ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БАЛКАНСКИЕ СТРАНЫ ПОД ВЛАСТЬЮ ТУРЦИИ В XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
Положение Балканских народов под властью турции К началу XVI в. военно-феодальная Осман- ская империя подчинила своей власти почти весь Балканскии полуостров. Лишь на далма- тинском побережье Адриатического моря сохранила независимость Дубровницкая республика, формально признавшая, однако, после битвы при Мохаче (1526) верховную власть Турции. Венецианцам также удалось удержать свои владения в восточной части Адриати- ки - Ионические острова и остров Крит, а также узкую полосу зем- ли с городами Задар, Сплит, Котор, Трогир, Шибеник. Турецкое завоевание сыграло отрицательную роль в исторической судьбе балканских народов, задержав их общественно-экономическое развитие. К классовому антагонизму феодального общества добавился антагонизм религиозный между мусульма.нами и христианами, по существу выражавший отношения между завоевателями и покорен- ными народами. Турецкое правительство и феодалы угнетали хри- стианские народы Балканского полуострова, чинили произвол. Лица христианского вероисповедания не имели права служить в государ- ственных учреждениях, носить оружие, а за проявление неуважения к мусульманской религии насильственно обращались в ислам или жестоко наказывались. Чтобы упрочить свою власть, турецкое правительство переселяло на Балканы племена турок-кочевников из Малой Азии. Они селились в плодородных долинах, стратегически важных районах, вытесняя местных жителей. Иногда христианское население выселялось тур- ками из городов, особенно крупных. Другим средством укрепления турецкого господства была исла- мизация покоренного населения. Много <потурченцев> выходило из числа взятых в плен и проданных в рабство людей, для которых пе- реход в ислам был единственным способом вернуть свободу (по ту- рецким законам мусульмане не могли быть рабами). Нуждаясь в во- енных силах, турецкое правительство формировало из христиан, при- нявших мусульманство, янычарский корпус, который был гвардией султана. Сначала янычар вербовали из числа пленных юношей. Позд- нее стали проводить систематические наборы наиболее здоровых и красивых мальчиков-христиан, которых обращали в ислам и отправ- ляли на обучение в Малую Азию. Стремясь сохранить свое имущество и привилегии, многие балкан- ские феодалы, главным образом мелкие и средние, а также городские ремесленники и купцы принимали ислам. Значительная часть <по- турченцев> постепенно теряла связь со своим народом, усваивала турецкий язык и культуру. Все это вело к численному росту турец- кой народности II укрепляло власть турок в завоеванных землях. Принявшие мусульманство сербы, греки, албанцы занимали иногда высокие должности, становились крупными военачальниками. Среди сельского населения широкий характер исламизация при- няла лишь в Боснии, некоторых районах Македонии и Албании, но перемена религии большей частью не вела к отрыву от своей народ- ности, к утере родного языка, родных обычаев и культуры. Большин- ство трудового населения Балканского полуострова, и прежде всего крестьянство, даже в тех случаях, когда оно вынуждено было принять ислам, не было ассимилировано турками. Крестьяне, обычно объединенные в сельские общины, жили замк- нутой жизнью. Они старались не соприкасаться с турецкими чинов- никами и феодалами. В ряде областей после турецкого завоевания наблюдались значительные перемещения населения. Жители земле- дельческих районов нередко переселялись в леса и горы, где легче было защищаться от произвола турецких властей и феодалов. Поки- нутые ими земли заселялись спускавшимися с гор скотоводами - вла- хами, постепенно переходившими к земледельческим занятиям. Все это вело к консервации средневековых форм жизни, к стойкому со- хранению патриархальных пережитков. Но в упорной борьбе против турецкой власти балканские народы выстояли, сохранив свои языки и культуру. Земли, входившие в Османскую империю, делились на крупные военно-административные единицы - бейлербейства, или эялеты, которые распадались на санджаки. Первоначально все турецкие вла- дения на Балканском полуострове входили в Румелийское бейлербей- ство, позднее в окраинных областях были основаны самостоятельные административные единицы. Управители эялетов и санджаков не только обладали гражданской властью, но и были предводителями местного войска. Судебная власть находилась в руках независимых от административных властей судей - кадиев. Эта система военно- феодального и административного управления не распространялась на все балканские земли. В ряде окраинных областей, в горных райо- нах Греции, Албании, в Черногории власть турецкого правительства нередко ограничивалась получением установленной ежегодной дани.
Турецкое завоевание подорвало экономическую мощь и политиче- ское влияние православной церкви на Балканах. У монастырей и церквей турки отняли большую часть земельных владений. Многие церкви обращались в мечети или разрушались. Самостоятельность православных церквей Болгарии и Сербии была ликвидирована. Все православное население Балканского полуострова было передано в ведение греческой патриархии в Константинополе. Лишь в 1557 г. сербскому духовенству удалось добиться восстановления патриархии в Пече. В нее вошла православная церковь Сербии, Черногории, Бос- нии и Герцеговины, Северной Македонии и Западной Болгарии. В со- ставе Константинопольской патриархии сохранило автономию и фак- тическую самостоятельность Охридское архиепископство. Уплачивая в султанскую казну ежегодно дань, константинопольский и печский патриархи получили широкие права решать духовные, а отчасти и гражданские дела, касавшиеся православных, собирать в свою поль- зу налоги с населения.
Особенности экономического положения балканских стран под турецким владычеством
Особенно широкими правами пользовалась Константинопольская патриархия, фактически перешедшая на службу к турецкому прави- тельству. Высшее греческое духовенство нещадно грабило свою паст- ву, проводило политику эллинизации среди славянских народов (на- саждение греческих обычаев, применение греческого языка в богослужении и в обучении), заслужив этим их ненависть. В проти- воположность этому деятельность Печской патриархии была направ- лена на поддержание в народе народных традиций сопротивления ис- ламизации. Духовенство принимало участие в организации в серб- ских землях освободительного движения. В XVI в. после тяжелого периода турецких набегов и войн экономическое положение ряда городов балканских стран, ставших военно-ад- министративными и торговыми центрами, на- чало несколько улучшаться. Само турецкое правительство и турецкая армия были заинте- ресованы в развитии городских ремесел и тор- говли. Появились некоторые новые виды ремесла, особенно связанные с горным делом и строительством. Цеховые корпорации ремесленни- ков, широко распространившиеся после турецкого завоевания, были цехами восточного типа (эснафы, или руфеты): они представляли собой замкнутые корпорации, отдельные для мусульман и христиан. Деятельность эснафов регламентировалась государством: их права и привилегии фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). В цехи были объединены не только ремесленники, но и торговцы. Турки обычно мало занимались торговлей. Купечество состояло в основном из греков, славян, армян, евреев. Во внешней, а отчасти и во внутренней торговле большую роль играли дубровницкие, вене- цианские, генуэзские, немецкие купцы. Турецкое правительство, по- ощряя ввоз промышленных товаров из-за границы, предоставляло иностранным купцам торговые привилегии, снижало им пошлины на ввоз и вывоз товаров, что крайне затрудняло деятельность балканско- го купечества и наносило ущерб развитию местного ремесла. Пестрая картина наблюдалась на Балканском полуострове в от- ношениях между городом и деревней. В большинстве случаев обмен между ними был развит сравнительно слабо. Росту внутренней тор- говли препятствовала система таможенных пошлин, всевозможные поборы с купцов, монопольные права турецкого государства на тор- говлю некоторыми товарами или запрещение их вывоза. Несмотря на все это, для XVI-XVII вв. было характерно увели- чение числа мелких торговых и ремесленных центров локального значения. Рост их шел прежде всего за счет прилива сельского на- селения, что способствовало преобладанию в таких городах местных, а не турецких ремесленников и купцов, проникновению товарно-де- нежных отношений в деревню. Особенно выросли города, расположен- ные на торговых и военных путях, как, например, Белград, Сараево, София, Салоники; в них увеличилось христианское население. Рост городов по течению больших рек и в приморских районах знаменовал собой на рубеже XVI-XVII вв. известные сдвиги в раз- витии производительных сил. Перемещение торговых путей из Сре- диземного моря в Атлантический океан, начавшийся в XVI в. упадок Дубровника и итальянских городов ослабили торговые связи внут- ренних областей Балканского полуострова с Адриатикой. Но в то же время усилилось значение этих областей в торговле со странами Центральной Европы. Однако несмотря на указанные сдвиги в разви- тии приморских и некоторых других городов, в целом балканские страны все заметнее отставали в экономическом и социальном отно- шении от других стран Европы. Это было обусловлено проводимой турецким правительством политикой угнетения покоренных народов и общей отсталостью военно-феодального строя Османской империи. Феодальные отношения в условиях турецкого владычества У турок-османов на- ходились на более низкой стадии развития, чем у покоренных ими европейских народов. За- воевав Балканский полуостров, турецкое пра- вительство не изменило коренным образом существовавшие там феодальные порядки, стараясь вместе с тем приспособить их к своим нуждам. Кроме владений религиозных мусульманских учреждений (вакуфов) и частных лиц (мюльков) на правах феодальной собствен- ности большая часть земельной площади в Османской империи счи- талась принадлежащей государству или султану. Эти земли переда- вались в ленные владения турецким феодалам. Преобладали военные лены: более мелкие - тимары, и более крупные - зеаметы. Их вла- дельцы - сипахи (в произношении балканских народов - спахии) - служили в султанской коннице и обязаны были соответственно вели- чине лена выводить в поход определенное число ратников. Высшие военачальники и чиновники за исполнение своих должностей получа- ли наиболее крупные лены - хассы. Часть земельного фонда остава- лась в руках государства, составляя личный домен султана и членов его семьи. Владельцы ленных земель получали с кпестьян земельную ренту и пользовались рядом других феодальных прав и привилегий. Турец- кое законодательство строго регламентировало величину ренты фео- далов, их отношения с крестьянами. Феодалы не пользовались, на- пример, таким важным правом, как феодальная юрисдикция; их роль в управлении ленами была невелика. Значительная часть класса феодалов в Турции состояла из му- сульман. Однако в первое время после завоевания в балканских зем- лях сохранилось сравнительно много мелких феодалов-христиан, ко- торые стали военными ленниками. С течением времени они принима- ли мусульманство или теряли свои земли. К XVII в. категория феодалов-христиан почти полностью исчезла в покоренных Турцией землях. Подавляющая часть населения - феодально зависимое крестьян- ство (райа) владело наследственно своими земельными наделами. Все взрослые, способные к труду мужчины-христиане уплачивали в султанскую казну подушный денежный налог - харадж, или джизыо. Феодалы собирали денежный налог (испендже) и натураль- ную десятину (yiuyp) с урожая сельскохозяйственных продуктов, на- лог со скота и др. На Балканах, как н по всей Турции, подавляющая часть земле- дельческого населения была прикреплена к земле и без разрешения феодалов или местных властей не могла покинуть своего надела. Турецкие законы устанавливали 10-15-летпий срок сыска беглых крестьян. В горных районах издавна было много скотоводческих об- щинных поселений. В первое время после завоевания крестьяне-ско- товоды по-прежнему уплачивали налоги с каждого дома, делали по- ставки скотом и продуктами скотоводства; они были более свободны, поскольку, как правило, не передавались частным владельцам. В ряде районов Балканского полуострова существовали поселе- ния крестьян, которые, живя на государственных землях, вместо уплаты натуральной и денежной ренты обязаны были вынолпять от- работочную повинность в пользу государства. Они несли военно- вспомогательную или пограничную службу, охраняли и чинили доро- ги и т. д. Такие крестьяне или получали за свою службу плату, или освобождались от части налогов. Экономическое и правовое положе- ние их было более благоприятным, чем спахийских. Пора наибольшего могущества Турецкого государства относится к XV и первой половине XVI в. В период правления султана Сулей- мана Великолепного (1520-1566) были завершены наиболее круп- ные завоевания турок в Европе, Африке и Азии. В середине XVI в. Турция представляла собой громадное государство, владения которо- го раскинулись на трех континентах. Но уже во второй половине XVI в. появились первые признаки ее упадка, которые неуклонно нарастали в следующие столетия и сопровождались существенными изменениями как во внутренних отношениях, так и в международном положении. Этот упадок выразился в постепенном ослаблении цент- ральной власти и росте сепаратистских тенденций местных нашей и чиновников, в оскудении государственных финансов, что вело к ос- лаблению военных сил Турции и главное - к разложению военно- феодального строя. Изменения в общественно-политической обстанов- ке Европы в XVI в. делали войны против европейских стран все более трудными. Постепенно исчезал один из основных источников дохода турецких феодалов и султанской казны - грабеж завоеванных тер- риторий. Под влиянием военных неудач разлагались, теряли свою боеспособность военные силы османов. Янычары стали заниматься ремеслом п торговлей, приобретали земельные владения. Спахии уклонялись от исполнения военных обязанностей, старались превра- тить лены в наследственную феодальную собственность. Среди разо- рившихся турецких феодалов усилилась борьба за землю. Часть фео- далов теряла свои владения. Нередко лены попадали в руки торгов- цев и ростовщиков. С XVII в. в некоторых районах Балканского полуострова в ре- зультате захвата и скупки ленов и крестьянских земель представи- телями торгово-ростовщического капитала и янычарской верхушкой начал возникать новый вид феодальных земельных владений. Это были чифтлики, владельцы которых пользовались более широкими феодальными правами, чем спахии, и не несли военных обязательств. Власть феодалов над крестьянами стала усиливаться, неуклонно рос- ли налоги и поборы. Правительство, постоянно ощущавшее недоста- ток средств, повышало государственные налоги. Ослабление цент- ральной власти позволяло местным па.шам и чиновникам прибегать к прямому насилию и грабежу беззащитной райи.
Изменения в общественно-экономическом строе Османской им- перии вызвали обострение социальной борьбы, что проявилось в рос- те антагонизма между мусульманами и христианами. Положение на- селения, находившегося под властью Турции, ухудшалось; это спо- собствовало развертыванию на Балканах освободительного движения. ^ д В XV в. турки систематически совершали опу- стошительные набеги на Албанию, а в конце
XV в. Албания была включена в состав Румелийского эялета. Боль- шая часть албанских феодалов приняла ислам и перешла на службу к турецкому правительству. В равнинных районах Албании была ус- тановлена турецкая военно-ленная и административная система, но в горных районах страны власть турок была очень слабой и нередко сводилась к получению ежегодной дани с населения, которую при- ходилось собирать с помощью военной силы.
Экономика горной части Албании, почти не имевшей хозяйствен- ных и политических связей с соседними государствами и турецкими областями, была чрезвычайно отсталой. Жители занимались ското- водством, а также обработкой мизерных участков земли, отвоеванных у покрытых камнем гор. Нехватка продовольствия, голод были по- стоянным явлением в этих районах Албании. Это заставляло многих албанцев переселяться в турецкие города, эмигрировать в Италию, а иногда заниматься грабежом и разбоями. Закаленные трудными условиями жизни горцы-албанцы славились как хорошие воины. Их охотно брали наемниками в свои армии европейские правители. Ту- рецкие власти также поощряли набор албанцев в янычарский кор- пус и свои наемные части.
В горных районах Албании сохранялись патриархальные отно- шения. Несколько десятков семей, ведших свое происхождение от одного предка, составляли территориальную общину, называвшуюся фисом. В неотчуждаемой собственности фиса находились пахотные земли и пастбища, но каждая семья имела свой дом н личное иму- щество. Главы семей фиса составляли совет (кувенд). В каждом фисе строго соблюдались местные законы и правила. В большинстве случа- ев фисы объединялись в более крупные территориальные союзы воен- но-политического характера. Существование таких союзов позволяло горцам и после турецкого завоевания упорно отстаивать свою свободу. Горцы не допускали в свои земли спахиев, часто отказывались пла- тить налоги, постоянно отражая карательные экспедиции турецких
войск. Будучи не в силах укрепить свою власть в горных районах Албании, турецкое правительство предоставляло им права самоуправ- ления. Некоторые области, такие, как Химара в южной части Алба- Северной Албании и ряд других, пользовались широкой автономией, управлялись местными общинными властями, а дань уплачивали крайне нерегулярно.
В XVII в" стараясь разъединить албанские общины и укрепить свою власть в стране, турецкие власти усиленно насаждали среди албанцев мусульманство. Стремясь освободиться от уплаты джизье с христиан, размеры которой в XVII в. заметно вы- росли, албанские крестьяне иногда целыми селениями пере- ходили в ислам. Наиболее широкий характер в XVII в. исла- мизация приняла в Северной Албании. р К концу XV в. Османская империя подчинила
своей власти все континентальные области Гре- ции-Фракию, Фессалию, Эпир и полуостров Пелопоннес (Морея). На протяжении XVI и первой половины XVII в. между Турцией и Венецией не прекращались войны из-за греческих земель и особенно из-за островов Эгейского и Ионического морей. Родос, Кипр и другие острова один за другим перешли во владение османов.
Войны между Турцией и Венецией, ареной которых обычно явля- лись греческие земли, набеги корсаров на острова и прибрежные районы, эмиграция населения - все это привело к экономическому упадку страны, к сокращению ее населения. Особенно пострадало земледелие. Торговля и ремесло на островах пришли в упадок. Зажи- точные слои населения островов предпочитали вкладывать свои деньги в мореплавание и посредническую торговлю между европей- скими странами и Востоком.
Некоторые греческие феодалы после установления турецкой вла- сти приняли ислам и перешли на службу к туркам. Часть феодальной знати, не отказавшаяся от своей религии, но проявившая полную покорность завоевателям, также сохранила свои экономические по- зиции и пользовалась большим влиянием в управлении страной. Тур- ки оставили в Греции (в отличие от Сербии и Болгарии) во владении церквей и монастырей большую часть их земельных владений. Выс- шее греческое духовенство приобрело в своих епархиях широкие пра- ва над населением, в том числе и судебные.
Таким образом, после завоевания Греции турки были вынуждены пойти на компромисс с очень влиятельными в экономическом и по- литическом отношении греческими феодалами, сохранив им некото- рые права и привилегии. К этому вынуждало и окраинное положение греческих земель, за присоединение которых в течение XVI- XVII вв. не переставала бороться Венецианская республика.
Однако на большинство континентальных территорий, населенных греками, распространялись общие принципы турецкой военно-фео- дальной системы. Острова, за исключением крупных (Родоса, Лес- боса), управлялись капудан-пашой и пользовались большей само- стоятельностью, чем континентальные области. Население островов,
?86
а также Пелопоннеса должно было поставлять турецкому правитель- ству определенное число военных судов.
Наряду с зависимым крестьянством, сидевшим на землях ленни- ков и в вакуфах, в Греции в XVI-XVII вв. сохранилось большое число сельских общин, пользовавшихся правом самоуправления и имевших свой аппарат власти. Общинные старосты - кодзабасы - ведали распределением и сбором налогов, судили крестьян за мелкие проступки, были посредниками в сношениях населения с турецкими властями. Кодзабасы обычно были выходцами из наиболее зажиточ- ных слоев населения; эта должность превратилась в наследственную. Общинное самоуправление существовало и в городах. В некоторых областях, например в Пелопоннесе, представители сельских и город- ских общин ежегодно собирались для избрания совета провинции, подчиненного представителям турецких властей и греческих общин.
В XVII в. в Греции более быстрыми темпами, чем в других об- ластях Балканского полуострова, шло развитие товарно-денежных отношений и формирование прослойки торговцев и предпринимателей. Сферой их деятельности являлись как сами греческие области, так и другие земли Османской империи. Греческие торгово-ремесленные колонии укрепились во многих городах Балканского полуострова и других европейских стран. Много таких колоний существовало и в лись посреднической торговлей, однако в XVII в. росла торговля сельскохозяйственными продуктами и ремесленными изделиями, производимыми в самой Греции. На островах быстро развивалось кораблестроение.
Зарождение буржуазных элементов в Греции явилось основой возникновения в более позднее время греческого освободительного движения, ставившего своей задачей духовное возрождение грече- ского народа и воссоздание независимого государства.
Борьба балканских народов против чужеземно- Освободительное р^ гд^а не прекращалась во все время турец-
балка^^^фодов кого господства. Движения гайдуков в Болга- рии и Сербии, клефтов в Греции были наибо- лее распространенной формой ее выражения. Османский гнет, при- теснения и преследования со стороны турецких властей и феодалов, безысходная нужда - таковы были причины, заставлявшие многих крестьян и горожан уходить в отряды гайдуков или клефтов. Эти отряды, иногда насчитывавшие несколько сот человек, действовали организованно. Они поддерживали тесные связи с окрестным населе- нием, получали от него помощь.
Освободительное движение на Балканах расширилось во второй половине XVI и в XVII в. Первые массовые восстания этого вре- мени ставили своей целью освобождение от ига завоевателей. Они вспыхивали обычно во время войн, которые вели против Турции евро- пейские государства.
Планы борьбы с Османской империей, изгнания турок из Евро- пы строились на протяжении всего XVI в. Но для их осуществления европейским государствам необходимо было объединить свои силы,
действовать против турок согласованно. Противниками Турции были итальянские государства, римская курия и Испания, государства Центральной Европы. Но все они старались лишь отразить турецкий натиск на свои собственные владения. В то же время Франция, Англия, Голландия стремились укреплять торговые связи с Осман- ской империей и предпочитали не портить с ней отношений. Боясь усиления Австрии, Франция в противовес габсбургскому государству открыто поддерживала Турцию, заключив с ней в 1536 г. договор. К соглашению с Турцией стремилась и Англия. Россия в это время еще не могла приступить к активной борьбе с Турцией и ограничи- валась обороной своих земель от набегов крымских татар.
Во второй половине XVI в., когда появились первые признаки упадка Османской империи, противники Турции стали оказывать более действенный отпор ее агрессии. В 1566 г. хорватские войска нанесли поражение турецким армиям в битве у Сигета в Венгрии, а в 1571 г., во время войны с <христианской лигой>, в которую входи- ли Венеция, Испания и Мальта, турецкие корабли были уничтожены испанским флотом в сражении у Лепанто (около берегов Греции). К венецианским войскам, действовавшим в Албании, присоединились горцы Дукагини и Химары. Однако из-за несогласия среди союзников коалиция вскоре распалась.
Военные неудачи не приостановили турецкой агрессии в Европе. В 1593 г. султан объявил войну Австрии.
Вынужденные воевать с Турцией, не имея союзников, Габсбурги при поддержке римского папы вели агитацию в турецких владениях, пытаясь склонить к выступлению против турок трансильванского князя, господарей Молдавии и Валахии, а также сербов, болгар и другие балканские народы. Такие восстания отвлекли бы турецкие силы от фронта военных действий с австрийцами, облегчили бы по- следним ведение войны. Расчеты на восстания в турецком тылу оправдались. Уже в 1594 г. поднялись на борьбу сербы в Банате. Вожди этого движения надеялись на военную помощь австрийцев и трансильванского князя, но так и не получили ее. Несмотря на неуда- чу этого восстания и его жестокое подавление, в 1595-1598 гг. в Сербии, Болгарии, Черногории, Герцеговине, Албании вспыхнули но- вые антитурецкие восстания.
Эти локальные выступления против турецкого господства возглав- лялись племенными вождями, кнезами, воеводами. Активное участие в освободительном движении принимало православное духовенство во главе с печским патриархом Йованом. Выступавшие за освобож- дение от власти турок надеялись прежде всего на военную помощь со стороны государств, враждебных Турции, - Германской империи, Испании, Папского государства. Через дубровчан, балканских эми- грантов в Италии и католических миссионеров были установлены снязи с иностранными дворами, заинтересованными в борьбе с Тур- цией. Последние не скупились на обещания оказать помощь гото- вившимся восстаниям. Однако ни одно из антитурецких выступлений на Балканах не было поддержано извне, не вышло за рамки отдель- ных районов или областей.
Освободительное движение на Балканах не прекратилось и в на- чале XVII в. В 1601 г. возник план освобождения от власти Турции Албании. Но из-за отказа венецианцев прийти на помощь албанцам восстание, вспыхнувшее в некоторых приморских районах, не рас- пространилось на внутренние области.
После окончания в 1606 г. австро-турецкой войны возникла угро- за войпы между Турцией и Испанией. Это вновь вызвало оживление освободительного движения в западной части Балканского полуост- рова. Стали создаваться проекты освобождения Балкан от власти турок с помощью Испании и итальянских государств. Но вовлеченная в другие международные проблемы Испания вскоре оказалась вы- нужденной воздержаться от вступления в войну с Османской импе- рией. Во втором десятилетии XVII в. ввиду напряженной внешнепо- литической обстановки, связанной с началом Тридцатилетней войны^ освободительное движение на Балканах ослабло.
В XVI - первой половине XVII в. Россия еще не могла непо- средственно поддерживать балканские народы в их борьбе против турецкого ига. Однако русское правительство не порывало связей с балканским православным духовенством, оказывало поддержку пра- вославным церквам и монастырям, что способствовало росту попу- лярности Русского государства среди народов Балканского полуост- рова. Рост могущества России в XVI-XVII вв. усиливал надежду, что именно от русского народа придет помощь в освобождении от ига завоевателей.
Глава 35 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|