Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В ТПУ прошла Общероссийская конференция, посвященная Национальной доктрине инженерного образования в России




 

Сделать инженерное образование в России в соответствии с задачами, поставленными в статье В. Путина "Нам нужна новая экономика", -такова была тема конференции, собравшей в НИ ТПУ более 100 представителей вузовского сообщества страны. В числе участников были также представители Совета Федерации, ГосДумы, областной администрации. Зам. председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике В. Кресс сообщил, что 12 декабря верхняя палата парламента примет эстафету томской конференции и будет проводить слушания по той же теме инженерного образования в России. И в этом смысле конференция в Томске дает хороший шанс сблизить позиции власти и вузовского сообщества. Сенатор В.Кресс: "Пристальное внимание к этой теме продиктовано временем. Мы стоим на пороге очередной волны индустриализации страны. Указ президента В. Путина запустил проект создания к 2020 году 25 млн современных высокотехнологичных рабочих мест, что требует кардинальной перестройки инженерного образования. Оно в последние годы столкнулось с вызовами глобального и отечественного характера, среди которых наиболее острыми являются переход на Болонскую систему подготовки специалистов, конкуренция на мировом рынке инженерного труда в связи со вступлением России в ВТО, резкое снижение престижа инженерного труда. Запаздывает закон об инженерной деятельности в России". С основными докладами на конференции выступили ректор ТПУ П. Чубик и президент Ассоциации инженерного образования России Ю. Похолков. От имени ГосДумы конференцию приветствовал член комитета по образованию А. Эркенов, а от имени губернатора региона - начальник департамента областной администрации А. Пушкаренко. П.Чубик: "Несмотря на 116-летний возраст ТПУ, мы формируем и воплощаем в жизнь современную стратегию развития высшей инженерной школы. Вуз первым в России получил право сертифицировать профессиональных инженеров, с 2004 года действуют программа элитного технического образования, у нас 12 магистерских программ уровня "двойной диплом" с ведущими университетами Европы, а также магистерские программы для высокотехнологичных российских компаний. Ежегодный спрос на выпускников ТПУ более чем в 1,5 раза превышает их число. В прошлом году вуз вошел в мировой рейтинг лучших университетов. Но я бы сейчас не стоял за этой трибуной, если не было бы о чем волноваться. Мы все в этом зале должны, говоря на языке наших студентов, "взломать мозг" для того, чтобы ответить на вопрос о том, как улучшить инженерное образование. Одна из ключевых причин отставания наших вузов в мировых рейтингах - узкая отраслевая специализация в обучении и научных исследованиях. Зарубежные университеты-лидеры исповедуют междисциплинарность, обеспечивая разработку всех прорывных технологий, начиная со студенческой скамьи. - Общий для всех развитых стран невысокий конкурс на инженерные специальности у нас в стране осложняется еще и 20-летием технологического застоя. Профессия инженера мало востребована и невысоко оплачивается по сравнению с банковскими служащими, юристами, топ-менеджерами. Это мы видим и в ТПУ, где большой конкурс на нефтегазовое дело. Почему? Потому что выпускников этого направления ждут высокие зарплаты. Предложения повысить престижность профессии, сократив число студентов, не пройдут. Массовость высшего образования - мировая тенденция, ибо это главный социальный лифт. Россия самая образованная страна, у нас имеют высшее образование 54%, в США 42%. И все же надо признать, что такой концентрации талантов на технические специальности, как в советское время, уже никогда не будет". Высказался ректор и по поводу критики некоторыми экспертами перехода на уровневую систему. П. Чубик: "Считаю, что в условиях массового образования именно уровневая подготовка дает возможность на втором уровне плодотворно работать с талантливыми студентами. В этом году в магистратуру ТПУ поступили выпускники 55 вузов! Проблемы, связанные с бакалавриатом, в нашем вузе тоже разрешены. Мы выясняем с помощью тестов сильных, средних и слабых абитуриентов и выравниваем знания последних с помощью специальных курсов". Вступление в ВТО, по мнению ректора, для инженерного образования не создаст проблем в случае аккредитации образовательных программ и сертификации инженерного труда. П. Чубик: "Россия в следующем году, будет представлена во всех международных аккредитующих и сертифицирующих организациях. К 2018 году мы планируем 45% наших программ провести через процедуру международной аккредитации. Но России нужен Закон об инженерной деятельности, чтобы такая процедура аккредитации была не из разряда любительских, а профессиональной. В этом плане у нас хорошие условия для старта". Ю. Похолков представил на конференции Доктрину опережающего инженерного образования России. В первую очередь она предполагает разработку и принятие Закона "Об инженерной деятельности в России". Это, по сути, регламент требований к квалификации инженера, его права и обязанности. Доктрина предусматривает обязательный экзамен по физике на ЕГЭ и создание специальных гимназий, окончание которых дает право учиться в университете. Следующие условия - повышение зарплаты педагогам технических дисциплин и точных наук, приоритетное финансирование развития материальной базы технических вузов, привлечение опытных отечественных и зарубежных экспертов и профессоров, включая разработку ими образовательных программ. Необходимо стимулировать участие работодателей в подготовке специалистов в области техники технологии, инвестиция ими инженерного образования....
Исходный файл "АиФ в Томске" "АиФ в Томске", 12.12.2012

 

В рамках конференции представители ТПУ Ю. Похолков, А. Чучалин и другие участники конференции, а также зам. председателя Вашингтонского Соглашения A. Wo прокомментировали итоги обсуждаемой темы. Ю. Похолков, являющийся президентом Ассоциации инженерного образования России, сообщил, что в Ассоциации уже 2 года идет аналитическая работа, проведено десятка два экспертных семинаров о состоянии инженерного образования в России. В результате подготовлена доктрина - стратегический документ, определяющий цели, инструменты и технологии подготовки специалистов, которые были бы способны осуществить позитивные изменения в экономике страны. Ю. Похолков: "На нашей конференции мы рассматриваем, что надо сделать научно-образовательному сообществу, ректорам и администрациям вузов, законодательной и исполнительной ветвям власти, представителям бизнеса, чтобы оказать влияние на изменения в системе нашего высшего инженерного образования. Оно было эффективным в советское время. Сегодня мы выпускаем 200 тысяч инженеров в год, а пользуемся в быту иностранной техникой - от стиральной машины до самолета. При этом сказать, что мы готовим одинаково плохо всех инженеров, нельзя. - Я проводил в Праге семинар с группой ректоров из 9 стран Европы и задал им вопрос, как они оценивают уровень подготовки российских инженеров. Ответы предложил выбрать из большого списка от "критически низкий" до "лучший в мире". Большинство россиян дали оценку "удовлетворительный", иностранцы же как "превосходный". Понятно, что они судят по тем нашим специалистам, которые работают в Европе. Значит, есть у нас такие инженеры, даже не благодаря, а вопреки нашей системе образования". Вопрос: "Как же тогда решить задачу поставленную главой государства о новой индустриализации, - создать 25 млн новых рабочих мест? Будет ли увеличен прием на инженерные специальности?" А. Чучалин: "Нигде не было сказано об увеличении приема. Сейчас идет обратный процесс, количество студентов сокращается, Министерство образования ведет дело к сокращению приема, закрытию неэффективных вузов. Даже если мы будем выпускать по 200 тысяч инженеров в год, за 10 лет получим только 2 млн специалистов". Ю.Похолков: "Этот тезис о 25 млн - некая "дорожная карта", проектный документ для формирования различных программ. Только 6 млн рабочих мест из 25 предназначено для инженерного состава. Должна быть сформирована программа новой индустриализации, провозглашенной Путиным. Чтобы появились эти миллионы рабочих мест, специалисты, которых мы выпускаем, должны быть способны сами создавать предприятия с новыми рабочими местами. И это требует другого подхода к содержанию и технологии инженерного образования". О критериях современного инженерного образования спросили и A. Wo: "Я вижу, что в последние несколько лет Россия сделала большой прорыв, и безусловным доказательством этого является деятельность Ассоциации инженерного образования, которая вошла в прошлом году в Вашингтонское соглашение. Оно является важным инструментом для того, чтобы наладить выпуск инженеров, конкурентных на рынке труда. Задача сложная, тем более, что мы должны готовить инженеров будущих профессий, которые не могли предвидеть, или даже подумать 5-7 лет назад. Например, оптимизатор поисковой системы. Важным в этом процессе является подготовка специалистов умеющих работать в команде, создание среды, способной умножать креативность, аккредитация учебных программ по международным стандартам. В ТПУ они есть". В этом году проходной балл ЕГЭ по физике был низким. Тем не менее, только 25% выпускников России выбрали физику, без которой не поступить на инженерный факультет. Вопрос: "Что делать, чтобы таких учеников стало больше?" Ю. Похолков считает, что зарплата учителей должна стать такой, чтобы в школу пришли сильные преподаватели из вузов, способные увлечь ребят физикой. A. Wo заметил, что в Америке тоже большинство школьников хотят стать юристами, врачами, это мировая проблема, тем не менее, хороших инженеров хватает. А. Чучалин: "В ТПУ действуют три траектории движения поступивших абитуриентов. После тестирования около 10 %, имеющих хорошую подготовку, попадают на программу элитного образования, около 30-40 % направляются на выравнивающие курсы по физике, математике, остальные осваивают базовые учебные планы".
Исходный файл "АиФ в Томске" "АиФ в Томске", 12.12.2012





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных