и исследовательские процедуры составления юридических прогнозов.

3. Особенности изложения юридических прогнозов. Критерии надёжности и достоверности юридических прогнозов.

- Темы №20 «Жанры научных юридических публикаций

1. Понятие научной публикации как формы существования юридической науки. Новизна – основной критерий научной публикации. Отличие научных публикаций от обзоров и иных форм описания эмпирической информации.

2. Особенности подготовки монографических, в том числе, диссертационных, работ.

3. Особенности подготовки статей, очерков, тезисов докладов или сообщения.

4. Особенности подготовки рецензий на монографии, иные публикации.

 

 

Примерная тематика научных докладов (рефератов), предлагаемых для самостоятельной работы:

1. Общие отрасли юридической науки.

2. Наука международного права как особая отрасль юридической науки.

3. Виды функций юридической науки.

4. Новое научное знание как итоговый результат исследовательской деятельности.

5. Превращённая форма научных юридических исследований.

6. Методы догматических (формально-юридических) исследований.

7. Сравнительно-правовой метод, его структура и роль в юридическом познании.

8. Методы историко-правовых исследований.

9. Методы и исследовательские процедуры составления юридических прогнозов.

10. Особенности изложения юридических прогнозов. Критерии их надёжности и достоверности.

11. Понятие научной публикации как формы существования юридической науки.

12. Особенности подготовки магистерской диссертации.

13. Особенности подготовки статей, тезисов докладов или сообщений.

14. Особенности подготовки рецензий и других научных публикаций.

 

 

Задания на самостоятельную работу предлагаются студентам после проведения лекции или семинарских (практических) занятий, или индивидуально – с учетом уровня знаний, подготовки и профессиональных интересов конкретного студента.

Следует отметить, что подготовка к семинарским (практическим) занятиям и зачету может потребовать достаточно много времени, поэтому данный вид деятельности необходимо планировать заблаговременно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура РСЧС и органов управления. 7 страница | Подключение к Team Foundation Server


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных