ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предпринимательский риск: сущность, виды, способы управленияПод предпринимательским (коммерческим) риском понимается коммерческий риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Иными словами, предпринимательский риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. Предпринимательский риск обусловлен неопределенностью условий деятельности организации, невозможностью полного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих не результат конкретных действий. В свою очередь, неопределенность порождает ситуацию, когда предполагается несколько возможных результатов, но имеющихся данных недостаточно для точного определения, какое именно событие произойдет. Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Исходя из этого, следует различать: · риск, связанный с хозяйственной деятельностью; · риск, связанный с личностью предпринимателя; · риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды. По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране, и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников фирмы. С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного, известного отрезка времени, например транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью. Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска: · диверсификацию; · распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям); · страхование; · хеджирование; · резервирование средств; покрытие непредвиденных расходов. · 40.Цели и задачи финансового анализа на предприятии, его виды, содержание и информационное обеспечение · Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. · Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. · Анализ финансового состояния делится на внутренний и внешний. Они существенно отличаются по своим целям и содержанию. · Основные задачи анализа: · 1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования. · 2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости. · 3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. · 4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. · Для решения вышеперечисленных задач в финансовом анализе применяется ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике. · Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов: · 1. Горизонтальный (временной) анализ – базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. · 2. Вертикальный (структурный) анализ – базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. · 3. Сравнительный анализ – базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. · 4. Анализ финансовых коэффициентов – базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. Наибольшее распространение получили следующие группы финансовых коэффициентов: коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия; коэффициенты оценки платежеспособности предприятия; коэффициенты оценки оборачиваемости активов; коэффициенты оценки оборачиваемости капитала; коэффициенты оценки рентабельности и другие. · 5. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. · 6. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т. е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. · Основной информационной базой и источником финансовой информации для диагностики состояния организации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связующим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия. · Финансовая отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. · Сущность бюджетирования, анализ и контроль исполнения бюджетов предприятия · · Практика составления бюджетов предприятий получила название бюджетирования. Бюджетирование — это планирование, учет и контроль движения денежных средств и анализ финансовых результатов конкретных направлений деятельности. Цель бюджетирования — определение суммы и структуры расходов предприятия и его отдельных подразделений на конкретные цели и финансовое обеспечение их покрытия. · В последние годы бюджетирование превращается в одну из основных форм менеджмента. Бюджеты могут составляться не только по предприятию в целом, но и в рамках центров ответственности предприятия и по дочерним предприятиям. Порой бюджеты составляются по каждому структурному подразделению предприятия. · Бюджет предприятия — это оперативный или краткосрочный финансовый план предприятия, характеризующий затраты и поступления денежных средств по различным направлениям деятельности. Бюджеты позволяют определить, какие из этих направлений приносят прибыль и в каком объеме, а также какие направления убыточны и в какой степени. При этом наиболее выгодные направления могут получить дополнительное финансирование, тогда как убыточные — сняты с финансирования. Однако малоприбыльные (неприбыльные) направления могут быть перспективными, и наоборот, прибыльные направления — не иметь перспектив. В этом случае неприбыльные направления могут получить дополнительное финансирование. Бюджеты дают возможность предприятию и его подразделениям (в которых составляются бюджеты) сопоставлять свои затраты с объемом финансовых ресурсов и вносить соответствующие коррективы в деятельность, изыскивать недостающие средства, планировать размещение временно свободных средств, получать средства тогда, когда в них есть потребность и пр. · Выделяют бюджеты: общий, операционные (или текущие), движения денежных средств, доходов и расходов, обязательств и вложений компании по основным счетам активов и пассивов, капитальные бюджеты. Основными являются операционный и капитальный бюджеты. Операционный (текущий) бюджет и отчет о прибылях и убытках имеют много общего. Бюджет доходов и расходов предприятия аккумулирует, отражает положительный и отрицательный денежные потоки на предприятии, а также баланс доходов и расходов по предприятию в целом (по его основным программам) и в разрезе центров ответственности. Что касается общего бюджета компании, то он включает в себя вышеназванные бюджеты в качестве своих составных частей. Трудность бюджетирования заключается в том, что на предприятиях обычно существует несколько центров ответственности. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - предпринимательская Данный вид деятельности включает ряд направлений, к которым относят следующие: 1. международная торговля товарами; 2. международные кредитные отношения; 3. международное инвестиционное сотрудничество: 4. международное кооперирование и НТ сотрудничество Основу внешнеэкономической деятельности составляют внешнеэкономические связи (ВЭС), под которыми понимается упорядоченная, постоянно развивающаяся сеть взаимодействия коммерческих коммуникации субъектов, входящих в структуру внешнеэкономического комплекса. ВЭД предприятия регулируется следующими нормативными актами: Гражданский кодекс РФ, «Налоговый кодекс РФ,ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.п. Организация внешнеэкономических операций на предприятии включает в себя следующие этапы: 1. Изучение конъюнктуры внешнего рынка экспортером и импортером по интересующему их виду товара. 2. Выбор форм и методов работы на рынке. 3. Планирование внешнеторговой операции. 4. Проведение рекламной компании. 5. Подготовка и заключение внешнеторгового контракта. 6. Исполнение контрактных обязательств и контроль за исполнением В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены отделы ВЭД (ОВЭД), департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы. Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступают их функциональная направленность и решаемые задачи. Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этим задачи всех форм организации управления ВЭД сводятся к следующим: • планирование, организация и осуществление • наращивание объемов экспорта, совершенствование его товарной и • повышение эффективности импортных закупок в соответствии со •повышение конкурентоспособности продукции за рубежом, ОВЭД является структурным подразделением предприятия, имеет не многочисленный штат и литейную структуру управления. Начальник, экономист по ВЭД, менеджер по ВЭД. специалист по международному маркетингу, специалист по логистике,протокольное бюро (переводчик и юрист) В обязанности начальника ОВЭД входят: • общая координация деятельности работников ОВЭД и реализации • разработка и согласование: программ и планов развития ВЭД; бизнес- • организация информационной системы ОВЭД по конъюнктуре мировых и российского рынков анализ конкурентоспособности продукции предприятия на рынке. Изучение деятельности конкурентов; поиск новых партнеров и рынков сбыта продукции предприятия на внешнем рынке, изучение возможностей расширения ассортимента продукции предприятия, реализуемой на внешнем и внутреннем рынках, разработка новых направлений рентабельности внешнеторговых и внутрироссийских поставок; • проведение переговоров, переписки с потенциальными партнерами, разработка внешнеторговых контрактов (по согласованию с соответствующими службами предприятия), дальнейшая координация действий по исполнению заключенных внешнеторговых контрактов; • контроль за выполнением обязательств по внешнеэкономическим договорам; •разработка и проведение мероприятий по снижению уровня затрат, связанных с деятельностью ОВЭД. Экономист по ВЭД вып олняет обязанности, включающие: •разработку планов реализации внешнеэкономических сделок • расчет внешнеторговых цен, их обоснование; • оптимизацию транспортных расходов; • координацию работы с финансово-кредитными учреждениями по вопросам кредитования ВЭД и реализации валютного контроля за реализуемыми предприятием внешнеэкономическими сделками. Оформление документации по валютному банковскому контролю, и др. В обязанности менеджера по ВЭД входит: • поиск поставщиков, установление контакта с ними посредством • организация и проведение переговоров с иностранными контрагентами; • подготовка проектов внешнеторговых контрактов и другой товаросопроводительной документации, их своевременный перевод на иностранные языки; • прием (размещение) заказов на экспорт (импорт) продукции и • ведение информационного банка данных о потенциальных партнерах. • исследование конъюнктуры мировых рынков соответствующей • отслеживание ассортимента и координация закупок и т.п. Обязанности специалиста по логистике включают: • расчет транспортных и таможенных расходов; • выбор способа и маршрута доставки, разработка схем доставки товара с целью минимизации платежей, выбор вида транспорта; • оформление транспортных и таможенных документов; • работу со складами, таможенными терминалами, страховыми и • таможенное декларирование и оформление внешнеторговых грузов; • контроль за выполнением сроков доставки товаров, подачи Протокольное бюро осуществляет техническую (перевод различной документации, обеспечивающей реализацию внешнеэкономических сделок, помощь в организации переговоров) и юридическую поддержку (при составлении внешнеторгового контракта, урегулировании споров в арбитражном суде, анализе рекламаций, взыскании штрафных санкций и т.п.). При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование ОВЭД в департамент ВЭД являющийся сравнительно обособленным подразделением предприятия, но не имеющий самостоятельного баланса и организационно-правового статуса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|