Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения




Эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. К этому времени относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре.

Революционное развитие производительных сил, разложение феодальных сословных и цеховых отношений, которые сковывали производство, приводят к освобождению личности, создают условия ее свободного и универсального развития. Несомненно, что все это не могло не отразиться на характере мировоззрения. В эпоху Возрождения происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической, идеологии. Этот процесс получает отражение и в музыкальной эстетике. Уже XIV век таил в себе симптомы пробуждения нового эстетического мировоззрения. Искусство и эстетика Ars nova, трактаты Иоанна де Грохео и Маркетто Падуанского постепенно расшатали традиционную систему средневековой музыкальной теории. Здесь был подорван теологический взгляд на музыку, основанный на признании некоей невоспринимаемой чувством небесной музыки. Однако многовековая традиция средневековой музыкальной теории не была окончательно разрушена. Потребовалось еще одно столетие, чтобы музыкальная эстетика наконец-то вырвалась из рамок сковывающих ее традиционных схем.

Музыкальная эстетика эпохи Возрождения в трактовке вопроса о назначении музыки опирается на реальную практику, характеризующуюся необычайным развитием музыки в общественной жизни. В это время в городах Италии, Франции, Германии образуются сотни музыкальных кружков, в которых с увлечением занимаются композицией или игрой на различных музыкальных инструментах. Владение музыкой и знание ее становятся необходимыми элементами светской культуры и светской образованности. Известный итальянский писатель Бальдасаре Кастильоне в своем трактате "О придворном" (1518) пишет, что человек не может быть придворным, "если он не музыкант, не умеет читать музыку с листа и ничего не знает о разных инструментах". О необычайной распространенности музыки в гражданской жизни XVI века свидетельствует живопись этого времени. В многочисленных картинах, изображающих частную жизнь дворянства, мы постоянно встречаем сотни людей, занятых музыкой: поющих, играющих, танцующих, импровизирующих и т. д.

Раньше всего культура Возрождения возникла и развилась в Италии. Века Ренессанса здесь отмечены мощным развитием народной поэзии и музыки, причём главную роль занимают богатейшие традиции песнетворчества в таких его жанрах как лауда, фроттола, виланелла. Не менее популярным жанром в бытовом городском музицировании стала каччия, обычно отображавшая сочную жанровую сценку с использованием в тексте и музыке бытующих интонаций – вплоть до выкриков разносчиков и продавцов. Каччия часто сопровождалась круговой хороводной пляской. Итальянская баллада – также распространенный жанр песенно-танцевальной лирики, связанный с сольно-хоровым исполнением (во Франции того времени аналогичные черты имел жанр виреле). Народно-песенные интонации, определенный вес мелодического начала, изобретательность фактуры – эти качества светской бытовой музыки проникают также и в духовную музыку, вплоть до полифонических месс.

Напевно-мелодический характер музыки был связан с тем, что в Италии достаточно быстро развились традиции сольного и ансамблевого музицирования на струнных смычковых инструментах. И вообще, большое распространение инструментальной музыки способствовало формированию гомофонного склада и функциональной гармонии.

Прежде чем в музыкальных кругах Италии появилась скрипка (в последней четверти XVI века) и начало развиваться производство скрипок кремонскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери и др., особой популярностью пользовались лютня (самый известный композитор-лютнист – Франческо Милано), виола, испанская гитара, теорба (басовая лютня больших размеров).

Скрипичное мастерство ранее всего формируется в произведениях Б.Донати, Л.Виадана, Дж.Джиакомелли (он славился мастерством длительного ведения смычка и техникой легато). Новый шаг в развитии скрипичного исполнительства связан с творчеством К.Монтеверди, который развивает пассажную технику, применяет тремоло, пиццикато, обогащает динамику полярными контрастами pp и ff.

Большое оживление наблюдалось в области органного и клавесинного исполнительства. С 40-х г.г. XVI века резко возрастает число органных сборников, появляется целая плеяда выдающихся органистов – Виллаэрт, Андреа и Джованни Габриэли, Клаудио Меруло, Каваццони. Эти мастера закладывают основы итальянского органного искусства и создают жанры инструментальной музыки – ричеркар, канцона, токката.

Клавесинное исполнительство широко использует бытовые танцы, обработки популярных светских песен. Выдающимся композитором-импровизатором на органе и клавире был Джироламо Фрескобальди, в творчестве которого появились целые сборники клавесинной музыки – танцевальные циклы.

Композиторская школа Италии также представлена деятельностью профессиональных композиторов-полифонистов – Адриана Виллаэрта и его учеников Чиприана де Роре, Андреа и Джованни Габриэли, Джованни Пьерлуиджи да Палестрины. Их творческое наследие многообразно и, в основном, состоит из вокальных полифонических произведений – многих десятков месс, духовных и светских мадригалов, мотетов, которые исполнялись преимущественно хором a capella.

Мощное развитие полифонии в Нидерландах объясняется богатством народного многоголосия и наличием специальных школ-общежитий певчих (метриз) при кафедральных соборах богатых нидерландских городов.

К нидерландской полифонической школе принадлежало несколько поколений композиторов. Их деятельность протекала не только в Нидерландах, охватывавших в то время территории современной Бельгии, Люксембурга, юго-запада Голландии и севера Франции (отсюда – иное наименование школы – франко-фламандская). Крупные представители нидерландской школы плодотворно работали в Риме (Дюфаи, Обрехт, Жоскин) и других городах (Виллаэрт, Роре – в Венеции, Изаак – в Австрии и Германии, Беншуа – в Дижоне при Бургундском дворе).

Нидерландская школа обобщила многовековое развитие полифонии во всех странах Европы. Хотя в творчестве этих мастеров церковная музыка занимала, безусловно, ведущее место, тем не

менее, наряду с духовными произведениями, композиторы писали много светских многоголосных песен, в которых нашел отражение богатый мир идей и чувств, характерный для эпохи Возрождения.

Наиболее монументальным жанром творчества нидерландских полифонистов стала месса, в которой произошла квинтэссенция принципов полифонии строгого стиля. Однако деятельность каждого мастера обнаруживает новаторские черты, связанные с поисками выхода за пределы установленных выразительных канонов. Опора на бытующий песенный и танцевальный материал, взаимовлияние духовных и светских жанров приводит к постепенному выделению в полифонии мелодического голоса, к образованию аккордовой вертикали и функционального мышления.

Венцом нидерландской полифонии XVI века стало творчество Орландо Лассо. Именно в его творчестве сконцентрировались самые широкие жанровые интересы Ренессанса: он отдал дань практически всем вокальным формам своего времени – мадригалу, мессе, мотету, французской шансон и даже немецкой многоголосной песне. Произведения композитора насыщены жизненно-правдивыми образами, обладают яркой мелодикой, рельефным разнообразным ритмом, последовательно разработанным гармоническим планом, что обеспечило их необыкновенную популярность (они были многократно использованы другими композиторами для лютневых и органных обработок).

Развитие ренессансных тенденций и формирование французской национальной культуры наметились уже в XIV столетии. Выдающимися представителями искусства раннего Возрождения во французской музыке были Филипп де Витри и Гильом де Машо, оставившие большое наследие в жанрах виреле, ле, рондо баллады.

Глубоко жизненным и реалистичным был наиболее характерный для французского музыкального искусства жанр шансон, который представляет собой многоголосную песенную форму со светским текстом и обычно народно-бытовой мелодикой. Именно в этом жанре ярче всего проявились новые ренессансные черты в содержании, сюжетике, особенностях выразительных средств.

Французская шансон XV-XVI веков – это своего рода «энциклопедия» французского быта того времени. Ее содержание разнообразно и может быть повествовательным, лиричным, интимным, печальным, шуточным, описательным, галантным. Характерно и многообразие их масштабов – от нескольких тактов до 42 страниц.

Простота и непосредственность выразительных средств, периодическое строение с определенными концовками на D и T, приём запева, который затем подхватывается всем ансамблем – типичные черты жанра, музыка которого иногда напоминает народный танец, лирико-эпический напев или задорную уличную городскую песенку – прообраз будущего водевиля. Для музыки шансон характерна подчеркнутость ритмической основы, иногда ей свойственен куплетный склад или круговая рондообразность, для сопровождения могут использоваться народные инструменты.

Наиболее выдающимся композитором французского Возрождения был Клеман Жанекен, в творчестве которого нашли отражение и тонкая любовная лирика (в песнях на тексты поэта Ронсара), и выражение настроений грусти и скорби, и полные жизни и движения сцены народного веселья. В его наследии привлекают особое внимание большие хоровые песни-фантазии программного характера, полные изобретательности и остроумных находок в области хорового письма. В них Жанекен красочно отобразил жизнь и быт своего времени. Наиболее известны «Битва», «Охота», «Пение птиц», «Уличные выкрики Парижа».

Помимо более 200 песен, Жанекен писал и мотеты, и мессы. Но и в области музыки для католического культа он смело использует народные мелодии, интонирует духовные тексты на фанфарные обороты военной музыки, вводит танцевальные ритмы.

В большой степени такое обращение с народно-песенным и танцевальным материалом было свойственно многим композиторам Возрождения, объединявшим в своём творчестве интерес к духовным и светским жанрам, что и привело к окончательному выделению светской музыки в область художественной самостоятельности и профессионализма.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных