Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Наименование
| По учебным планам (УП)
| с максимальной
трудоёмкостью
| с минимальной трудоёмкостью
| Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
| по ГОС
|
| по УП
|
|
| Изучается в семестрах
|
|
| Вид итогового контроля по семестрам
|
|
| зачет
|
|
| экзамен
|
|
| Курсовой проект (КП)
|
|
| Курсовая работа (КР)
|
|
| расчетно-графические работы (РГР)
|
|
| Реферат (РФ)
|
|
| Домашние задания (ДЗ)
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
| всего
|
|
| В том числе: лекции (Л)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
| общий объем часов (С2)
|
|
| В том числе на подготовку к лекциям
|
|
| на подготовку к лабораторным работам
|
|
| на подготовку к практическим занятиям
|
|
| на выполнение КР
|
|
| на выполнение РГР
|
|
| на написание РФ
|
|
| на выполнение ДЗ
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ
№
| Наименование разделов и тем лекционного курса
| Л
| ПЗ
|
| Цели и задачи курса - воспитание творческой личности, умеющей ставить и решать задачи поиска новых конструкторско-технологических решений на уровне изобретений.
|
|
|
| Психологические аспекты изучения творческой деятельности личности и коллектива.
|
|
|
| Основы психологии творчества. Психология творческой деятельности в области проектирования.
|
|
|
| Пути направления в изучении творчества: изучение опыта изобретателей, метод модельных экспериментов, изучение психологических особенностей творческой личности методами тестирования, анкетного опроса, статистики.
Изучение творческих способностей: мотивация (интересы и склонности), темперамент (эмоциональность), умственные способности.
|
|
|
| Творческая личность. Гениальность и безумство. Некоторые особенности творческой личности.
|
|
|
| Творчество в структуре типовых алгоритмов инженерного конструирования (по Амирову Ю.Д.).
|
|
|
| Организация творческого проектного исследования с применением
методологии и теории промышленного искусства (дизайна).
|
|
|
| Методы коллективного и индивидуального творчества в организации эвристического ускоренного поиска проектного решения.
|
|
|
Содержание лекционного курса
Тема
| Наименование тем лекционного курса
| К-во часов
|
| Лекция 1. Введение в курс.
Цели и задачи курса - воспитание творческой личности, умеющей ставить и решать задачи поиска новых конструкторско-технологических решений на уровне изобретений.
· Предмет курса – изучение методологических средств, активизирующих творческую деятельность инженера;
· О методах научного подхода в организации проектной деятельности;
· Об отличии курса от традиционных. Индивидуальный подход к обучаемому, активное использование аудиовизуальных средств, компьютерных технологий.
· О содержании алгоритма процесса обучения курса (ОИТ):
- юридическая защита авторских прав на результаты творческой интеллектуальной деятельности конструктора-изобретателя;
- изучение результатов и опыта творческой деятельности выдающихся конструкторов-изобретателей России и зарубежья;
- изучение основ управления творческим мышлением личности методами психологии и психодиагностики – «познай себя»;
- изучение основ комплексной конструкторской деятельности;
- изучение творческого процесса с позиций диалектики «системный подход – законы развития техники – принятие решения»;
- методы психологической активизации творческих процессов;
- индивидуальные и коллективные эвристические методы ускоренного поиска проектных решений.
|
|
| Лекция 2. Психологические аспекты изучения творческой деятельности личности и коллектива.
· Изучение основных понятий рефлективно-личностной регуляции, мышления в процессе рождения творческой идеи;
· Роль интуиции в творческом процессе;
· Личностный фактор творческой деятельности;
· Психологические основы механизма группового решения творческих задач;
· О методах стимуляции коллективного решения творческой задачи («мозговой штурм», синектика, морфологический анализ);
· О классификации методов создания новых технических решений, деление рациональных методов на эвристические алгоритмы и индивидуальные методы;
- Классификация методов по типу решения задач.
|
|
| Лекция 3. Основы психологии творчества. Психология творческой деятельности в области проектирования.
· Психодиагностика и методы самопознания и познания других людей и естественной природы;
· Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение) эксперимента.
· Методы эксперимента (лабораторный, естественный и формирующий);
· Праксимические методы (анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, циклография, профессиография);
· Биографический метод (анализ событий, фактов, дат жизненного пути);
· Психодиагностика (беседы, тесты, опросники, интервью, социометрия, экспертные оценки).
|
|
| Лекция 4. Пути направления в изучении творчества: изучение опыта изобретателей, метод модельных экспериментов, изучение психологических особенностей творческой личности методами тестирования, анкетного опроса, статистики.
Изучение творческих способностей: мотивация (интересы и склонности), темперамент (эмоциональность), умственные способности.
· Зоркость в поисках проблем;
· Способ кодирования информации нервной системы;
· Способность к «свертыванию»;
· Способность к «сцеплению»;
· Способность к переносу;
· Боковое мышление;
· Цельность восприятия;
· Готовность к памяти;
· Сближение понятий;
· Гибкость мышления;
· Гибкость интеллекта;
· Способность к оценочным действиям;
· Легкость генерирования идей;
· Беглость речи;
· Способность к доведению до конца;
· Профессиональные способности;
· Равенство способностей и сверхизбыточность;
· Способности и ум (концептуальный, эстетический и социальный).
|
|
| Лекция 5. Творческая личность. Гениальность и безумство. Некоторые особенности творческой личности.
· Высокий интеллект;
· Готовность к интеллектуальному риску;
· Бездарный человек (с нереализованными творческими задатками, с ограниченным числом «информационных полей», с заданиями для которых у него выработаны устойчивые навыки);
· Импульсивность и отсутствие конформности (независимости суждений);
· Склонность к игре;
· Оригинальность без вычурности;
· Огромное трудолюбие в интересующих областях;
· Любознательность, живость ума, высокое сосредоточение внимания и быстрое переключение его, высокий темп психических процессов;
· «Познавательная дотошность» не только в узкой профессиональной области, стремление к уточнению знаний, интерес к первоисточникам, мнению специалистов;
· Высокая взыскательность и критичность, придирчивость и скептицизм к информации, содержащей противоречия, логические неувязки и натяжки, огромный интерес к толковым и энциклопедическим словарям;
· Смелость.
О типологии творческих личностей.
· Классификация типов ученых-исследователей по Гансу Селье (1907-1982);
· Классификация изобретателей по Роберту Вудвортсу (1869-1962);
· Социально нежелательные черты. Антитворческая личность.
|
|
| Лекция 6. Творчество в структуре типовых алгоритмов инженерного конструирования (по Амирову Ю.Д.).
· Принципиальная схема общей структуры алгоритма конструирования;
· Современная конструкторская разработка – комплексный процесс, основанный на использовании методов научно-технического творчества, стандартизации, экономики, конструирования;
· Общая структура алгоритма конструирования:
- блок алгоритма решения стандартизационных задач (БАРСЗ);
- блок алгоритма решения изобретательских задач (БАРИЗ);
- блок алгоритма решения оптимизационных задач (БАРОЗ);
- изучение принципиальной схемы алгоритма конструирования изделий новой техники;
- об экспертной оценке результатов конструирования с позиций требований руководящих нормативных документов к качеству продукции;
- характеристика показателей качества продукции: функциональность, надежность, технологичность, эргономичность, эстетичность, стандартизация, патентно-правовой, экономичность.
|
|
| Лекция 7. Организация творческого проектного исследования с применением
методологии и теории промышленного искусства (дизайна).
· О комплексном проектировании продукции в соответствии с требованиями патентного права к промышленному образцу, изобретению, полезной модели, товарного знака;
· Дизайн-объекты и дизайн-программы в международных и внутригосударственных социальных исследованиях «дизайн-проект для человека и общества»;
· Требования художественно-конструкторского анализа (ХКА), предъявляемые к формообразованию «искусственного» предметного мира, среды промышленных, жилых, административных, общественных, коммунальных и транспортных сооружений второй природы;
· Художественное конструирование (ХК) как методология промышленного искусства в целях и задачах;
· Техническая эстетика (ТЭ) как теоретическая и идеологическая основа промышленного искусства;
· Влияние утилитарно-функционального (УФА), конструктивно-компановочного (структурного) анализов (ККСА), технологического анализа (ТА), анализа физико-механических свойств материала (АФМСМ) на инженерно-технический показатель качества проектного решения формы изделия;
· Влияние архитектурно-художественного (АХА), композиционного анализа (КА) на эстетический показатель формы изделия;
· Архитектонический анализ (АТА) и анализ физических декоративных свойств материала (АФДСМ) (цвет, текстура, фактура и масса) в комбинаторном исследовании проектного решения формы изделия;
· Исследования бионики, средств и категорий композиции (единство и соподчинение, главное и второстепенное, масштабность, пропорциональность, статичность, динамичность, ритмичность, метричность, симметрия, ассиметрия в проектных решениях художественного образа формы изделия;
· Эргономический анализ (ЭА) (гигиенические, антропометрические, психофизиологические и физиологические, инженерно-психологические) требований человеческого фактора к формообразованию проектного решения изделия;
· Социально-экономический анализ (СЭА) (уровень общественной потребности и целесообразности проектирования) и его влияние на формообразование изделия.
|
|
| Лекция 8. Методы коллективного и индивидуального творчества в организации эвристического ускоренного поиска проектного решения.
· Дивергенция и трансформация и конвергенция в расчлененном процессе проектирования;
· Упорядоченный поиск (функционально-стоимостной анализ);
· Метод системотехники;
· Проектирование системы человек – машина;
· Теория и алгоритм решения изобретательской задачи (ТРИЗ и АРИЗ) (по Г.С. Альтшуллеру (Альтову);
· Системный алгоритм творческого мышления (САТМ) (по Абовскому Н.П.);
· Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция);
- формулирование задачи;
- поиск литературы;
- выявление визуальных несоответствий;
- интервьюирование потребителей;
- системные испытания;
- выбор шкалы измерения;
- накопление и свертывание данных.
· Методы поиска идей (дивергенция и трансформация):
- мозговой штурм (по А.Осборну);
- синектика (мозговой штурм с использованием групп, составленных из специалистов разных профессий);
- ликвидация тупиковых ситуаций;
- метод морфологического анализа;
- методы исследования проектных ситуаций;
- дивергенция.
· Методы оценки (конвергенция):
- контрольные перечни;
- метод контрольных вопросов;
- метод выбора критериев;
- метод ранжирования и взвешивания.
|
|
| ИТОГО:
|
| 3.2.1. Содержание практических занятий (деловая игра - тестирование): Первый вариант.
Представленный ниже комплекс занятий направлен на выявление индивидуальных творческих способностей студентов обучаемой группы методами психодиагностики – тестирование и опрос.
Тема
| Наименование практических занятий (семинаров)
| К-во часов
| № 1
| Практическое занятие № 1. Методы психодиагностики в выявлении индивидуальных способностей и перспектив развития личности.
тема: Изучение методов исследования в психологии:
· Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение);
· Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
· Праксимические методы (анализ процессов и результатов трудовой деятельности) с применением хронометрии, циклографии;
· Биографический метод (анализ событий, фактов, дат жизненного пути)
· Психодиагностические методы (беседы, тестирование, опрашивание, социометрия, экспертные оценки).
тема: Изучение области применения тестов:
· Образование, повышение квалификации, профориетация, профподготовка, психологические научно-практические исследования состава творческих коллективов;
· валидность теста, надежность теста, научность теста.
| | № 2
| Практическое занятие № 2. Тема тестирования студентов:
«Базовые характеристики личности, влияющие на творческую профессиональную активность. Экстраверсия – интроверсия – эмоциональная неустойчивость - стабильность»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Природных и социальных;
· Врожденных и приобретенных;
· Генотипических и фенотипических;
· Анатомо-физиологических;
· Психофизиологических;
· Психологических (творческие способности, задатки, потребности, стереотипы восприятия, мышления, поведения).
| | № 3
| Практическое занятие № 3. Тема тестирования студентов:
«Социально-психологическая компетентность в руководстве творческим коллективом. Эффективность руководства. Неэффективный руководитель»
Цель: Изучение свойств личности и коллектива.
· Управление деятельностью;
· Управление людьми;
· Управление связями вне организации;
· Совершенствование управления;
· Способность управления собой;
· Изобретательность и творческий подход;
· Способность влиять на окружающих;
· Знания науки управления, умение руководить, умение обучать и развивать подчиненных.
| | № 4
| Практическое занятие № 4. Тема тестирования студентов:
«Художник или мыслитель»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Образное мышление;
· Логическое мышление;
· Гармоничное взаимодействие противоположных типов мышления.
| | № 5
| Практическое занятие № 5. Тема тестирования студентов:
«Управленческий потенциал лидера творческого коллектива проектировщиков»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Эффективность руководства творческим проектным коллективом;
· Неэффективность руководства;
· Анализ индивидуальных ограничений;
· Анализ стиля управления;
· Анализ производственных ситуаций;
· Лидерские качества руководителя;
· Анализ профессиональных навыков и умения руководителя.
| | № 6
| Практическое занятие № 6. Тема тестирования студентов:
«Творческий потенциал проектировщика и руководителя творческим коллективом»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Граница любознательности;
· Вера в себя;
· Постоянство;
· Амбициозность;
· Слуховая, зрительная память;
· Стремление быть независимым;
· Способность абстрагироваться;
· Степень сосредоточенности.
| | № 7
| Практическое занятие № 7. Тема тестирования студентов:
«Мотивация к успеху проектного результата»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Достижение цели;
· Низкий, средний, высокий уровень мотивации к успеху;
· Мотивация к избеганию неудач, к риску.
| | № 8
| Практическое занятие № 8. Тема тестирования студентов:
«Способность личности будущего конструктора-проектировщика к научному творчеству»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Творческий темперамент;
· Талант к изобретательству, к оригинальному решению;
· Безразличие к творчеству;
· Скромность и пассивность;
· Быть исполнителем, генератором, экспертом;
· О людях бесталанных, занятых не своим делом.
| | № 9
| Практическое занятие № 9. Тема тестирования студентов:
«О степени коммуникабельности творческой личности»
Цель: Изучение творческих свойств личности.
· Об организации группового подхода к решению творческой задачи;
· Общительность, одиночество, терпеливость;
· Нормальная коммуникабельность, любознательность, разговорчивость;
· Альтруизм, многословность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость;
· Терпеливость, сдержанность, уважительное отношение к людям.
| | № 10
| Практическое занятие № 10. Тема тестирования студентов:
«К вопросу о здоровье и работоспособности»
Цель: Изучение аспектов, влияющих на развитие стрессовых ситуаций и заболеваний.
· Подверженность стрессу;
· Обнаружение признаков стресса;
· О причинах, наносящих ущерб здоровью;
· Об организации питания;
· О причинах заболеваний сердечнососудистой системы;
· О духовном здоровье;
· О физическом здоровье.
| | 3.2.2. Содержание практических занятий (семинаров): Второй вариант.
Представленный ниже комплекс занятий направлен на изучение методологического опыта изобретательской работы выдающихся изобретателей Великобритании:
- профессора кафедры машиностроения в колледже королевы Марии лондонского университета, руководителя физического отделения Британской научной ассоциации по исследованиям технологии машиностроения;
- профессора электромашиностроения имперского машиностроительного колледжа в Лондоне, консультанта по изобретательской деятельности ведущих промышленных компаний.
Тема
| Наименование практических занятий (семинаров)
| К-во часов
| № 1
| Практическое занятие № 1. Что такое изобретение и можно ли научиться изобретать?
· Вы можете стать изобретателем;
· Образование и изобретение;
· Изобретение как творческий процесс;
· Что такое изобретение? Путь изобретательства.
| | № 2
| Практическое занятие № 2. История некоторых изобретений и изобретателей.
· Истоки техники, энергия ветра и воды;
· Начало первой промышленной революции;
· Переходный период от ХIХ века к ХХ;
· Т.А. Эдисон (1847-1931), Чарлз Парсонс (1854-1931), Никола Тесла (1856 – 1943) и др.;
· ХХ век, краткий анализ изобретений, сделанных в ХХ веке в США и Великобритании.
| | № 3
| Практическое занятие № 3. Что нужно изобрести?
· Все ли полезные изобретения уже сделаны? Пагубные последствия развития техники. Нанесенный ущерб: окружающей среде, человечеству в настоящее время, будущим поколениям, неполное использование человеческих способностей, безработица;
· Техника и вопросы морали;
· Техника для развивающихся стран;
· Опасные условия труда;
· Медицинская техника. Изобретения, делающие труд более интересным. Образование и человеческое общение. Пассажирский и грузовой транспорт.
| | № 4
| Практическое занятие № 4. Что такое «искусство изобретать»?
· Развитие изобретательских способностей;
· Принципы изобретения;
· Выбор задачи и ее формулировка;
· Момент вдохновения, творческий акт. Кристаллизация идеи.
| | № 5
| Практическое занятие № 5. Знания и мудрость.
· История вещей;
· Борьба с консерватизмом мышления;
· Мода, законы эволюции;
· Ответственность руководителей производства за вопросы финансовой политики, обеспечивающие государству доход;
· Во имя удобства человечества, система стандартизации, унификации и т.п.;
· Ассоциации идей, координация, привычка, страх;
· Познай себя и свои возможности методами психодиагностики.
| | № 6
| Практическое занятие № 6. Умение физически мыслить.
· Творчество и аналогии в природе. Симметрия в природе;
· Четвертое измерение.
| | № 7
| Практическое занятие № 7. Изучение природы в проектной деятельности.
· Бионика, кибернетика;
· О некоторых «инженерных» достижениях в природе;
· Об уровне достижений живых существ «низших животных». Высокий уровень развития техники;
· Природа лучше нас.
| | № 8
| Практическое занятие № 8. Умение «думать руками».
· О некоторых общеизвестных примерах;
· «Думать руками» - очень важное умение изобретателя. развитие пространственно-временного изображения: «умение наблюдать и видеть»;
· Роль ручных инструментов и промышленных технологий в развитии умения «думать руками»;
· Некоторые механические задачи в качестве упражнений для развития умения «думать руками».
| | № 9
| Практическое занятие № 9. Обучение изобретателей.
· Зачем обучать изобретательскому мастерству?
· Как учить изобретателей?
· Перевозка пассажиров в «часы пик»;
· Как устранить падение Пизанской башни?
· Как устранить падение сосулек с крыш?
· Экономичный, экологически чистый автомобильный двигатель, не загрязняющий окружающую среду;
· Проблема дирижаблей;
· Об автомобилях, движущихся с постоянной скоростью и на неизменном расстоянии;
· Устройство для мастерской – «третья рука» изобретателя;
· Изобретения для нужд сельского хозяйства;
· Солнечная энергия;
· Летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой человека;
· Изобретения для домашнего хозяйства;
· Хирургический инструмент;
· Устройство для облегчения жизни инвалидов;
· Устройство для исключения загрязнения окружающей среды;
· Устройство для проблем, связанных с пожарами;
· Геологоразведка, структура подземных куполов;
· Создание робототехники;
· Создание разнообразных устройств, способов и веществ;
· Решение технических проблем, стоящих перед развивающимися странами.
| | № 10
| Практическое занятие № 10. О процессе разработки изобретения и получении патента.
· Четыре этапа разработки изобретения;
· Поэтапная работа над изобретением;
· Изобретения, патенты и юридические процедуры;
· Об изменения патентной системы в конце 70-х годов;
· Формула изобретения;
· Язык и стиль патентов;
· Мода и слог патента;
· Патентование идеи;
· Борьба с экспертами, отказы и неудачи.
| | № 11
| Практическое занятие № 11. Анализ некоторых изобретений М. Тринга и Э. Лейтуэйта.
· Магнитогидродинамический генератор;
· Непрерывное производство стали;
· Движители на эффектах пограничного слоя;
· Шагающая машина;
· Телеуправляемые роботы;
· Автоколебательный индукционный электродвигатель;
· Электромагнитная «левитация» - парение предметов;
· Разработка линейных электродвигателей;
· Изобретение «от хорошей жизни».
| | № 12
| Практическое занятие № 12. Обсуждение обучаемых студентов на темы:
· Что Вы можете изобретать сами?
· Какие проблемы существуют сегодня в повседневной жизни, решить которые призваны изобретатели?
· Как выше рассмотренная методология способствует развитию моего творческого мышления?
| |
Реферативные отчеты по тематике практических занятий представляются каждым студентом группы в виде презентационного сообщения, подготовленного с применением инструментальной среды визуальных (аудиовизуальных) коммуникаций компьютерных технологий. Предлагается зафиксировать по возможности процесс докладов и обсуждений на киносъемку.
Таблица 3 – Практические занятия и их связь с лекционным курсом
№
п/п
| № темы
лекционного курса
| Наименование практических занятий (семинаров)
|
|
| Назначение патентных исследований (ПИ) в условиях формирования рыночных отношений. Порядок организации проведения ПИ. Патентный поиск (ПП) в выполнении курсовой работы и ВКР
|
|
| Виды патентных исследований
|
|
| Разработка задания на ПП по ГОСТ 15.011-96
|
|
| Разработка регламента и предмета патентного поиска
|
|
| Определение стран поиска ПИ и глубины поиска ПИ
|
|
| Принципы классификации технических решений, описанных в технической документации
|
|
| Определение источника информации. Содержание патентной документации
|
|
| Анализ и оформление результатов патентных исследований. Системы поиска и средства их реализации
|
|
| Описание изобретения. Формула изобретения
|
РЕФЕРАТ
Выполняется по тематике, соответствующей содержанию лекционных и практических занятий. Объем часов самостоятельной работы над рефератом соответствует нормативному времени, отведенному планом-графиком на специальность.
Примерная предложенная ниже тематика рефератов соответствует исследованию творческой деятельности авторов в России и за рубежом по 3-м объектам авторского права:
- 12 наименований произведений литературы и искусства;
- программа для ЭВМ и базы данных;
- топология интегральных микросхем
и 4-м объектам патентного права:
- изобретение;
- полезная модель;
- промышленный образец;
- товарный знак.
Студенту предлагается представить реферативное изложение в виде авторской творческой работы с воплощением ее в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, аудиовизуальной, объемно-пространственной, изобразительной, включая кино-, видео-, теле-, фото-кадр или другие формы, отделенные от личности автора и имеющие самостоятельное бытие.
Проведение патентного поиска предлагается провести по тематике курсового и дипломного проектов, согласовав ее с руководителем от выпускающей кафедры, выполнив его по требованиям, изложенным тематикой практических занятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|