ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Системогенетический принцип развития в формировании ценностей.Становление личностных ценностей в онтогенезе 1. Системогенетический принцип развития в формировании ценностей 1. К. Роджерс: ценностный процесс младенца и взрослого. 2. С.Л.Рубинштейн: два типа нравственности 2. В.И.Кабрин: сезоны жизни и ценностная холархия. 3. Формирование эмоций в онтогенезе в концепции В.В.Лебединского и личностные ценности. Эмоциональная направленность как предпосылка формирования ценностей - Когнитивные предпосылки формирования оценочных и ценностных механизмов (Фиске) - Социальные предпосылки формирования личностных ценностей (Конев и Шадрин) 4. «Ценностность» и становление личности в дошкольном возрасте (Н.И.Непомнящая). - Микросреда в формировании ценностей - Наследственность в формировании ценностей
Системогенетический принцип развития в формировании ценностей. Данный принцип гласит, что история формирования функции воспроизводится в каждом акте функционирования. Следующий принцип: один и тот же результат обучения (одно и то же поведение) может выполняться по-разному, в соответствии с историей формирования данного поведения. Если понимать ценности как ценностные оценки – то это результаты оценочного процесса, ценности также можно понимать как оценочные основания, а процесс ценностного оценивания можно описывать как использование средств и механизмов в оценочной деятельности. Все это разнообразие – оценочные основания, оценочные механизмы, условия оценочной деятельности будут определять функционирование ценностей и его результат. Прежде чем рассмотреть специфику функционирования ценностей, нужно уяснить предназначение ценностей – содержание их функций. В.Е.Клочко выделяет три основные функции ценностей: - обеспечение избирательного взаимодействия системы с окружением (Действительно, «носителем» ценностей может быть не только индивид, но и группа, и общество. Согласно В.Е. Клочко, носителем ценности является любая система, если понимать ценности как системное качество, порождаемое во взаимодействии системы с другими системами и с метасистемами (А.В.Карпов)). Выполняя эту функцию, ценности «фильтруют» все контакты с окружением, отбирая то, что необходимо для системы по принципу «соответствия» - то что соответствует индивиду (усиливает его, делает более жизнеспособным, радостным, удовлетворенным, счастливым). Вторая функция ценностей – организация системы, ее интеграция. Ценности своим существованием создают и поддерживают единство чувств, мыслей, поведения и жизнедеятельности личности. Ценности по своей природе интегративные образования (*раскрыть). Сущность ценностей – в соотнесении значимости, в соотнесении всех элементов внутреннего опыта с базовыми оценочными факторами и с многими контекстами существования личности. Определение приоритетов, «упорядочивание» индивидуального опыта на основе ценностной оценки является способом сохранения целостности личности. Третья функция ценностей – определение направления развития личности (системы). Направление развития задается тем, что ценностная система имеет свойство «устремленности». Ценностная система антиномична. Любая ценность подразумевает биполярную оценку «плохо – хорошо», поэтому она предполагает желаемое изменение в направлении хорошего, лучшего. В.Е.Клочко так и определяет ценности – это возможности человеческого развития. Отметим, что биполярность оценок «плохо – хорошо» и вектор развития к «хорошему» следует и из других теоретических представлений о природе ценности. Так представление о потребностной природе ценностей (ценности – как предметы или как обобщенные способы удовлетворения потребностей) также наделяет ценности свойством «стремления» к изменению, развитию на основе удовлетворения потребностей. Представление о «барьерной» природе ценностей Р.Х.Шакурова трактует ценности как стремления человека к преодолению барьеров. Представление об эмоциональной природе ценностей (Б.И. Додонов, E.Кlinger) объясняет развитие человека стремлением к переживанию желаемых эмоциональных состояний – чаще всего, позитивных - радости, благополучия, удовлетворенности. А Б.И. Додонов уточняет это стремление через термин «эмоциональная направленность», т.к. радость может испытываться от разных по направленности эмоций». Целевые концепции ценностей
Таким образом, все концепции ценностей отмечают мотивационный (энергетическую, побудительную, инициирующую и направляющую) аспект ценностей, который определяет направление активности, приводящей к изменениям и развитию. Это три фундаментальных функции ценностей. Все они выполняются на основе ценностного оценивания. Феноменологически ценностное оценивание человек воспринимает как переживание (Феноменологически (т.е. в опыте субъекта – так, как их воспринимает сам человек) ценностные оценки представлены как ценностные переживания).
Вернемся к системогенетическим принципам. История формирования функции повторяется в каждом акте функционирования. Но результат выполнения функции (результат ценностной оценки в данном случае) может быть одинаковым при разном способе оценки, который может складываться в разной истории формирования ценностных оснований
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|