Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особые случаи. Денежные уплаты




 

Денежные долги встречаются на практике очень часто и имеют тем более важное значение, что всякое обязательство, направленное на доставление какого-нибудь иного блага, на случай неисполнения его может быть превращено в денежный долг.

Денежным долгом в тесном смысле называется такое обязательство, при котором кредитор имеет получить известную сумму денег in abstracto, напр., занято 100 рублей с обязательством вернуть столько же. В таких случаях платеж, по общему правилу, может быть произведен всякой монетой, пользующейся в данном месте официальным признанием, с тем, однако, ограничением, что кредитор не обязан принимать разменную монету свыше определенной суммы. Если при заключении денежного долга была включена специальная оговорка, что уплата должна быть произведена монетами определенного образца, напр. золотыми рублями, луидорами и т. д., то возникает вопрос о том, какое влияние на судьбу обязательства оказывает последующее изъятие из обращения выговоренной монеты. Дело в том, что вследствие этого доставление таких монет может быть сопряжено с большими жертвами для должника или далее стать совершенно невозможным. Ответ на этот вопрос должен быть дан различный, смотря по тому, какое значение сами стороны желали придать такой оговорке: а) если она имела только второстепенное значение, если у кредитора на первом плане стоит желание получить деньги, и лишь на втором - желание получить их монетами определенного образца, то в таком случае при изъятии выговоренных денег из оборота такая оговорка считается pro non scripto, т. е. должник может произвести платеж и другой монетою; b) если же эта оговорка имела основное значение, если для кредитора было важно получить не деньги вообще а именно монеты установленного образца (напр., он преследовал любительские цели), то тогда последующая невозможность доставления выговоренных монет прекращает обязательство. Но зато в последнем случае нельзя уже говорить о денежном долге в тесном смысле. Тем менее не может быть речи о таковом в тех случаях, когда обязательство направлено на доставление отдельных монет in specie (напр., А дает обещание подарить В коллекцию римских монет времен Цезаря). Если после заключения денежного долга наступили перемены в денежной системе (напр., долг заключен в такое время, когда монетной единицей был гульден, а ко времени платежа монетной единицей является крона), то при переоценке суммы долга следует принять во внимание сравнительную ценность прежней и новой монетной единицы (ср. подробности с указанием литературы у Виндшейда, Pand. т. II, _ 256). Наряду с металлическими деньгами существуют бумажные деньги (кредитные билеты). Никто не может быть принужден к принятию в счет долга бумажных денег, если только это не предписано законом.

 

_ 193. Вознаграждение за вред и убыток *(148)

 

Вредом или убытком называется всякое невыгодное для данного лица изменение его имущественного положения. Вред может быть либо положительный (damnum emergens), когда непосредственно уменьшилось наличное имущество данного лица, либо может заключаться в потере прибыли (lucrum cessans), когда данное действие или событие воспрепятствовало положительно ожидавшемуся приращению имущества.

Далее, вред может быть прямой или косвенный. Вред называется прямым, поскольку он составляет естественное и необходимое последствие вредоносного действия или события (напр., околела лошадь, - прямой вред от этого состоит в утрате той ценности, какую представляла лошадь). Вред называется косвенным, поскольку он возник от стечения особых обстоятельств или соотношений (напр., разбита чашка, входящая в состав дорогого сервиза, - косвенный вред заключается в обесценении всего сервиза).

Очевидно, если бы не наступило данное вредоносное действие или событие, имущественное положение лица было бы более выгодным, чем каким оно представляется после наступления такого действия или события. Разница между тем положением, в каком имущество находится, и тем, в каком бы оно находилось, если б не произошло вреда, составляет интерес потерпевшего (id quod interest). Юридическое значение вреда заключается в том, что при наличности известных условий одно лицо обязано вознаградить другое за понесенный последним убыток. Такая обязанность может возникнуть по закону (напр., кто по своей вине повредил чужую вещь, обязан возместить потерпевшему убыток) или на основании договора (напр., страховые общества возмещают своим клиентам понесенный ими от пожара, градобития, падежа скота и т. д. убыток).

Обязанность вознаградить за убыток может составлять непосредственное содержание обязательства (напр., при договоре страхования или в случае внедоговорного повреждения чужих вещей) или же только эвентуальное содержание его (когда оно наступает вследствие неисполнения договора по вине должника). В последнем случае эта обязанность либо прямо заменяет первоначальное обязательство (напр., А продал В вещь, которая погибла до передачи по вине А; в таком случае остается только обязанность вознаградить В за понесенный убыток), либо привходит к нему (напр., в случае просрочки по вине должника он должен исполнить свое обязательство и, кроме того, обязан вознаградить кредитора за просрочку).

Размер, в котором одно лицо отвечает за убыток, понесенный другим лицом, не всегда совпадает с размером самого убытка. В некоторых случаях должник обязан возместить только объективную ценность утраченной вещи - vera rei aestimatio. В других случаях он отвечает за весь прямой и косвенный убыток, причиненный потерпевшему. Но и в таком случае возмещению подлежит только действительно доказанный вред, поэтому при исчислении ускользнувшей выгоды (lucrum cessans) принимается во внимание только такая выгода, такая прибыль, которую лицу несомненно удалось бы извлечь из вещи, а не такая выгода, которую лицо только надеялось извлечь из нее, но на поступление которой нельзя было положительно рассчитывать (напр., птицелов расставил сети и посторонний по неосторожности разорвал их; тут птицелов не может требовать вознаграждения за то, что не поймал птиц, ибо неизвестно, попались ли бы вообще птицы в его сети). Сверх того, при исчислении убытка не принимается во внимание и так назыв. affectus ratio, т. е. личные чувства потерпевшего, так как это элемент, не поддающийся объективной оценке (напр., лицо А затеряло крестик лица В, который был подарен последнему близким родственником; хотя этот крестик лично для В был гораздо дороже его номинальной стоимости, он тем не менее не может требовать от А вознаграждения свыше объективной цены крестика).

Император Юстиниан постановил, что когда обыкновенная стоимость вещи может быть определена, то вознаграждение за весь убыток не должно превышать двойной стоимости вещи. Но если сущность, количество и величина предмета не определены в точности, то вред оценивается по справедливому усмотрению суда.

 

Уплата процентов

 

Под процентами или ростом (usurae) разумеется то вознаграждение, которое устанавливается за пользование деньгами или другими заменимыми вещами и определяется соразмерно с их количеством и с временем пользования. Для начисления процентов всегда предполагается существование главного или капитального долга (caput, sors), без которого и самые проценты немыслимы, (этим проценты отличаются от ренты, т. е. от дохода с вечного вклада, в котором не существует права требования выдачи самого вклада). Проценты должны быть вносимы вещами того же рода, из каких состоит и главный долг. Обязанность платить проценты может возникнуть на основании юридической сделки (договора или завещательного распоряжения) или по закону. Такая обязанность может быть неразрывно связана с главным долгом, и в таком случае можно требовать платежа процентов, лишь пока существует право иска по главному долгу; или же она установлена на основании особого соглашения, привходящего к главному долгу, и в таком случае существует самостоятельный иск о процентах. Размер договорных процентов в пределах, в каких по закону допускается взимание таковых, зависит от усмотрения сторон: размер законных процентов обыкновенно указывается в соответствующем постановлении закона.

В римском праве существовал целый ряд ограничений касательно размера договорных процентов. А именно: a) размер процентного вознаграждения при денежных долгах, по общему правилу, не должен был превышать 6% (в до-юстиниановском праве - 12%, centesimae usurae); b) не допускался начет процентов на проценты (anatocismus); c) сумма недоплаченных процентов (по юстиниановскому праву сумма как недоплаченных, так и уплаченных процентов) не должна превышать alterum tantum, т. е. не должна быть более суммы капитального долга. Нарушение этих постановлений считалось ростовщичеством, и соответствующие сделки признавались недействительными. Каноническое право совсем было запретило взимание процентов, но позднейшая практика снова вернулась к началам римского права. Ср. Петражицкий. Lehre vom Einkommen. Т. II. _ 10 и сл.

 

Неустойка

 

Неустойка есть договор, в силу которого одна сторона обязуется пред другой уплатить штраф или вообще подвергнуться имущественной невыгоде на случай совершения или несовершения какого-нибудь действия, или неисполнения, или несвоевременного исполнения какого-нибудь обязательства. Неустойка есть условное обещание - цель ее заключается в том, чтобы произвести давление на должника, обеспечить своевременное и точное исполнение того обязательства, которое подало повод к заключению ее. Но при этом, конечно, предполагается, что должник вообще был в состоянии исполнить коренное свое обещание. Поэтому, раз главное обязательство не могло быть исполнено по причинам, не зависящим от должника, кредитор не может требовать и уплаты неустойки (напр., А обещал выстроить В дом в течение года и на случай несвоевременного исполнения обязательства обязался уплатить 10 000 руб.; затем он приступает к работе, но до окончания ее произошло землетрясение и начатая постройка рухнула, - очевидно, В не может требовать уплаты условленных 10 000 руб.). Неустойка может быть присоединена к такому обязательству, которое само по себе уже порождает право иска на случай неисполнения его: но нередко она служит и для обеспечения надлежащего исполнения или неисполнения такого действия, которое само по себе, по смыслу соглашения между сторонами или по характеру своему, не дает заинтересованному лицу права иска.

В тех случаях, где неустойка присоединена к такому обязательству, которое само по себе порождает право иска, возможны две комбинации: a) неустойка имеет исключительно характер штрафа, так что главное обязательство остается в полной силе; b) неустойка может иметь целью заранее определить размер вероятного убытка от неисполнения или неполного исполнения главного обязательства; в таком случае кредитор не может искать сверх неустойки еще и убытки, если только последние не превышают размера неустойки; в последнем случае она может требовать доплаты соответствующей суммы. In dubio, следует предположить, что стороны желали установить неустойку в последнем смысле.

От неустойки следует отличить отступное, т. е. такое побочное соглашение, по которому одной стороне предоставляется отступиться от договора без спроса другой, взносом или потерею известной суммы. Ср. М. Пергамент, договорная неустойка и интерес, изд. 2, 1905, стр. 3-170.

 

Глава II. Субъекты обязательства *(149)

 

Общие замечания

 

Каждое обязательство предполагает наличность двух сторон - кредитора и должника. При этом возможны разные комбинации: 1) иногда существует между сторонами обязательственное отношение такого рода, что одна сторона пользуется всеми правами, другая несет только обязанности, напр., обещание дарить, в римском праве - стипуляция; такое обязательство называется односторонним, obligatio unilateralis; 2) иногда обязательственное отношение бывает такого рода, что приобретение известных прав неразрывно связано с принятием на себя известных обязанностей (напр., купля-продажа, наем и т. д.); такое обязательство называется двусторонним, obligatio bilateralis; 3) наконец, бывают и такие случаи, когда в принципе должник несет только одни обязанности, но, при известных условиях, у него может возникнуть и встречное требование против кредитора (напр., при мандате мандатарий, по общему правилу, обязан только исполнить данное ему поручение и не имеет никаких прав против манданта; но если он вследствие этого был вовлечен в расходы, то может требовать возмещения их от манданта). Такие обязательства называются неравномерными двусторонними обязательствами, obligationes bilaterales inaequales.

 

_ 197. Множественность кредиторов или должников *(150)

 

Простейший случай обязательственного отношения есть тот, когда существуют один кредитор и один должник. Но число кредиторов или должников может быть и больше (напр., А и В вместе покупают вещь или нанимают квартиру у С, или наоборот, С покупает вещь или нанимает квартиру у А и В; или M и N вместе украли вещь у Р, или, наоборот, Р украл вещь, принадлежащую M и N). Спрашивается, какое это оказывает влияние на право требования или обязанность исполнения каждого из них?

Надо различать две категории случаев. По общему правилу, раз само обязательство делимо, то, при наличности нескольких кредитов или должников, каждый имеет право требовать или обязан исполнить только часть целого (напр., если А желает сдать комнату за 20 р.. а наниматель ее В и С, то каждый обязан платить только 10 р.). Однако это не всегда удобно для кредитора, к тому же это начало неприменимо к неделимым обязательствам. Ввиду практических неудобств, какие иногда может представить указанное правило, в применении к известным случаям был допущен иной принцип. А именно, в известных случаях каждый из нескольких кредиторов имеет право требовать исполнения всего обязательства, равно каждый из нескольких должников обязан исполнить все обязательство, но, разумеется, раз воспоследовало полное исполнение, то прекращаются права всех остальных кредиторов или освобождаются от ответственности все остальные должники. Такие обязательства называются солидарными в обширном смысле. Смотря по тому, существуют ли несколько сокредиторов или несколько содолжников, различают активные и пассивные солидарные обязательства.

Солидарные обязательства в обширном смысле распадаются на корреальные и солидарные, в тесном смысле, обязательства. Внешнее различие между теми и другими следующее: 1) корреальные обязательства возникают преимущественно (хотя и не исключительно) на основании юридической сделки. В Риме главной формой заключения корреальных обязательств служила стипуляция (несколько кредиторов одновременно спрашивали должника: spondesne dare, и он отвечал: spondeo, или кредитор спрашивал подряд нескольких должников: spondesne dare, spondesne sare, и после этого все вместе отвечали spondeo). Вследствие этого сокредиторы назывались duo или plures rei stipulandi, а содолжники - duo или plures rei promittendi. Но, кроме того, допускалось установление корреального обязательства и при других договорных соглашениях и даже на основании завещательных распоряжений (напр., завещатель отказывает трем лицам вместе известную сумму денег и прибавляет, что каждый из них может требовать от наследника уплаты всей суммы, или он оставляет несколько наследников и обязывает каждого из них отвечать полностью за уплату легатов). При этом по отношению к отдельным участникам допускалось включение известных модификаций общей их ответственности (напр., из двух корреальных должников один отвечает безусловно, а другой - только на известный срок или под известным условием и т. д.). 2) Солидарные в тесном смысле обязательства возникают на основании специального постановления закона. Именно, закон в некоторых случаях, помимо особого соглашения, придает данному отношению характер солидарного, т. е. дает каждому из нескольких кредиторов право требовать исполнения всего обязательства или обязывает каждого из нескольких должников исполнить все обязательство. Чаще всего возникает солидарное в тесном смысле обязательство в случае совершения несколькими лицами сообща имущественного преступления; такие лица отвечают in solidum за причиненный убыток, т. е. потерпевший может требовать возмещения всего убытка с каждого из них; разумеется, раз один удовлетворил потерпевшего, остальные освобождаются. Другой пример: несколько поверенных в делах отвечают солидарно за убыток, причиненный неправильными действиями каждого из них, пред общим их доверителем (особый случай солидарного обязательства есть тот, когда, несколько лиц имеют право требовать или обязаны исполнить неделимое обязательство, о нем будет сказано ниже).

Различие между корреальными и солидарными в тесном смысле обязательствами не лишено практического значения; между теми и другими существуют некоторые различия в юридических последствиях, сущность которых сводится к тому, что корреальное обязательство в общем менее отяготительно для должника (или должников), чем солидарное в тесном смысле обязательство. На этих различиях и надо теперь остановиться подробнее.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных