Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система подготовки научно-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта




Подготовкой и повышением квалификации научных кадров в Российской Федерации занимаются, с одной стороны, органы государственного управления (Госкомитет по науке и техноло­гии, Министерство образования РФ, Российская академия наук), а с другой — научные учреждения и высшие учебные заведения. В этой работе важное место принадлежит научной общественнос­ти. Основная ответственность за подготовку и повышение квали­фикации научных кадров возлагается на научно-исследовательс­кие учреждения и высшие учебные заведения (приложение 20). В Российской Федерации два научно-исследовательских инсти­тута физической культуры — в Москве и Санкт-Петербурге, 14 академий и институтов физической культуры и около 80 фа­культетов физической культуры в педагогических вузах, класси­ческих и технических университетах. В этой работе активное уча­стие принимает Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму [10, 22].

В существующих формах подготовки и повышения квалифика­ции научных кадров выделяют четыре группы [10].

Первая группа: в период обучения студентов в вузах — занятия в научных кружках, работа в студенческих научных обществах и конструкторских бюро, в проблемных лабораториях, участие в кон­ференциях, конкурсах научных работ и т. д., учебно-исследователь­ская работа; стажеры-преподаватели, группы подготовки к всту­пительным экзаменам в аспирантуру, к кандидатским экзаменам.

Вторая группа: подготовка кандидатов наук в аспирантуре (оч­ная и заочная форма) путем соискательства, предоставление твор­ческого отпуска для завершения работы над диссертацией.

Третья группа: формы повышения квалификации лиц, имею­щих опыт научно-исследовательской или научно-педагогической работы (кандидатов и докторов наук, не имеющих ученой степе­ни). Это факультеты и институты повышения квалификации пре-


подавателей вузов, стажировка преподавателей, командировки в НИИ, вузы для обобщения опыта, семинары и курсы по освое­нию новых методов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы, зарубежные командировки.

Четвертая группа: подготовка докторов наук — научных кадров высшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями по планам НИИ или вуза. Для завершения ра­боты предоставляется творческий отпуск до шести месяцев или освобождение преподавателей вузов от педагогической нагрузки на срок до двух лет (перевод на должность научного сотрудника).

Все группы представляют собой этапы на пути овладения выс­шей научной квалификацией. В этой работе существенное место занимает система аттестации научных кадров — присуждение уче­ных степеней и присвоение ученых званий [10, 15]. Аттестация иг­рает важную роль в системе управления наукой, обеспечении раз­личных организаций научными кадрами. Ученая степень определяет квалификацию научного работника и присуждается по объему зна­ний, научному значению и степени самостоятельности его иссле­дований в одной из отраслей наук. Ученое звание определяет долж­ностную функцию научного работника (педагогическую или науч­но-исследовательскую) и присваивается в зависимости от характе­ра и качества выполняемой им работы в высшем учебном заведе­нии или научно-исследовательском учреждении по одной из спе­циальностей. Присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук и ученых званий доцента и профессора производится соответ­ствующими структурами Министерства образования Российской Федерации: ученых степеней — после положительного решения дис­сертационных советов НИИ или вузов; ученых званий — после положительного заключения Учебно-методических объединений по соответствующим специальностям [10, 15, приложение 20].

Кроме названных ученых степеней и званий существуют выс­шие академические звания, которых удостаиваются известные уче­ные при избрании их в действительные члены или члены-коррес­понденты Российской академии наук (РАН), Российской акаде­мии образования (РАО) и др. Существуют звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы» и др.

В 2000 г. в Российской Федерации утверждена новая «Номенк­латура специальностей научных работников» [12]. В соответствии с этим документом физическая культура, спорт, физическое вос­питание входят в педагогические науки (13.00.00): 13.00.04 — Тео­рия и методика физического воспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. На пред­метной основе физической культуры, спорта, физического вос­питания возможна подготовка научных работ по другим специ­альностям: 13.00.08 — Теория и методика профессионального об-


разования; 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования; 19.00.13 — Психология развития, акмеология [при­ложение 20]. По каждой специальности утвержден «Паспорт науч­ной специальности», в котором изложены сущностные основы конкретной научной области; паспорт научной специальности 13.00.04 определяет содержание научной и методической деятель­ности в физической культуре, спорте, физическом воспитании, научную проблематику в этой области. Это содержание составля­ют три группы проблем: общие основы теории и методики физи­ческого воспитания и спорта; теория и методика спорта и спортив­ной подготовки; теория и методика оздоровительной и адаптив­ной физической культуры [18].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных