Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 6. Документальное оформление процедуры обжалования определений суда первой инстанции




 

Определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если:

1) это предусмотрено ГПК РФ;

2) определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.

На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в кассационные жалобу, представление.

Частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение десяти дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

Процедура подачи частной жалобы, представления прокурора аналогична процедуре обжалования решения суда первой инстанции.

Права суда кассационной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора:

1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения;

2) отменить определение суда и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции;

3) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Определение суда кассационной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

 

 

Лекция 11. Документы производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений по гражданским делам

 

1) Понятие, содержание и срок подачи надзорной жалобы, надзорного представления.

2) Определение суда надзорной инстанции по результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, его структура и содержание.

3) Определение по результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, его структура и содержание.

4) Постановление (определение) по результатам рассмотрения дела по существу судом надзорной инстанции.

5) Заявление, представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

6) Определение суда о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции.

 

ГПК РФ предусматривает два вида пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, а именно: 1) пересмотр в порядке надзора (гл. 41 ГПК РФ); 2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК РФ).

 

Вопрос 1. Понятие, содержание и срок подачи надзорной жалобы, надзорного представления

 

В соответствии с ч. 1 ст. 376 ГПК РФ объектом пересмотра в порядке надзора являются - судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, в том числе судебные приказы, решения и определения суда, вступившие в законную силу.

К субъектам, обладающим правом инициирования пересмотра судебных актов в порядке надзора, относятся:

1) лица, участвовавшие в деле (стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений);

2) иные лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями;

3) должностные лица органов прокуратуры, если в рассмотрении дела участвовал прокурор (Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота)).

Первые две группы субъектов обладают правом на подачу надзорной жалобы, должностные лица органов прокуратуры наделены полномочием на принесение представления о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

Надзорная жалоба или представление подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

Субъекты пересмотра судебных постановлений в порядке надзора представляют собой структурные части различных звеньев судов общей юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела в порядке надзора:

1) в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа - президиум соответствующего суда;

2) в окружном (флотском) военном суде - президиум данного суда;

3) в Верховном Суде РФ дела в порядке надзора рассматривают Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум.

Правила подсудности дел по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу:

1) президиумы верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа пересматривают в порядке надзора следующие судебные постановления, вступившие в законную силу:

а) решения и определения верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного обжалования в Верховном Суде РФ;

б) кассационные определения верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

в) апелляционные решения и определения районных судов;

г) судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей.

2) президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;

3) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора вступившие в законную силу судебные постановления:

а) постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

б) решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

в) кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

г) решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

4) Военная коллегия Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие судебные постановления, вступившие в законную силу:

а) постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

б) решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

в) кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

г) решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

5) Президиум Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие вступившие в законную силу судебные акты:

а) решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции;

б) определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

в) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке;

г) определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке.

Структура надзорной жалобы или представления слагается из вводной, описательной, мотивировочной и заключительной частей.

Вводная часть надзорной жалобы и представления должна включать следующую информацию:

1) наименование суда (его структурного подразделения), в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле.

Описательная часть надзорной жалобы и представления прокурора включает в себя информацию о предшествующих рассмотрениях дела и о лицах, участвующих в деле:

1) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

2) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

3) указание на решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются.

Дополнительное требование к описательной части надзорной жалобы и представления прокурора на тот случай, если ранее данные процессуальные документы подавались в надзорную инстанцию: необходимо указать на принятое решение суда.

Мотивировочная часть надзорной жалобы и представления прокурора включает в себя аргументацию необходимости пересмотра в порядке надзора.

ГПК РФ требует указать на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона, поскольку именно существенное нарушение закона служит основанием для положительного решения вопроса об истребовании дела (п. 6 ч. 1 ст. 378 ГПК РФ).

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» от 20 января 2003 года № 2 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными.

Понятие «существенное нарушение закона» носит оценочный характер, поскольку ГПК РФ не содержит дефинитивной нормы, определяющей, что же является существенным нарушением закона.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1). Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов) (п. 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2).

Дополнительные (особые) требования к мотивировочной части:

1) в соответствии с ч. 3 ст. 377 ГПК РФ жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики. Поэтому как в надзорной жалобе, так и в представлении прокурора должны содержаться указание на то, в чем выразилось нарушение единства судебной практики, а также доказательства наличия данного нарушения. В противном случае нет оснований для подачи надзорной жалобы или представления;

2) надзорная жалоба в силу ст. 376 ГПК РФ может быть подана не только лицами, участвующими в деле, но и иными лицами, чьи права и интересы были нарушены вынесенным судебным постановлением. Для того чтобы определить, что данное лицо в действительности имело право на принесение надзорной жалобы, а также для разрешения вопроса о необходимости пересмотра дела в надзорном порядке в мотивировочной части жалобы должно быть указано, какие права и интересы были нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Одновременно важно отметить, что данное лицо не привлекалось к участию в гражданском процессе, следовательно, не обладает статусом лица, участвующего в деле.

Заключительная часть надзорной жалобы и представления содержит просьбу лица, подающего жалобу или представление. Просьба названных лиц основывается на той цели, ради которой подаются жалоба или представление - истребование дела судом и передача дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления в надзорном порядке. Характер ходатайства перед судом надзорной инстанции предопределен содержанием полномочий суда в соответствии со ст. 390 ГПК РФ.

Надзорные жалобы и представления прокурора должны содержать обязательные документы в качестве приложений:

1) заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу;

2) копии надзорной жалобы или представления прокурора по числу лиц, участвующих в деле;

3) если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Надзорная жалоба или представление прокурора по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда.

Случаи возвращения надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу:

1) жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ГПК РФ;

2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

Решение о возвращении надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу принимается в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, - не более одного месяца, а в Верховном Суде РФ - не более двух месяцев.

 

Вопрос 2. Определение суда надзорной инстанции по результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, его структура и содержание

По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья должен прийти к одному из двух возможных решений:

1) истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления;

2) отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

Как в случае истребования дела, так и при отказе в этом судья выносит определение.

ГПК РФ содержит указание только на требования, предъявляемые к определению суда об отказе в истребовании дела.

Данное судебное определение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части определения об отказе в истребовании дела должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения, которым практически является название суда, в котором произошло рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление.

Описательная часть сливается с мотивировочной и должна обязательно содержать указание на основание для отказа в истребовании дела и мотивы отказа в истребовании дела.

Практически вывод судьи, основанный на изучении представленных документов, во многом зависит от того, насколько развернутым, четким является изложение фактов и доказательств, свидетельствующих о незаконности судебного постановления, в надзорной жалобе или представлении прокурора.

В резолютивной части судебного определения об отказе содержится указание на вывод, к которому пришел судья - отказать в истребовании дела.

Определение подлежит направлению лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела.

В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение об истребовании дела.

 

Вопрос 3. Определение по результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, его структура и содержание

 

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ - не более чем четыре месяца.

Данный срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев.

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:

1) об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;

2) о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

ГПК РФ не указывает основания для передачи дела для рассмотрения в надзорном порядке. Однако если ранее судья пришел к выводу об истребовании дела на основании того, что у него были сомнения в законности вынесенного судебного постановления, то очевидно, что, если материалы дела подтвердили его сомнения, есть и основания для пересмотра дела в надзорном порядке. И наоборот, если при рассмотрении дела судья не нашел доказательств незаконности судебного постановления, то нет и оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

Таким образом, решение вопроса об истребовании дела базируется на положениях ст. 387 ГПК РФ.

Если судья, рассматривающий дело, истребованное в суд надзорной инстанции, придет к выводу об отсутствии оснований для его рассмотрения в надзорном порядке, он выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Определение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части определения об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции указываются:

1) дата и место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

4) судебные постановления, которые обжалуются.

Описательная и мотивировочная части практически совпадают и включают в себя краткое изложение вынесенных по делу судебных постановлений, мотивов, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Мотивы отказа связаны с отсутствием оснований для пересмотра дела в порядке надзора - отсутствием доказательств незаконности судебного постановления, вступившего в законную силу.

Резолютивная часть определения содержит вывод судьи - отказать в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части определения суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должны быть указаны:

1) дата и место вынесения определения;

2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

5) судебные постановления, которые обжалуются.

В описательной части определения содержится изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления.

Мотивировочная часть определения содержит изложение оснований для передачи дела в целях его рассмотрения по существу в надзорной инстанции.

В резолютивной части содержится предложение судьи, вынесшего определение, о передаче дела для его рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Вынесенное определение, а также материалы истребованного и изученного дела вместе с надзорной жалобой или представлением прокурора направляются судьей, вынесшим определение, в суд надзорной инстанции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных