Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Введение в философию




Учебное пособие для квалификации (степени) «бакалавр»

направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»

Липецкого филиала

Международного института компьютерных технологий

 

Редактор Остроухова Г.Н. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Подписано в печать _______ Тираж __ 1000 ____ экз.

Ризография. Печ. л. ____

 

Липецкий филиал Международного института компьютерных технологий.

398055, г. Липецк, проезд Сержанта Кувшинова, 5Б.

Типография ЛФ МИКТ, 398055, Липецк, проезд Сержанта Кувшинова, 5Б


[1] Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.С.183.

[2] Левашов В.К. Социально-политические аспекты концепции устойчивого развития. М.: Academia,1997, С.17-18.

[3] См. подр.: Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.С.183.

[4] Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1965.С.6.

[5] Маргинализация - (от лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него. Риску М. подвержены инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.

[6] Гуманизм - (от лат. humanus — человеческий, человечный) — в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

[7] Рационализм - (лат. ratio — разум) — в широком смысле слова — определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети — середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.

[8] Индивидуализм (франц. individualisme, от лат. individuum — неделимое) - особая форма мировоззрения, противопоставляющая индивида обществу как таковому. Индивидуализм - нравственный принцип, ставящий интересы отдельного человека выше интересов общества.

[9] См. подр.: Человек и общество. Учебное пособие / С.В. Решетников, Я.С. Яскевич. Мн.: ТетраСистемс, 2002.С.240.

[10] Римский клуб - международная неправительственная научная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Деятельность Римского клуба направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем. Римский клуб создан в 1968г. итальянским экономистом А.Печчеи.

[11] Лукьянец В., Соболь О. Горизонты гуманитарии: проблема постчеловеческого будущего // Фiлософiя освi ти. 2006. №3.С.145-164.

[12] Гуревич П.С. Философия как порождение кризисного сознания / Культурология. М.: Гардарики, 1999.С.139.

[13] Радугин А.А. Философия. М.: Изд-во Центр, 2004. С.13.

[14] См. подр.: Иванов А.Г. Социально-философский анализ архаического и современного мифологического сознания. Воронеж, Изд-во ВГПУ, 2010.

[15] Хотя по вопросу о причислении Д. Юма и И. Канта к агностицизму до сих пор существуют серьезные споры и высказываются противоречивые точки зрения. См. подр.: Философия: энциклопедический словарь / под ред. д.филос.н., профессора А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – C.16.

 

[16] Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2008.С.471.

[17] Станкевич Л.П. Философия. Липецк, ЛГТУ, 2002.С.57.

[18] Категории (от греч. – kategoria – высказывание; признак) – наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления и отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме.

[19] Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вестник Московского Ун-та. Серия 7. Философия. – №2. – 2000. – С.5.

[20] Вещь // Философский энциклопедический словарь. Под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Москалева, В.Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983.С.80.

[21] См. подр.: Введение в философию. / Под ред. И.Т. Фролова в 2 ч. Ч.2. М., 1989.С.14-49.

[22] См. подр.: Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2008.С.466.

[23] Хайдеггер М. Вопрос о технике // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.С.226-227.

[24] Ленин В.И. ПСС, т.18, С.131.

[25] См. подр.: Материя / Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.С.483.

[26] Станкевич Л.П. Философия. Липецк, ЛГТУ, 2002.С.59.

[27] См. подр. Плетников Ю.К. О социальной форме движения материи. М.: Изд-во МГУ, 1971.

[28] См. подр.: Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Мысль, 1991.С.37-92.

[29] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.С.127.

[30] См. подр. о времени и вечности: Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

[31] См. подр.: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

[32] Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.С.127

[33] Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: учебное пособие для ВУЗов. М.: Высш.шк., 1991.С.305-361.

[34] См. подр. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005.С.150-166.

[35] Более подр. см.: Введение в философию: Учеб. для ВУЗов. В 2 ч. Ч.2. – М.: Политиздат, 1989..С.107-138.

[36] Поддубный Н.В. Диалектика и синергетика – онтологическое и эпистемологической единство // Научная мысль Кавказа. – 2000. - №1.

[37] Губин В.Д. Философская антропология: Учеб. пособие / Губин В.Д., Некрасова Е.Н. - М.: Per Se; СПб.: Унив. кн., 2000.С.32.

[38] Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство Лань, 1997.С.16.

[39] Бубер М. Два образа веры. Пер. с нем. – М.: Республика, 1995.С.165.

[40] Палеонтология – наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков, следов их жизнедеятельности.

[41] Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2007.С.602.

[42] См. подр. Найдыш В.М. Указ. cоч.С.615.

[43] Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург: УрГУ, 2007.С.37.

[44] Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность / Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С.151.

 

[45] Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект). М.: Высшая школа, 1989.С.79.

[46] Станкевич Л.П. Философия. Липецк, ЛГТУ, 2002.С.60.

[47] Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005.C.295.

[48] См. подр.: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005.C.317-318.

[49] Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005.С.332.

[50] См. подр.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учеб. – 4 –е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.252-255.

[51] См. подр.: Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.

[52] См. подр.: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

[53] Тарасов Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. – Воронеж, ВИВТ, 2006.С.3.; Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: общие проблемы. - Воронеж, 2007. – С.37.

[54] Радугин А.А. Указ. Соч. С.37.

[55] Тарасов Ю.Н. Указ. Соч.С.34.

[56] См. подр.: Радугин А.А., Радугина О.А. Указ.соч. С.42.

[57] Там же. С.44.

[58] Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. для ВУЗов. В 2 ч. Ч.2. – М.: Политиздат, 1989.С.374.

[59] Там же.

[60] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие. – М.: Контакт-Альфа, 1995. С.274.

[61] Момджян К.Х. Введение в социальную философию: учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1997.С.81-94.

[62] Станкевич Л.П. О системе социальной философии // Актуальные проблемы социальной философии: сборник научных трудов, посвященный 50-летию ЛГТУ и 30-летию кафедры философии. В 2 ч.Ч.1. – Липецк: ЛГТУ, 2006. – С.9.

[63] Rohbeck J. Technik – Kultur – Geschichte. – Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2000.S.12.

4 Останина, О.А. Проблема субъективного в историческом познании: Автореф. дисс…д.ф.н. – М., 1998.С.17.

[64] Линченко А.А. Целостность исторического сознания: введение в исследование проблемы. Липецк-Тамбов, Издательство Першина Р.В., 2010.С.111.

[65] См. подр.: Рудаков С.И. История марксистской философии XIX в.: пособие для студентов и аспирантов философских факультетов ВУЗов. – Воронеж, ВГУ, 2003.

[66] См. подр.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 т. М.: Политиздат, 1956.Т.2.

[67] См. подр.: Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990.С.147.

[68] См. подр.: Гобозов И.А. Философия истории. - М.: ТЕИС, 1993.С.128.

[69] См. подр.: Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М.: Центр, 1991; Культурология. Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Юрайт-Издат, 2005; Культурология: учебное пособие. Под ред. проф. Г.В. Драча. М.: Альфа-М, 2003.

[70] Философия. Учебник. Отв. ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: Тон-Отсожье, 2001.С.422.

[71] Шпенглер О. Закат Европы. Минск, Харвест, 2000.С.559.

[72] Холизм — философия целостности. Согласно холизму, миром управляет процесс творческой эволюции, создающей новые целостности.

Телеология — учение о цели и целесообразности. Принцип «конечных» причин, согласно которому идеально постулируемая цель оказывает объективное воздействие на ход процесса.

 

[73] Гомеостаз — относительно динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма.

[74] Витализм — учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

[75] Энтелехия — один из терминов философии Аристотеля (наряду c энергией) для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности бытия. В философии нового времени понятие энтелехии возрождается у Лейбница, относившего его к монадам.

 

[76] Латентный — скрытый. По мнению Фрейда, раннедетские переживания из области сексуального подвергаются вытеснению и заслоняются покрывающими воспоминаниями.

[77] Бессознательное — 1) в широком («описательном», по 3. Фрейду) смысле — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так называемого Бессознательного: Пред-сознательное и собственно Бессознательное; 2) в более строгом («динамическом») смысле Бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от Предсознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по Фрейду, как самое «низкое» (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность сверх-Я).

[78] Вытеснение — перевод психического содержания из сознания в бессознательное или удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определенными бессознательными силами. Одно из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными.

[79] Сравните: «Замечания о понятии бессознательного» (Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre», 4 Folge) Новейшее направление в критике бессознательного заслуживает быть здесь рассмотренным. Некоторые исследователи, не отказывающиеся от признания психоаналитических фактов, но не желающие признать бессознательное, находят выход из положения c помощью никем не оспариваемого факта, что и сознание как феномен дает возможность различать целый ряд оттенков интенсивности или ясности. Наряду c процессами, которые сознаются весьма живо, ярко и осязательно, нами переживаются также и другие состояния, которые лишь едва заметно отражаются в сознании, и наиболее слабо сознаваемые якобы суть те, которые психоанализ хочет обозначить неподходящим термином «бессознательное». Они-де, в сущности, тоже сознательны или «находятся в сознании» и могут стать вполне и ярко сознательными, если только привлечь к ним достаточно внимания.

Поскольку мы можем содействовать рассудочными аргументами разрешению вопроса, зависящего от соглашения или эмоциональных моментов, по поводу приведенных возражений можно заметить следующее: указание на ряд степеней сознания не содержит в себе ничего обязательного и имеет не больше доказательной силы, чем аналогичные положения: существует множество градаций освещения, начиная от самого яркого, ослепительного света и кончая слабым мерцанием, следовательно, не существует никакой темноты. Или: существуют различные степени жизненности, следовательно, не существует смерти. Эти положения в известном отношении могут быть и содержательными, но практически они непригодны, как это тотчас обнаружится, если мы пожелаем сделать из них соответствующие выводы, например: следовательно, не нужно зажигать света, или: следовательно, все организмы бессмертны. Кроме того, вследствие такого незаметного подведения под понятие «сознательного» утрачивается единственная непосредственная достоверность, которая вообще существует в области психического. Сознание, о котором ничего не знаешь, кажется мне гораздо более абсурдным, чем бессознательное душевное. И наконец, такое приравнивание незаметного бессознательному пытались осуществить, явным образом недостаточно считаясь c динамическими отношениями, которые для психоаналитического понимания играли руководящую роль. Ибо два факта упускаются при этом из виду: во-первых, очень трудно и требует большого напряжения уделить достаточно внимания такому незаметному: во-вторых, если даже это и удается, то прежде бывшее незаметным не познается теперь сознанием, наоборот, часто представляется ему совершенно чуждым, враждебным и резко им отвергается. Возвращение от бессознательного к малозаметному и незаметному есть, таким образом, все-гаки только следствие предубеждения, для которого тождество психического и сознательного раз навсегда установлено.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных