Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебного года (ФИПИ)




с дополнительными комментариями и рекомендациями

(уч. А.А.Тулвинская).

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

1. «Разум и чувство»,

2. «Честь и бесчестие»,

3. «Победа и поражение»,

4. «Опыт и ошибки»,

5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

I. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Дополнительный комментарий А.А.Т.

Сочинение- рассуждение

Тезис. Разум и чувство – две стороны одной медали. Гармонично развитая личность в равной степени обладает и тем, и другим. Если же баланс между разумом и эмоциональной сферой нарушен, то возникает конфликт. Это конфликт

а) между человеком и обществом (или одним из представителей общества)

или это

б) мучительное раздвоение внутри одного человека.

Аргументы.

Для варианта а) (между человеком и обществом или одним из представителей общества)

1. Евгений ВасильевичБазаров (разум) и его родители (сердце)(Иван Сергеевич Тургенев, роман «Отцы и дети»);

2. Евгений Васильевич Базаров (разум) и Павел Петрович Кирсанов (эмоции) (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»);

3. Анна Сергеевна Одинцова (голый расчет) и ее сестра Катя (чувства) (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»);

4. Андрей Болконский (разум) и Пьер Безухов (сердце, душа) (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»);

5. Андрей Болконский (учится чувствовать после разочарований) и Наташа Ростова (живет только чувствами) (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»);

6. Евгений Онегин (разум) и Владимир Ленский (чувства) (Александр Сергеевич Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин».

7. Вера Николаевна Шеина и ее окружение (разум, расчет) и телеграфист Желтков (чувства) (Александр Иванович Куприн, повесть «Гранатовый браслет»).

8. Илья Ильич Обломов (раб чувств) и Андрей Иванович Штольц (раб разума) (Иван Александрович Гончаров, роман «Обломов»)

Примечание1. Предложенные аргументы не единственны как внутри названных текстов, так и вне этих произведений, т.е, можно назвать много других рассказов, повестей, романов и пр., которые дают возможность проиллюстрировать ваши рассуждения. То же самое касается всех остальных направлений.

Примечание 2. Для вариант 8: этот аргумент подходит для тезиса: жить только чувствами так же ошибочно, как руководствоваться исключительно разумом(именно смерть Обломова дает толчок для развития эмоционального начала в душе Штольца).

Для варианта б) (внутри одного человека)

1. Евгений Базаров (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»);

2. Анна Сергеевна Одинцова (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»);

3. Григорий АлександровичПечорин (Михаил Юрьевич Лермонтов, роман «Герой нашего времени».

4. Александр Андреевич Чацкий (Александр Сергеевич Грибоедов, комедия «Горе от ума»);

5. Ольга Ильинская (Иван Александрович Гончаров, роман «Обломов»)

Примечание 3. Для всех названных героев характерна внутренняя борьба между разумом и чувством, между рассудком и душой.

____________________________________________________________

II. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Дополнительный комментарий А.А.Т.

Сочинение- рассуждение

Тезис №1. Честь и бесчестие – это взаимоисключающие понятия, они не могут сосуществовать в одном человеке. Честь обязательно предполагает такие моральные качества, как совесть, порядочность, верность высоким идеалам. Бесчестие – синоним предательства, обмана, коварства. Оно неизбежно оборачивается нравственным падением, утратой человечности, крахом личности. И понять это человек должен в начале своего пути, чтобы в критический момент не совершить ошибку, цена которой – жизнь, твоя или чужая.

Тезис №2. Есть ли что-либо дороже жизни? Есть. Это честь.

Бывают обстоятельства, когда, чтобы остаться честным человеком, надо заплатить своей жизнью.

Аргументы.

1. Петруша Гринёв (честь) и Алексей Швабрин (бесчестие) (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»).

2. Тарас Бульба (честь) и его сын Андрий (бесчестие) (Николай Васильевич Гоголь, повесть «Тарас Бульба»).

3. Сотников (честь) и Рыбак (бесчестие) (Василий Владимирович Быков, повесть «Сотников»).

4. Эраст (бесчестный поступок по отношению к Лизе) (Николай Михайлович Карамзин, повесть «Бедная Лиза»).

5. Защитники Белогорской крепости, которые приняли мученическую смерть, но не присягнули Пугач ё ву (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»).

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ III. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Дополнительный комментарий А.А.Т.

Сочинение- рассуждение

Тезис №1. Человеческая жизнь – штука странная и непредсказуемая. Порой то, что ты в своё время не ценил, чего, может быть, даже стыдился, становится самым лучшим моментом твоего существования, а то, к чему ты страстно стремился, приносит одни разочарования, оборачивается мучительным поражением.

Аргументы

1. Родион Раскольников (Федор Михайлович Достоевский, роман «Преступление и наказание»).

2. Андрей Болконский (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»).

Тезис №2. Иногда обстоятельства складываются не в твою пользу. Надо суметь пережить их, может быть, постараться перебороть эти обстоятельства, выйти из ситуации победителем.

Аргументы

1. Мцыри (М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри»).

2. Мастер (Михаил Александрович Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»).

3. Понтий Пилат и Иешуа (Михаил Александрович Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»).

Тезис №3. У каждого человека есть цель. Всегда ли достижение этой цели – победа? И осознает ли сам человек, что все, к чему он стремился всю жизнь, правильно? Не предает ли собственных идеалов?

Аргументы

1. Доктор Старцев (Антон Павлович Чехов, рассказ «Ионыч»).

________________________________________________________

IV. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Дополнительный комментарий А.А.Т.

Сочинение- рассуждение

Тезис №1. Вся человеческая жизнь – это череда взлетов и падений, проб и ошибок. Мы совершаем поступки, не всегда осознавая их последствия. Бывает, что жалеем о содеянном. Но важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, Главное – иметь мужество признать, что ты неправ. Именно так приобретается бесценный опыт.

Аргументы

1. Родион Раскольников (Федор Михайлович Достоевский, роман «Преступление и наказание»).

2. Николай Ростов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – можно остановиться на любом из героев (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»).

3. Павел Петрович Кирсанов (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»).

4. Григорий Мелехов (Михаил Александрович Шолохов, роман «Тихий Дон»).

Тезис №2. Человеку свойственно ошибаться. Но признать ошибки может не каждый. Хорошо, если ты вовремя их осознал и постарался исправить, ведь может быть поздно…

Аргументы

1. Дуня, дочь Самсона Вырина (Александр Сергеевич Пушкин, повесть «Станционный смотритель»).

V.«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Дополнительный комментарий А.А.Т.

Сочинение- рассуждение

Тезис. Людей в этом мире связывают разные отношения. Самыми ценными из них являются любовь и дружба. Нам не дано понять, как рождаются эти чувства, зато природа вражды и ненависти всегда ясна: ревность, зависть, обида…

Аргументы

1. Петр Гринев – Алексей Швабрин (А. С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»).

2. Евгений Онегин – Владимир Ленский (А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»).

3. Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилла Петрович Троекуров (А. С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»).

4. Петр Гринёв – Емельян Пугачев (А. С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»).

Примечание 4. Тезис к аргументу 4 должен быть скорректирован: …нам не дано понять, как рождаются эти чувства. Бывает трудно объяснить, почему люди, находящиеся на разных полюсах жизни, вдруг оказываются друзьями – или врагами. И наоборот.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных