Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое положение населения Рима в царский период.




Царский период – это эпоха разложения первобытнообщинных отношений и зарождение государства. Рим образовался в виде полиса. Римский народ являлся родоплеменным объединением. В этот период в Риме было 300 родов, которые объединились в 30 курий, а 10 курий составляли трибу (3 племени). Курия представляла собой объединение близкородственных родов. В царский период существовали семейные общины в пределах родов. Патриархальная семья называлась фамилия. Во владении семьи находились дом, скот, оружие и небольшой участок земли, а пахотная земля делилась между семейными общинами. Землевладение было частным. Старейшие роды в Риме назывались патриции. Из них постоянно выделяется аристократия, которую стали называть патрициями в узком смысле этого слова. Они захватили значительную долю имущества распадавшейся родовой общины и, прежде всего, - землю. Патриции были превой категорией населения в Древнем Риме.

Вторая категория населения- клиенты. Клиенты – это лица, утерявшие родовые связи и пришлые племена. Они попадали в зависимость от своих покровителей, которые назывались патронами. Клиенты должны были служить в доме патрона, сопровождать его в военных походах.

Третья категория населения – плебеи (плебс). Это были неполноправные люди, по положению похожие на афинских метеков. Они были свободными людьми, но не состояли в общине, поэтому считались чужаками.

Четвертая категория населения – рабы. Обычно это были пленные и купленные, но уже появляется долговая кабала.

Во главе римской общины стоял царь – рекс, который был военоначальником, верховным жрецом и судьей. Сначала он избирался всем римским народом, а при последних царях власть передавалась по наследству.

Существовал совет старейшин, который назывался сенат. Он состоял из 300 человек, то есть по одному из каждого рода.

Народное собрание называлось куриатные комиции. Они решали вопросы, касающиеся всего римского народа: принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. В отличие от Афин, собрания проводились по куриям и каждая курия имела 1 голос. Плебеи в Риме к политическому управлению не допускались. В формировании государства большую роль сыграли реформы царя Сарвия Туллия в 6 веке до нашей эры.

 

24. Государственный строй Рима в «царский период»

Древнейшая форма правления Рима в царский период - ранняя монархия. Основными элементами её являлись: царь, сенат и народное собрание. Во главе государства стоял рекс (rex), правитель, царь. Должность рекса не была наследственной, а имела выборный характер. Избрание рекса происходило в народном собрании, но кандидатура царя предлагалась патрицианским сенатом. Им же и утверждалось избрание. Царь сам вносил в куриатные комиции (народное собрание) куриатный закон об империи (lex curiata de imperio), a курии голосовали за этот закон.

Рекс являлся высшим правителем, военачальником (главнокомандующим), верховным судьёй и жрецом. Полномочия рекса:

1. Верховная военная власть – полномочия в сфере miIitiae: право набирать войско, предводительствовать на войне, распоряжаться военной добычей.

2. В сфере domi гражданские функции рекса охватывали верховное управление государством: право созывать сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, вносить на утверждение этих собраний законы, заведовать казной, государственным имуществом, устанавливать подати и повинности, назначать и смещать должностных лиц, поддерживать порядок в государстве, охранять его безопасность, заботиться о благосостоянии населения и благоустройстве города, устанавливать отношения с другими государствами. Царю принадлежало право законодательной инициативы (право предлагать законы), но законодательная власть (право принимать законы) принадлежала римским комициям. Законодателем был римский народ.

3. Верховная юрисдикция. Судебные полномочия царя распространялись и на гражданскую (мирную), и на армейскую (военную) сферы жизни римской общины. Судебные решения рекса имели силу законов, поскольку у него было право вершить правосудие именем Юпитера (судебный процесс имел форму совещания с богами). Вынося судебные решения, царь опирался не только на законы и обычаи предков, но и на собственную их интерпретацию, на свое понимание божественной справедливости. Царь мог налагать наказания вплоть до смертной казни, мог привлекать к разбору дел сенат.

4. Верховная религиозная власть. Как верховный жрец царь стоял над всеми жрецами. Он выступал посредником между богами и народом. Его сакральная власть включала право общения с божествами от имени общины, совершения богослужений и жертвоприношений, право общественной дивинации (divinatio - интерпретация знаков божественного происхождения: от divus - божественный).

Наиболее распространенный вид дивинации ауспúции (auspicia - наблюдения за поведением птиц). Ни одно сколько-нибудь значительное дело не совершалось римлянами без ауспиций. В архаическом Риме, когда война была обычным состоянием общества, особое значение получили ауспиции в ходе военных действий. В военной сфере гадание по полету и крику птиц рано было заменено наблюдением за поведением птиц. Хорошим знаком считалось падение на землю предмета, который птицы несли в клюве (он рассматривался как имевший символическое значение). Для ауспиций можно было использовать любых птиц, и, упрощая задачу, римляне нередко ограничивались цыплятами. Их брали в военный поход с собой; содержал священных цыплят специальный служитель, он назывался пулларием.

Со временем образовалась специальная «экспертная коллегия для общих ауспицийдля общих ауспиций» в лице жреческой коллегии авгуров (augures). В обязанности авгуров входило наблюдение за птицами и интерпретация различных знамений. Авгуры имели право контроля за правильностью выполнения ауспиций царями и (в дальнейшем) магистратами.

Рекс имел помощников, в первую очередь, по военным делам. Им он поручал руководство отдельными отраслями управления, сохраняя за собой общее руководство. Например, городской префект (praefectus urbi) - гражданский и судебный заместитель царя в о время его отсутствия в Риме, назначавшийся самим рексом.

В ранней монархии власть рекса была юридически неограниченна. Однако фактически его власть ограничивалась сенатом и народным собранием. При принятии важных решений он считался с общественным мнением, с обычаями. Функции государства в период ранней монархии ограничивались военным делом, правосудием, сбором немногочисленных налогов и отчасти, принятием законов, ибо основным источником права являлось обычное право. Государственная организация являлась примитивной.

Другим властным органом являлся сенат (senatus). Он состоял из 300 старцев, глав больших патриархальных семей, из которых состоял род. Это был совещательный орган по важным делам при царе. Сенат собирался по призыву царя и обсуждал по предложению царя те или иные вопросы, но его решения не были юридически обязательны для царя. Сенат в царский период обладал судебными функциями. Сенат выносил также рекомендации, кого избрать царем, но непосредственно избирали его комиции.

Внутри сената решение принималось голосованием. Голосование производилось путем расхождения сенаторов в разные стороны: каждый направлялся в сторону того, чье предложение он считал правильным.

Третьим элементом государственного устройства являлось народное собрание - собрание всех взрослых способных носить оружие полноправных граждан - патрициев. Народное собрание называлось куриáтными комúциями. В состав их входили только патриции, разделявшиеся на кýрии. Собрания эти происходили по куриям. Каждая курия имела один голос. Внутри курии голосование было персональным.

Народное собрание созывалось по инициативе рекса. Он вносил на его рассмотрение свои предложения, чтобы получить согласие народа на важную меру. Например, объявление войны, заключение мира. Помимо воли рекса народное собрание состояться не могло и народ не имел инициативы в предложении вопросов для решения собрания. Предложения рекса обсуждению в народном собрании не подлежали, а лишь принимались или отвергались путём открытой и устной подачи голосов - простым «да» или «нет». Важнейшей функцией куриатных комиций было избрание рекса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных