Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.




 

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых является разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом и Ч.Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма известна в России с 1997. Она внедрялась в систему образования страны в 6 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Кирове, Новосибирске.

 

Таблица 1. Стадии и методические приемы технология развития критического мышления (разработано С. И. Заир-Беком).

 

Стадия Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
1 Вызов Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д.
2 Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «—», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
3 Рефлексия Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов.

Рассмотрим поподробнее каждую стадию технологии развития критического мышления. Первая стадия - стадия вызова имеет две основные цели. Первая цель заключается в том, чтобы обучаемый активно участвовал в вызове того, что он уже знает о данной тематике. Многие известные ученые - дидакты (Дж.Дьюи, Б. Блум и др.), считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения что заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно, так как знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает. Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений. Вторая цель, решаемая на стадии вызова – активизация учащихся. Учение – активная, а не пассивная деятельность и для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе. Поэтому важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся. Это позволяет, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном, категориальном виде; с другой стороны, структурирование высказанных мнений выявит противоречия, нестыковку, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации, достоверность.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Таким образом, в случае успешной реализации стадии вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе — этапе получения новой информации – стадии осмысления содержания. Главная задача данной стадии состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии. Другой задачей является поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, так как если учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями и сознательно увязывают новое с уже известным. Этот этап по-другому называют смысловой стадией. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на стадии вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это могут быть: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова необходимо правильно отобрать учебный материал. Пожалуй, данное высказывание как нельзя более четко выражает принцип работы в процессе реализации стадии осмысления содержания.

Нельзя не обратить внимания еще на одно важное обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Вместе с тем далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через контекст той информации, с которой школьники работают.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

- пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

- стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;

- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

В свою очередь, учитель на данном этапе:

-может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;

-отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом

- предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

На следующей стадии технологии критического мышления запланировано решение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых стадий технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Вместе с тем рефлексия на стадиях вызова и осмысления содержания имеет другие формы и функции. На третьей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности и школьников, и учителя.

Напомним, что работа на стадии осмысления содержания индивидуальна. Школьники знакомятся с новым материалом. При этом у каждого из них это происходит в соответствии с поставленными целями, возникшими на первом этапе вопросами и затруднениями. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную и письменную. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Каковы же механизмы реализации стадии рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления?

Не вызывает никаких сомнений важность отслеживания развития знаний учащихся. Механизм этого развития можно представить следующим образом:

 

           
   
Знакомство с новой информацией. Ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные раннее вопросы, выявление затруднений и противоречий.
 
Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки; ответы на поставленные раннее вопросы; формулировка вопросов; постановка новых целей учебной деятельности.
 
Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений, пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности.

 

 


 


Рис. 1. Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления (разработано С. И. Заир-Беком).

Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.

Таким образом, можно представить функции трех стадий технологии развития критического мышления посредством чтения и письма следующим образом.

Таблица 2.Функции трех стадий технологии развития критического мышления.

 

Функции   Стадии
Вызов Осмысление содержания Рефлексия
Мотивационная Побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме Сохранение интереса к изучаемой теме Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
Информационная Вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме Получение новой информации по теме Приобретение нового знания
Коммуникационная Бесконфликтный обмен мнениями   Обмен мнениями о новой информации
Систематизационная   Классификация полученной информации по категориям знания  
Оценочная     Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса

 

Принятие информации происходит в процессе кропотливого осмысления. При этом важно осмысление не только самой информации, но и собственных действий, их соотнесение с известными образцами и принятие на этой основе решения о выборе оптимального пути. Тот факт, что существует такая категория, как «активно сконструированное знание», являющееся итогом рефлексивного поиска, имеет значение для конструирования учебного процесса.

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса
в технологии развития критического мышления можно представить так:

 

 

Становление нового педагогического опыта, развитие мастерства.
Рефлексия педагогического процесса, осознание собственных действий и действий учеников
У Ч И Т Е Л Ь

                 
   
 
   
     
Эффективность педагогического процесса
   
 
 
 

 

 


Рис. 2. Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в технологии развития критического мышления (разработано С. И. Заир-Беком)

Учение посредством личных открытий — долгий процесс. Вместе с тем, информация, которую учащиеся запоминают механически, не связывая ее с собственными интересами и ранее полученными знаниями, зачастую становится «мертвой глыбой», зависшей вдали от базовых понятий на которые ориентируется человек решая реальные проблемы реальной жизни. Таким образом, для обеспечения эффективности педагогического процесса необходимо параллельное и взаимно пересекающееся его конструирование на основе активизации собственного опыта учителем и учащимися. При этом важно обеспечить гарантированность достижения всех поставленных целей обучения, несмотря на объективные и субъективные трудности, многие из которых часто вызваны несовпадением определяемых учеником и учителем целей обучения, а, следовательно, и выбором средств и методов для их достижения.

Многие из известных в педагогической практике образовательных технологий не предусматривают механизма ориентировки учащихся на сознательное принятие уже определенныхучителем целей процесса обучения, а тем более на самостоятельное целеполагание.

Технологически обеспечить рефлексию в обучении можно при сочетании определенных средств и методов, гарантирующих реализацию диагностично поставленных учителем и учениками целей в процессе активно конструируемого субъектами обучения процесса, основанного на осмыслении значимого для них опыта. Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Предлагаем описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов данной технологии. (См. Приложение 1).

Технология развития критического мышления может рассматриваться как механизм, формирующий определенные умения в системе «ученик — учитель». Учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнеров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии.

Мы представляем данную технологию как рефлексивную, таккак она:

- формирует самостоятельность мышления;

- вооружает способами и методами самостоятельной работы;

- дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик — учитель»;

- позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса и т. д.

Трехфазовая структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно на стадии собственно рефлексии. Работа, построенная в режиме технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления содержания. На стадии рефлексии она позволяет оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся — провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов. В этом смысле задача технологий, направленных на реализацию принципов личностно ориентированного (а значит, рефлексивного) обучения, состоит в разрешении этой серьезной проблемы.

 

Использование технологии критического мышления в обучении химии (на примере темы «Неметаллы»,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных